Дар языков. Часть 7

Как мы видели с вами в предыдущих частях данного исследования, ключ к 1 Кор. 14 — назидание церкви. Много о нем говорится в том или ином виде. К примеру, стих 3 говорит о назидании, стих 4 говорит о назидании церкви, стих 5 говорит, чтобы церковь получила назидание, стих 12 говорит «для назидания церкви», стих 19 говорит «там, чтобы я мог научить других» и стих 26 резюмирует, говоря «всё да будет к назиданию». В этом главная мысль всей 14-ой главы. Когда церковь собирается вместе для служения, основное, что там должно происходить – назидание.

Посмотрим внимательнее на слово «назидание». Греческий глагол οἰκοδομέω (ойкодомео) и греческое существительное οἰκοδομέ (ойкодоме) происходят от 2 слов – οίκος (ойкос) – дом, и δδομέω (домео) – строить. Буквально слово «назидание» на языке оригинала Нового Завета означает «строить дом». То есть, быть назидаемым значит быть строящимся. Именно этот термин использован в 1 Кор. 14.

Слово οἰκοδομέ (ойкодоме), также, пять раз переведено в Новом Завете как «строители»: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. ( Мф. 21:42, Мк 12:10, Лк. 20:17, Деян. 4:11, 1 Пет. 2:7) Здесь речь идет о Христе – используется метафора. Но слово, которое здесь используется является формой слова, использованного для «назидания». В духовном смысле, назидание есть процесс, подобный строительству дома. В церкви должно происходить назидание (созидание) святых до их полноты. Назидать кого-либо означает «содействовать его духовному росту», «развивать характер верующего до достижения реальной взрослости в вере».

В церкви мы должны назидаться вместе как группа людей. Кроме того что мы должны получать назидание когда собираемся вместе на общем служении, каждый член церкви, также, должен участвовать в назидании других. Павел об этом говорит 1 Фес. 5:11:

Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

(1Фесс.5:11)

Увещавать и назидать друг друга не только задача пастора или проповедника. Это – задача каждого верующего.

Конечно, назидание есть задача лидеров церкви. Еф. 4:11-12 говорит:

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

(Еф.4:11,12)

И служители церкви, и ее члены должны заниматься назиданием друг друга для достижения духовной полноты и зрелости. В этом наше призвание, наша ответственность перед Богом. Это то, что от нас ожидает сам Бог как выражение Его воли в церкви.

Это подразумевает, что мы не должны когда-либо действовать эгоистично. Мы не должны беспокоиться только о своём собственном успехе, своей собственной славе или, даже, о своём собственном назидании. Рим. 15:2 говорит:

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

(Рим.15:2)

И далее, в стихе 3 дается пример:

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

(Рим.15:3)

В другом месте мы читаем:

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мар.10:45)

Христос не искал того, что было бы самым полезным Ему самому, но того, что было полезно другим. И точно также мы призваны поступать. Поэтому, у нас есть ответственность перед Богом за назидание друг друга.

В 1 Кор. 14:2 Павел указывает на заблуждение коринфян, а не утверждает истину, когда обращается к коринфянам со следующими словами:

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

(1Кор.14:2)

Коринфяне должны были «говорить людям», т.е. назидать друг друга. Стих 4 говорит:

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

(1Кор.14:4)

Но это абсолютно неправильно! Библия не призывает нас назидать самих себя. Она призывает нас назидать друг друга.

 

Составные части назидания

У назидания есть несколько элементов:

  1. Правильное отношение – самоотверженность

Чтобы назидать друг друга у нас должно быть правильное отношение. Павел говорит об этом в Рим. 14:19:

Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

(Рим.14:19)

Другими словами, Павел говорит, что мы должны стремиться к тому, что будет назидать друг друга, не злоупотреблять нашей свободой, не говорить «что хочу то и делаю, потому что я под благодатью, а не под законом» и т.п. Такое отношение никак не помогает искать того, что назидает других.

  1. Правильный инструмент – Слово Божье

Если вы будете назидать друг друга, то для этого есть только один эффективный инструмент – Слово Божье. 2 Тим. 3:16-17 говорит:

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

(2Тим.3:16,17)

Наша ответственность – иметь правильное отношение к назиданию и использовать правильный инструмент – Слово Божье.

  1. Правильный взгляд – Божье дело

Мы должны иметь терпение по отношению друг к другу и дать Богу делать Его дело в определенное Им время.

Итак, у нас должно быть правильное отношение к назиданию друг друга. При этом, у вас может возникнуть вопрос: «А как к этому всему относится евангелизация? Где ее место? Как нам достичь других если мы только и заняты что назиданием друг друга?» Ответ на этот вопрос находится в Деян. 9:31:

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь [они делали то, что должны были делать – назидаясь для достижения духовной зрелости] и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

(Деян.9:31)

Замечание: квадратные скобки по тексту используются мной для приведения пояснения по стихам.

Рост – результат назидания. Как только церковь начнет достигать духовной зрелости, она будет евангелизировать других. Евангелизация будет «побочным продуктом» назидания.

Соответственно, когда мы собираемся вместе мы должны назидаться. Там мы должны учиться Слову Божьему и быть под воздействием Божьей истины так, чтобы она содействовала нашему росту. Назидание есть важнейший приоритет для церкви.

 

Обобщение предыдущей части

Назидание в Коринфской церкви прекратилось. Это было из-за хаоса и путаницы, которые там существовали. В 1 Кор. 14 Павел пытается остановить перегибы, убрать путаницу, прекратить замену подлинного ложным и вернуть коринфян назад к порядку, благодаря которому у них будет назидание.

В 1 Кор. 14:1-25 Павел устанавливает принципы, относящиеся к языкам, пророчеству, а также указывает на их предназначение и место в служении. Он, также, дает четкие теологические определения. Начиная со стиха 26, он призывает к практическим действиям. Другими словами, он говорит: «Так как это – истина в отношении данных даров, то вот как вам надо поступить»

 

Процедура систематического использования дара языков (стихи 26-40)

В 1 Кор. 14:26 описывается состояние общего служения Коринфской церкви:

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.

(1Кор.14:26)

Павел говорит: «Как так, что вы, понимая какая глупость есть эта путаница и хаос, продолжаете это повторять?» Павел не говорил коринфянам делать то, что написал в стихе 26. Он просто указал на то, что они уже делают. У коринфян было соперничество за превосходство. Из-за этого, никто не получал назидание на их служениях. Неверующие даже думали, что коринфские Христиане были безумными!

 

Когда вы сходитесь

Эта фраза указывает на общее собрание церкви для поклонения и общения. Стих 23 также показывает, что это происходит, когда церковь собирается вместе. Другими словами, если вы приходите в Коринфскую церковь в какое-либо воскресенье, то обязательно там столкнетесь со следующим:

У каждого из вас есть псалом

Когда мы видим слово «псалом», мы думаем о псалмах Ветхого Завета. Однако, возможно, что некоторые в Коринфской церкви желали читать эти псалмы вслух для всей церкви на служении. Тем не менее, греческое слово, которое здесь используется, буквально, обозначает «песня, которую поют под аккомпанемент музыкальных инструментов».  Более вероятно, что в Коринфской церкви на служении была ситуация, когда несколько человек громко пели одновременно.

Можете представить себе хаос, который такое пение вызывало? Несколько человек поют, и несколько человек играют на музыкальных инструментах одновременно. Псалмы раньше были обычной частью богослужений в церкви. Кол. 3:16 упоминает «псалмы, славословия и духовные песни». Музыка и пение всегда были прекрасными частями богослужения в церкви. Однако, в Коринфе это все было искажено гордостью и была ситуация, когда несколько человек пели одновременно в ходе служения.

Есть поучение

Это означает, что имеется что-то, чему можно поучиться. Каждый, кто хотел применять свой дар учения, претендуя быть учителем, вставал и начинал что-то преподавать, каждый в своем углу. Получалось, что кто-то пел, кто-то преподавал, то что считал нужным.

Есть откровение

В собрании были люди, которые вставали и говорили: «Так говорит Господь…» и потом провозглашали какое-то, предположительно, откровение, которое они получали. Разумеется, им приходилось это делать в шуме, создаваемом теми, кто пел и теми, кто учил.

Есть язык

Были, также, те, кто вставал и говорил, используя дар языков, но не по порядку и не правильным образом. Использовался настоящий дар, но не правильным образом. Были и те, кто, не имея настоящий дар, бормотали на тарабарщине.

Как я отмечал ранее, слово «язык», используется ранее в данной главе в единственном числе при упоминании ложного дара, потому что тарабарщина, в принципе, не может быть во множественном числе, т.к. не есть язык и не имеет разновидностей. Тем не менее, в стихах 26 и 27 язык в единственном числе может означать настоящий дар, т.к. по контексту здесь просто говорится, о том, что у кого-то из них был язык. Другими словами, можно перевести так: «У одного из вас есть язык», говоря о настоящем языке. Однако, это также легко можно перевести как «У одного из вас есть экстатическая тарабарщина». Слово «язык» здесь используется в единственном числе потому что тема данного стиха стоит в единственном числе. То же самое в отношении стиха 27. Нет тут нарушения ранее высказанной мысли о том, что везде по тексту языки в множественном числе означают настоящий дар и в единственном – ложный. Когда используется слово в единственном числе, т.к. того требует тема, о которой говорится, оно может означать настоящий или ложный дар.

Есть истолкование

В собрании были те, кто пытался истолковать то или иное, что там происходило. Возможно, они тоже между собой состязались в этом.

Теперь вы можете понять почему неверующие, заходившие в церковь и видевшие всё это, говорили, что коринфяне безумствовали. В конце стиха 26 Павел призывает коринфян прекратить весь этот хаос: «всё сиё да будет к назиданию». Это – ключевая фраза. Он говорит: «Чтобы разрешить ситуацию, вызванную всем этим хаосом, нужно назидать друг друга упорядоченным способом». Далее стихи 27-35 говорят нам о том, как это делать.

 

Структура назидания (стихи 27-35)

Стих 27 говорит:

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

(1Кор.14:27)

Заметьте, что тема стиха стоит в единственном числе также, как и в стихе 26.  В Греческом оригинале нет слова «незнакомом». Думаю, это слово не нужно было туда добавлять, потому что здесь Павел говорит о настоящем даре. Я думаю, что это так, поскольку Павел уже достаточно четко дал знать, что он не собирается заниматься ложным даром и как-то его регулировать. Ложный дар – экстатическое говорение, должен был быть полностью устранен. Только истинный дар должен был использоваться и регулироваться.

Принцип №1: «Говорите двое, или много трое» (стих 27б)

Каждый дар, который когда-либо был дан Богом должен был контролироваться тем, кто этот дар получил. Дух Святой никогда не делает ничего через кого-либо, кто не может это контролировать. Дух Божий служит посредством духовных даров людям, имеющих самоконтроль (целомудрие), являющийся одним из плодов Духа Святого (Гал. 5:23). Духовные дары отличаются от языческих экстазов, которые были вне контроля их испытывавшего. Поэтому, мы находим принципы, изложенные в Писании в отношении того, как должны применять духовные дары.

Каким образом должны были поступать те, кто имел настоящий дар языков? Кто-то в собрании говорил им, когда на служении присутствовали неверующие евреи, говорившие на том или ином языке. Тогда то, у кого был этот дар, смотрел есть ли в собрании тот, у кого есть дар истолкования языка. Потом, в правильное время и в правильном месте, он на этом языке вслух говорил. То, что он говорил достигало присутствовавших неверующих евреев. Тот, у кого был дар истолкования, переводил сказанное для назидания всей церкви. Вот так всё происходило в соответствии с установленным в Писании порядком.

Дар языков всегда должен был быть под контролем. Первый ограничивающий фактор был в том, что не должно было быть больше двух или трех, использующих этот дар на служении. Это был дар, предназначался для особых случаев, когда и неверующие евреи были на служении и те, кто мог перевести сказанное для назидания церкви.

Но совсем не так происходит сегодня среди тех, кто активно продвигает говорение на языках. Они не придерживаются библейских ограничений.  Они не ограничивают свое говорение на языках условием присутствия неверующих евреев; не ограничивают говорение условием того, что говорение должно происходить на настоящем языке, а не на тарабарщине; не ограничиваются тем, что должны говорить двое или трое, но не больше того.  Может быть есть отдельные случаи, где стараются придерживаться установленного Словом Божьим, но, в большинстве своём, это, скорее, исключение, чем правило. Что мы имеем сегодня это коринфская проблема, только в современном виде – проблема игнорирования основных правил и условий использования дара.

Принцип №2: «и то порознь» (стих 27в)

Греческое словосочетание ἀνὰ μέρος (ана мерос), переведенное на Русский как «порознь» означает «по очереди».  Коринфяне одновременно говорили на языках. Это Писание запрещает, но именно это и можно так часто видеть на церковных собраниях сегодня, когда все начинают в какой-то момент говорить на языках вслух. Обычно, это происходит во время молитвы.

Принцип №3: «а один изъясняй» (стих 27г)

Вот это, в большинстве случаев, и пропускается. Греческий текст чётко указывает и подчёркивает, что «один» (εἷς – хеис). Там даже стоит ударение, т.е. используется эмпатическая форма. Эта часть стиха говорит нам: «Пусть один переводит – не два, не пять, не семь, не четырнадцать. Только один». Почему? Потому что проблема в Коринфской церкви была в стремлении многих первенствовать, в том числе, и в переводе языков.

Павел говорит: «Чтобы решить проблему с языками, которая у вас сейчас имеется, надо сделать так: пусть двое или трое говорят на языках и всегда по очереди. Пусть только один переводит». Так проблема будет решена. Но что делать если не будет того, кто может переводить? Об этом говорит следующий стих.

Теперь посмотрим на слово «изъясняй», использованное в данном стихе в Русском языке. Как я слышал, некоторые понимают его не как точный перевод, а как некое толкование, то есть, в определенной степени, неточный перевод. Греческое слово διερμηνευέτω (диерменеуто) состоит из 2 частей: διά (диа), которое переводится как «тщательно, основательно, совершенно, до конца от одной стороны до другой» и ἑρμηνεύω (херменуо), которое переводится как «объяснять словами, излагать». Диа усиливает значение херменео и лучше всего переводится как правильно, тщательно переводить, аккуратно и точно полностью объяснять. Исходя из этого, мнение что «изъясняй» в данном отрывке имеет значение как некое «толкование» (приблизительный перевод) не обосновано. Напротив, на языке оригинала данное слово имеет четкий смысл — точный, тщательный перевод.

Принцип №4. (стих 28)

Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

(1Кор.14:28)

Другими словами, если у вас настоящий дар языков и неверующий еврей входит в собрание церкви, но нет никого, кто мог бы перевести то, что вы скажите, то садитесь и молчите. «Почему?», скажите вы: «Это был бы такой прекрасный инструмент евангелизации!». Да, но если нет того, кто может перевести, то этот «инструмент» не может назидать церковь. И цель общего собрания церкви – назидание. Поэтому, когда нет переводчика, то надо сохранять молчание.

Этот стих, также, говорит мне, что коринфяне знали, кто у них в собрании обладает настоящим даром перевода языков. Если этот человек или люди отсутствовали, то единственной альтернативой было для тех, у кого был настоящий дар языков, молчать. Нет библейских примеров, когда кто-либо говорил бы на языках в отсутствие переводчика.

 

Процедура пророчества (стихи 29-33а)

Кто-то может посчитать, что из-за своей грандиозности и первостепенности дар пророчества никогда не подвергался перегибам и искажениям, но это не так. Павлу пришлось устанавливать принципы, регулирующие использование данного дара. В стихах 29-33а он это делает и это важно для ранней церкви. Очевидно, на служении коринфские верующие вскакивали со своего места и заявляли, что получили слово от Господа, которое хотят провозгласить перед всем собранием. Чтобы привести потенциально возможный хаос в порядок, благодаря которому люди в церкви могли бы получать назидание, Павел изложил четыре принципа, регулирующих пророчества в церкви:

 

Принцип 1 (стих 29а) — «И пророки пусть говорят двое или трое»

Такой же принцип ранее был установлен в отношении языков. Никогда не должно было быть больше трех пророков, говорящих на одном служении. Если был только один – отлично, если два – хорошо, но не больше трёх.

Вы можете спросить: «Кто были эти пророки, о которых идет речь в 1 Кор. 14? Это пророки Ветхого Завета?» Нет, это пророки Нового Завета. Слово, переведенное с Греческого как «пророки» (προφῆται – профетаи) происходит от двух слов – προ (про) и φημί (феми). Оно дословно означает «некто, кто говорит перед другими». Пророки были теми, кто говорил перед другими людьми. Они провозглашали Божье Слово.

Пророки говорили двумя способами. Они передавали прямое откровение от Бога, которое никогда ранее не давалось и они повторяли снова ранее данное через апостолов откровение. Очевидно, общее служение церкви было так организовано, что не более трех пророков могли говорить Божье Слово.

Пророки были теми, кто нёс фундаментальное служение. Далее в церкви они уже не упоминаются. К примеру, когда Павел писал некоторые из своих посланий, давая указания церквям (1 Тим и 2 Тим, Титу), он нигде в них не упоминал пророков. Он просто говорил о пресвитерах, старейшинах, епископах, диаконах и диаконисах. Это из-за того, что пророки закончили свою миссию вместе с окончанием апостольского периода. Они были уникальной группой служителей. Еф. 2:20 говорит, что они были даны для положения основания церкви. Поэтому, их миссия была ограничена тем временем.

Пророки должны были провозглашать Божье Слово. Иногда они провозглашали или проповедовали то, что готовили заранее, а иногда – говорили прямое откровение, получаемое от Господа. По любому, они должны были провозглашать или говорить, но не более трех на одном служении. Почему так? Потому что более этого привело бы к хаосу и была бы постоянная борьба между теми, кто хотели бы встать и выступить.

 

Принцип №2 (стих 29б) — «а прочие пусть рассуждают»

«Прочие» — другие пророки. Они должны были проверять или оценивать насколько истинно было то, что говорили пророки. Возможно, эти пророки имели дар различения (1 Кор. 12:10). То есть, они имели способность различать было ли то или иное послание от Бога или нет. Они должны были оценивать истинность провозглашаемого. И другие не должны были говорить без того, чтобы была такая оценка. Этот принцип подчеркивает проблему, которая наблюдается в харизматических церквях сегодня. Когда кто-то встает и говорит: «У меня дар пророчества и откровение от Бога», и потом даёт свое откровение, по каким критериям церковь должна знать то, что он говорил от Бога или нет? В то время критерием были эти люди Божьи, имевшие божественную способность распознавать ложь от истины. Так должно было быть потому что ещё не было написанного Нового Завета.

Нам уже не нужны новые откровения в наши дни. Полное законченное откровение уже имеется у нас и это – Священное Писание. Когда другие сегодня заявляют, что имеют новое откровение, то они находятся в опасном положении. Намного лучше послушаться написанного в Отк. 22:18, которая, кстати, является последней книгой Библии, чем рисковать подпасть под её проклятие.

 

Принцип №3 (стих 30) — «Если же другому [пророку] из сидящих будет откровение, то первый [пророк] молчи.»

Очень интересный стих. Представим, что пророк проповедует то, что подготовил, когда, вдруг, Бог даёт новое откровение одному из других пророков. Пророк с новым откровением должен был дать знак тому, кто проповедовал и сказать: «Бог только что дал мне новое откровение». В этот момент, пророк, который проповедовал должен был сесть и дать слово другому. Почему? Потому что, новое откровение всегда имело преимущество перед повторением того, что уже ранее было дано. Бог давал особое слово, которое никогда ранее не давалось своей церкви и его надо было услышать в первую очередь.

Это подтверждает то, что я пытаюсь донести уже достаточно долгое время. Некоторые говорят, что эти пророки давали только новое откровение, но я верю, что они и давали новое откровение и повторяли то, что уже было ранее дано. Этот стих является одним из самых сильных тому доказательств, так как он описывает пророка, который повторяет ранее данное откровение, когда другой пророк получает новое откровение, и он должен прекратить свое выступление. Разумно сделать вывод что были те пророки, кто получал новое откровение время от времени тогда как другие пророки повторяли ранее данное откровение.

Возможно, в этот момент кто-то из коринфских пророков говорил: «Павел, не знаю могу ли я так сделать или нет, потому что, когда я под воздействием силы Духа Святого, слова просто из меня исходят. Я не могу это контролировать.» Поэтому, Павел дает еще один принцип в стихах 31-31

Принцип №4 (стихи 31-32)

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам,

(1Кор.14:31,32)

Мысль Павла такая: если вы настоящий пророк, то вы сможете контролировать свой дар. Настоящий дар никогда не действует в языческом экстазе. Настоящий дар всегда действует, находясь под контролем того, кому он дан.

Павел установил конкретные принципы для пророков, которым они должны следовать. Почему? Цель всегда одна и та же: «чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Все дело в назидании церкви. Никто не будет назидаться если будет хаос и беспорядок. Павел, по сути, говорит: «Не надо мне оправданий, что вы не можете себя контролировать». Кстати, греческое слово, переведенное как «духи» то же самое, как и «духовные дары» в 1 Кор. 14:12 — πνεύματα (пнеумата). Другими словами, он говорит: «Ваш дар пророчества находится под контролем вас самих, поэтому вы не можете им пользоваться как попало».

В начале стиха 33 Павел резюмирует свою дискуссию по процедуре пророчества. Он говорит: «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира». В этом стихе ключ ко всей этой главе. Общее служение церкви должно демонстрировать характер Божий. Наш Бог не есть Бог неустройства. Поэтому, Павел говорит: «Когда собираетесь вместе на служение, всё что вы делаете должно показывать Бога, которому мы служим. Наш Бог не есть Бог неустройства. Он – Бог мира. Когда кто-то заходит к вам в церковь и видит неустройство и вашу борьбу за первенство, он посчитает, что у вас такой Бог, — неустройства и ссоры».

Боюсь, в наше время тоже найдется немало людей, которые видя, что происходит в харизматических церквях сделают вывод, что Бог, которому там поклоняются хаотичен. Однако, это не так. Бог есть Бог порядка и достоинства. Он есть Бог, который действует систематически для достижения требуемых Ему результатов. Он не действует хаотично «в чувствах».

 

Процедуры для женщин (стихи 33б – 35)

33 …Так бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

(1Кор.14:33-35)

Я думаю, что последняя часть стиха 33 должна быть присоединена к стиху 34. Основная причина этого в том, что нет смысла соединять великую теологическую истину, что Бог не есть Бог неустройства, но мира со словами «так бывает во всех церквях у святых». Бог не есть Бог неустройства, но мира. Точка. Не только во всех церквях у святых.

Почему Павел, вдруг, поднимает тему женщин в церкви? Похоже, женщины в коринфской церкви были «во главе парада» в плане показушных даров, а также в плане узурпирования руководящих ролей. Они не хранили молчание и не были в подчинении у своих мужей в церкви. Они пытались управлять всем служением.

 

Молчание женщин

Иногда можно слышать, как отдельные люди говорят: «Знаете учение в 1 Кор. 14 по поводу того, что женщины должны быть в молчании в церкви? Это была проблема только в Коринфе – чисто связанная с их культурой. Павел пытался подстроиться под их культуру». Если вы также думаете, то посмотрите снова внимательно на стихи 33-34а. Павел говорит в них: «Как во всех церквях у святых. Жены ваши в церквях да молчат». Тут проблема далеко не только коринфской культуры. Такой стандарт должен быть во всех церквях. В Коринфской церкви женщины говорили на языках, их истолковывали, пели песни, пророчествовали, узурпировали власть, данную мужчинам. Павел, поэтому, специально обратился к ним, чтобы напомнить им о том, что они должны быть в подчинении и в молчании в ходе общего собрания церкви.

Бог одарил женщин чудесным способом. Многие из них имеют дары учительства и провозглашения Слова Божьего. Однако они не должны эти дары использовать в общем собрании где присутствуют и мужчины, и женщины. Это должны делать мужчины. И мы это ниже рассмотрим.

Опять, это не какой-то культурный вопрос. Заметьте окончание стиха 34 почему женщинам не разрешается говорить в церкви.

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

(1Кор.14:34)

Какой закон? Закон Божий – Пятикнижие. Быт. 3:16 говорит, что мужчина будет господствовать над женщиной. Даже до грехопадения мы видим, что мужчина наделен властью и женщина должна быть в подчинении, но это не есть угроза ни для мужчины, ни для женщины (Быт. 2:18).

В 1Тим2:11-12 Павел говорит:

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

(1Тим.2:11,12)

Почему так? Не из-за того, что культура Эфеса была такой или была какая-то проблема в городе, откуда родом Тимофей. Стихи 13 и 14 дают нам причину:

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

(1Тим.2:13,14)

Другими словами, так предусмотрено Божьим планом с самого начала. Вы не можете от этого избавиться по «культурным соображениям». Это есть закон Божий.

В стихе 35 Павел говорит:

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

(1Кор.14:35)

Греческое слово, переведенное как «неприлично» (αἰσχρὸν – аисхрон) буквально означает «низость» или «позорность». Для женщины говорить в церкви есть искажение Божественного намерения.

Многие женщины являются прекрасными учителями, и они должны учить других женщин – в правильном месте и в правильное время. Однако правильное место и правильное время не есть общее служение церкви, когда все собираются вместе. Мы должны следовать Богом установленным стандартам. Мужья должны любить жён и вести их за собой. Жены должны подчиняться и сотрудничать. На самом деле, отношения мужа и жены является аналогом отношений между Христом и церковью (Еф. 5:22-32). Принципы власти и подчинения являются отражением Божественного порядка и Его характера. Когда это нарушается в Его церкви, нет Его порядка и не демонстрируется Его характер. К примеру, Бог не может быть явлен как Он того хочет в церкви, где проповедует женщина. Почему? Просто потому что Его натура, Его план и Его цели нарушены. Даже несмотря на то, что женщина может говорить хорошие и правильные вещи.

Согласно стиха 35, если у женщины есть вопросы, то она должна прийти домой и спросить своего мужа. Таким образом, на мужей возлагается ответственность найти ответы на вопросы. Так Бог этому предназначил быть. Мужья не должны просто давать стандартный ответ «Я не знаю». Они должны найти ответы на вопросы и поделиться ими со своими женами и быть духовными лидерами в своей семье.

Заметьте фразу: «Если же они хотят чему научиться». Я думаю, что она говорит о том, что некоторые женщины задавали вопросы на служении под фальшивым предлогом. Они задавали вопросы так, чтобы начать конфронтацию с проповедующим. Они прерывали его и служение под предлогом, что у них возник законный вопрос, когда, на самом деле, они просто хотели, чтобы другие их услышали и обратили на них внимание. Согласно стихов 29-30, судя по всему, единственные, кто мог задавать вопросы во время служения были сами пророки. Эти же женщины узурпировали в служении место пророков, имевших обязанность следить за тем, что говорилось и различать истину и ложь.

Я не думаю, что Павел говорит, что женщины никогда не должны задавать духовные вопросы кому-либо кроме своих мужей. Нет ничего плохого, когда задают вопросы в ходе домашней группы или в группе по изучению Библии. На самом деле, в церкви надо устраивать сессии вопросов и ответов прямо на воскресном служении, где давать возможность членам церкви задавать любые вопросы служителям и отвечать на них. В этом нет ничего плохого. И для этого есть своё время и место. Но в течение установленного времени общего служения, когда присутствует структура и порядок для назидания всего собрания, мы должны следовать правилам. Общее служение не должно прерываться и узурпироваться женщинами, задающими вопросы. Можете представить, как этим проповедующим в Коринфской церкви тяжело было закончить свои проповеди, когда многие пытались с ними начать спор?

Павел однозначно высказывается в отношении правил, регулирующих использование языков, поведение женщин, пророчеств в церкви. Он, даже, в стихе 36, ожидая сопротивление своей позиции, говорит так: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» Другими словами: «Вы хотите с этим спорить? Вы написали Слово Божье? Или оно просто дошло до вас? Вы что сами себе закон?» Я думаю, Павел использует здесь некоторый сарказм чтобы они приняли его слова. Он говорит: «Разве вы написали Библию? Либо вы её написали, либо вы должны ей подчиняться. Есть только 2 варианта. Поэтому, если не будете подчиняться, может быть вы думаете, что вы её и написали. Или, может быть, вы верите, что она к вам не относится, а ко всем остальным относится. Так как Писание относится и к вам, как и ко всем остальным, поскольку его автором является сам Бог, то у вас есть только один разумный выход – слушаться.»

 

Обобщение увещевания Павла (стихи 37-40)

Если кто почитает себя пророком или духовным [думаю, тут он говорит о даре языков, потому что этот дар в фокусе его внимания в целом], тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

(1Кор.14:37)

Прекрасное завершающее заявление Павла. Оно оканчивает весь спор. Он, на самом деле, говорит: «Те, кто имеет настоящие дары признают, что я говорю Слово Божье. И если они признают, что я говорю Слово Божье, то они приведут свои дары в подчинение принципам, изложенным мною. Если они так не сделают, то, значит у них дары ложные. В таком случае у них нет настоящего проявления Духа Святого».  Павел пытается донести до коринфян, что если дары языков и пророчества не используются в соответствие с требованиями и принципами, которые он установил в стихах 27-33, то те, кто так делает не имеют настоящих даров.

Одно из самых величайших заявлений, которые когда-либо сделал Павел находится в стихе 37: «тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Слова Павла также важны, как и слова Иисуса.

Поэтому, не надо выдавать учение Павла как некое его мнение, связанное с какой-то определенной культурой того времени. Когда люди говорят, что в 1 Кор. 14 Павел обращается только к той культуре, существовавшей некогда в Коринфе и что нам не нужно следовать всем этим правилам и принципам по поводу молчания женщин в церкви, что женщины могут проповедовать если захотят, то я, также, слышу, что они не хотят следовать всем правилам в отношении использования дара языков и пророчества, потому что это все относится только к Коринфу. Нет, нет и еще раз нет! Это – Божьи заповеди для всех и каждого, включая вас и меня.

В стихе 38 Павел признает, что будут те, которые проигнорируют его заповеди:

А кто не разумеет, пусть не разумеет.

(1Кор.14:38)

Значение этого стиха такое: «Если кто-то будет игнорировать эти вещи, игнорируйте его самого». Другими словами, если кто-то не признает, что правила, изложенные Павлом есть Слово Божье, то этого человека нельзя считать имеющим настоящие дары.

В стихе 39 Павел обобщает:

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

(1Кор.14:39)

Другими словами, «На основании того, что я написал, ревностно желайте пророчествовать». Почему? Потому что «тот, кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (стих 3). Потом Павел говорит: «не запрещайте говорить и языками». В то время, в том веке, был настоящий дар языков. И даже несмотря на то, что дар пророчества должен был занимать в церкви более важное место, Павел указывает, что он не запрещает использование настоящего дара языков в его правильном виде в правильное время. Это не может применяться сегодня поскольку настоящий дар языков прекратил свое действие. Но для того времени Павел сказал: «Я признаю настоящий дар языков и я не запрещаю его использовать. Он имеет своё место. Однако, когда вы собираетесь вместе в церкви, то ищите чтобы пророчествовать».

В финале Павел пишет:

только всё должно быть благопристойно и чинно.

(1Кор.14:40)

Слово «благопристойно» относится к красоте и гармонии, и слово «чинно» относится к тому, что всё должно делаться своим порядком. Так как Бог есть Бог гармонии, красоты и порядка, Павел говорит: «Пусть ваше совместное собрание демонстрирует черты характера Бога». И когда церковь так делает, и назидается, она будет расти. В этом Божье обетование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *