Лидерство в церкви (1 Тим. 3)

Очевидно, что в любой сфере человеческой жизни лидерство является важным фактором будь то политика, бизнес, образование или религиозная деятельность. В мире есть очень большая потребность в качественном лидерстве. Церковь, будучи наиболее необходимой, наиболее значимой, наиболее мощной организацией на Земле нуждается в лидерстве.

Поэтому Бог дал церкви определенных людей, имеющих определенные способности, призванных вести церковь за собой.

Когда церковь не понимает и не принимает правильные стандарты лидерства, к власти в ней приходят люди, которые не должны быть у руля и результаты их деятельности весьма негативны. К сожалению, если царство Божие терпит ущерб от чего-либо, так это, прежде всего, от недостатка благочестивых компетентных лидеров. Потребность церкви в людях, которые:

  • Авторитетны
  • Жертвенны
  • Исполнены Духом Святым
  • Зависимы от Бога

1 Тим в 3 главе как раз говорит нам о квалификации лидеров, которых Бог хочет видеть в церкви.

Прежде, чем мы рассмотрим их квалификацию, я хочу сказать, что те, кто призваны вести церковь имеют определенные качества и способности от Бога, что дает им именно этот потенциал быть лидерами церкви. Не все призваны к этому.

Известный британский полководец времен Второй Мировой Войны, Бернард Монтгомери выделял следующие важные качества лидера, которые необходимы во время войны:

  1. Способность отстраняться от суеты и деталей
  2. Не должен быть узким, ограниченным, мелочным
  3. Не должен быть напыщенным, помпезным
  4. Должен разбираться в людях
  5. Должен доверять тем, кто ниже его по рангу и давать им выполнить свою работу без помех
  6. Должен быть в состоянии принимать четкие решения
  7. Должен уметь вселять уверенность в других

Хотя эти качества не относятся к церкви, тем не менее, они являются ценным для лидеров. Благодаря этим качествам и чертам характера лидеры становятся эффективными.

Без сомнения, лидерство требует определенные природные качества. Так же как не все верующими обладают приятным голосом и могут петь перед другими в церкви, так и не все верующие обладают способностями быть лидерами в церкви.

Христианский автор Освальд Сондерс в своей книге «Духовное Лидерство» приводит ряд вопросов, которые можно задать чтобы определить есть ли у данного человека потенциал для духовного лидерства:

  • Удавалось ли Вам когда-либо победить в себе дурную привычку? Чтобы вести других за собой, лидер должен быть в состоянии управлять самим собой.
  • Сохраняете ли Вы контроль над собой когда дела начинают идти не так как надо? Лидер, который теряет контроль над собой в испытаниях теряет уважение и способность влиять на других.
  • Есть ли у Вас привычка к независимому от других мышлению? Лидеры не могут делегировать другим думать за себя и принимать решения.
  • Можете ли Вы относится к критике в свой адрес конструктивно? Смиренный человек может получать пользу даже от мелких придирок к своей личности и от злой критики.
  • Можете ли Вы творчески использовать разочарования в жизни, когда они случаются?
  • Можете ли Вы навести дисциплину и порядок без того, чтобы прибегать к применению силы?

Сондерс пишет в своей книге, что истинное лидерство – внутреннее качество Духа Святого, которое не требует внешнего применения силы.

Далее, он задает следующие вопросы:

  • Доверяют ли вам урегулирование трудных и деликатных дел?
  • Можете ли вы так повлиять на людей, чтобы они с радостью сделали те или иные дела, которые они обычно не любят делать?
  • Можете ли вы принять оппозицию вашему мнению или решению без того, чтобы занозиться и принять это на личный счет?
  • Легко ли вам приобретать друзей и поддерживать с ними дружбу?
  • Являетесь ли вы чрезмерно зависимым от похвалы других людей в ваш адрес?
  • Можете ли вы сохранять спокойствие и двигаться намеченным курсом даже перед лицом понимания того, что ваши действия не вызовут поддержку?
  • Легко ли вы себя чувствуете с более старшими по положению людьми?
  • Легко ли себя чувствуют ваши подчиненные в вашем присутствии?
  • Интересны ли вам люди?
  • Есть ли у вас такт?
  • Есть ли у вас сильная воля?
  • Легко ли вы прощаете или же злопамятны?
  • Есть ли у вас разумный оптимизм?
  • Есть ли у вас способность добиваться главной цели, когда вы ее себе ставите?
  • Готовы ли вы взять на себя ответственность?

Довольно провокационные вопросы, не так ли? Хорошая проверка каждому, кто хочет понять есть ли у него лидерский потенциал. Однако, надо заметить, что естественные предпосылки для лидерства в человеке не являются достаточными для того, чтобы он мог быть лидером в церкви до тех пор, пока Дух Святой не произведет свою работу в нем, не добавит свои дары. Поэтому, мы не можем говорить о лидерстве в церкви чисто используя человеческие мерки.

Мы не можем просто проанализировать естественные лидерские качества и способности человека, чтобы сделать вывод о его пригодности для лидерства в церкви. Мы должны анализировать его духовные качества. Об этом нам как раз и говорит 1 Тим 3.

В Новом Завете мы найдем, что лидеры должны быть:

  • Мотивированы любовью
  • Должны характеризоваться смирением
  • Они не должны проявлять жесткую власть или силу
  • Они должны быть примером добродетели
  • Они должны быть дисциплинированными в своей жизни в плане того, как используют свое время и ресурсы
  • Они должны быть мудрыми в Слове Божьем
  • Они не должны идти на компромисс в плане послушания Богу
  • Они должны быть готовы принять одиночество, неудачу/неуспех,
  • Должны быть готовы жертвовать
  • Быть готовы, что их будут критиковать, отвергать, подвергать давлению
  • Должны быть готовы к разочарованиям
  • Они должны быть готовы пожертвовать личными амбициями

Но кроме того, другие квалификационные требования изложены как раз в 1 Тим 3:

Стих 2:

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

(1Тим.3:2)

Требование №1. Епископ (пастор, пресвитер, старейшина церкви) должен быть непорочен. Т.е. вести такую жизнь, чтобы его не возможно было обвинить в каких-либо пороках за их отсутствием. У него не должно быть какого-либо пятна на жизни, которое бы делало его недостойным примером добродетели для других. Он должен быть примером для всей церкви.

Стандарт Божий один для всех – для пасторов и для членов церкви. При этом, Бог хочет, чтобы планка для лидеров была на высоком уровне, чтобы другие к ней стремились и подтягивались.

Каким образом определяется непорочность? Четыре категории:

  1. Моральный характер
  2. Жизнь дома в семье
  3. Взрослость
  4. Репутация

Чтобы понять является ли человек непорочным, надо посмотреть на эти 4 стороны жизни.

Моральный характер:

  • Муж одной жены.

Требование №2. Умеренный (воздержанный). Это слово имеет в греческом значение, «не употребляющий вино». Т.е. с чистым рассудком, бдительный, не находящийся под воздействием чего-либо, что влияет на способность трезво мыслить. Он может контролировать различные аспекты жизни и при этом быть примером добродетели для других.

Требование №3.  Трезв. Значит, контролирующий сам себя. Можно сказать, само дисциплинированный. Один из смыслов – знающий, как управлять своими приоритетами. Еще один оттенок смысла – серьезно настроенный по поводу духовных дел.

Один из античных авторов как-то писал, что тот, кто трезв, контролирует себя, не имеет репутацию клоуна. Он – серьезный человек. Это не значит, что у него нет чувства юмора. Это некоторая серьезность в разуме, т.к. жизнь – штука серьезная. Это – противоположность фривольности. Чем дольше живешь в мире, чем дольше служишь Богу тем больше видишь все через слезы Иисуса. И чем больше это происходит, тем меньше фривольности в тебе остается. Это, конечно, не значит быть угрюмым, не способным смеяться когда надо, но это значит серьезность в жизни и в служении.

Еще один оттенок смысла этого слова – стабильный рассудок, не опрометчивый, осторожный в суждениях.  Опять же, возвращается назад к самодисциплине. Разум, привыкший к ментальной дисциплине – т.е. выбирающий размышлять о важных вещах и не тратить время на всякие глупости. Это – разум, описанный в Филипийцам 4:8

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

(Фил.4:8)

Это – порядочный разум, дисциплинированный, хорошо контролируемый.

Кстати, такой же разум должен быть у диаконис (1 Тим 3:11) Титу 1:8 говорит о том же:

8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

(Тит.1:8)

Титу 2:2 говорит про старцев:

2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

(Тит.2:2)

Такой человек может управлять своим разумом и делать так, чтобы его разум реагировал на истину Божью, а не на порывы плоти. Он управляет удовольствием, желаниями, а не они им. Конечно, путь ко всему этому в том, чтобы Христос управлял жизнью такого человека.

Требование №4. Когда человек трезв в своем мышлении, то он дисциплинировано управляет своими приоритетами, что приводит к благочинному поведению. Другими словами – доброму поведению.  Интересно, что здесь используется греческое слово «космос», подразумевающее систему. Можно сказать, систему ценностей, систему жизни. Это – упорядоченная система. Таким образом такой человек может думать упорядоченно и это дает ему системность и порядок в жизни. Он имеет дисциплину в разуме, духе. Он думает о правильных вещах, трезв, способен правильно расставлять приоритеты и их выполнять. Если ему дать ответственные задачи – он их выполняет. Его поведение подчиненно главным вещам.

Служение – не место для людей, которые имеют хаос в своей жизни, невыполненные планы и не организованную деятельность. Кстати, в греческом слово «хаос» является антонимом слова «космос». Работа пастора или пресвитера – наблюдать за другими. Это административная работа в определенном смысле, которая должна приводить к порядку в жизни у других людей. Работа, когда вещи расставляются по своим местам. Когда появляются правильные приоритеты. И это должно быть частью способностей лидера, ведущего за собой других в церкви.

В жизни встречается много людей, которые не могут нормально служить в церкви другим потому, что их жизнь не в порядке, она дезорганизована. Они не могут фокусироваться на выполнении задачи. Они не могут действовать так, чтобы достигать более масштабных результатов и целей. И их личный беспорядок – фактор дисквалификации.

Требование №5. Страннолюбие. На Греческом «филоксенос». Очень красивое слово. Ксенос означает странник. Фило – филео, любовь. Т.е. смысл – любить странников. Это часто встречается как требование к христианскому характеру. В Рим 12:13 Павел говорит о страннолюбии как о признаке веры во Христа. Евр. 13:12 говорит о страннолюбии. 1 Пет. 4:9 говорит о страннолюбии без ропота. Т.е. о том, чтобы оказывать его доброхотно, а не по принуждению.

Страннолюбие не означает лишь гостеприимство в отношении своих друзей. Это относится к тому, чтобы любить тех, кто не любит тебя или кого ты не знаешь лично. Признак духовного лидерства не в том, чтобы развлекать своих друзей. Все это делают в миру и без какой-либо духовности.

Конечно, это может сопровождаться определенным риском, т.к. чужак есть чужак. Но вы не можете иметь полицейское досье на каждого, кто входит в ваш дом. И будет определенный риск. И иногда злонамеренные люди будут этим пользоваться. Это – факт. Но лучше быть любящим странников и чужаков, чем жестокосердым.

Во времена первой церкви гонения, бедность, сироты, вдовы, путешествующие Христиане были частью повседневной жизни, которая требовала, чтобы верующие открывали свои дома. В то время не было гостиниц в привычном для нас смысле. Постоялые дворы в то время были притонами. Там людей грабили, били, склоняли ко злу и т.п. Они были грязные, дорогие места, к тому же, где занимались всякими аморальными делами. Поэтому в античном мире была система «гостевой дружбы». В течение поколений, семьи договаривались с другими семьями в разных местах, чтобы при необходимости поездки принимать друг друга. Для этого они даже использовали предметы (бирки), часть которых была у принимающей стороны и часть у гостей. При складывании вместе, можно было получить целый предмет. Это было признаком что это – свой человек, которому надо оказать гостеприимство.

В Христианской церкви были ходячие проповедники и учителя. Они нуждались в гостеприимстве. Было много рабов, у которых не было своих домов.

Вся церковь в то время была как островок Христианства в море язычества и идолопоклонства. Христианские дома были самыми безопасными и дружественными.

Видите, что здесь говорится – пастор должен быть не как некто недоступный и удаленный от простых людей. Он должен быть рядом. Он не должен быть отдельно от остальных. Его жизнь и дом должен быть открыт для других так, чтобы его характер был виден для всех. Пасторы должны быть не как античные жрецы в храмах, отделенные от людей как некоторая верховная каста.

Требование №6. Учителен. Это – единственное требование, имеющее отношение непосредственно к характеру работы пастора / пресвитера.  Он должен иметь навыки учить других. В Греческом – дидактикон. Это слово только используется здесь и в 2 Тим 2:24

24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,

(2Тим.2:24)

Это слово имеет богатый смысл. Пастор должен быть способным учителем. На самом деле, в этом его отличие от диаконов – способность учить.

Возможно, у вас возникнет вопрос: «почему посреди списка моральных требований указана способность к учительству?». Потому что, учительство основывается на характере учителя. Не возможно отделить учителя от его учения особенно когда речь идет о моральных вещах.  По сути, это тоже моральная квалификация. Заметьте в 1 Тим 5:17:

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

(1Тим.5:17)

Слово «трудятся» в греческом звучит как «копиао». Т.е. работать до изнеможения в Слове и учении. Многие заботятся о своем досуге, отпусках, но Писание говорит о том, что пресвитеры / пасторы должны работать до изнеможения в слове и учении. Это – их основная задача. В Еф. 4:11 Павел говорит, что Бог дал церкви евангелистов, учителей и пасторов. Их цель – совершенствование святых для служения Богу. И каким образом можно совершенствовать святых? Через Слово Божие, «кормление им», «питание им». Вот поэтому основная роль пасторов – учение паствы.

1 Тим 4:6:

6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.

(1Тим.4:6)

Заметьте, что Павел говорит к Тимофею, что если он будет хорошим учителем, то будешь добрым служителем Иисуса Христа.

Хороший служитель должен быть в состоянии преподавать Слово Божье.

11 Проповедуй сие и учи.

(1Тим.4:11)

16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

(1Тим.4:16)

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

(2Тим.1:13)

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

(2Тим.2:15)

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

(2Тим.3:14)

Суть всего – учение. Поэтому 2 Тим 2:2 говорит:

2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

(2Тим.2:2)

Это было написано в то время, когда жизнь Апостолов подходила к концу и многие из них уходили в славу. Потребность церкви в учителях становилась больше и больше с их отбытием.

Конечно, не все будут учителями в церкви. Это – очевидно. Не все призваны к этому. В этом нет плохого если кто-то не будет учителем. Тут дело в призвании от Бога.

29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?

(1Кор.12:29)

В 12-ой главе 1 Коринфянам Павел говорит о духовных дарах. В 28 стихе он говорит о том, кого в каком служении поставил Господь в церкви. Тут важно заметить – это действие Божие. Бог ставит лидеров на их места в церкви. Заметьте, что учителя идут раньше, чем те, кто обладает сверхъестественными дарами чудотворений, исцелений, дары вспоможения и разные языки. Из смысла этого отрывка видно, что не все призваны быть учителями в церкви. Однако, это не значит, что теперь все не должны никого ничему учить. Мы все должны учить других, кто находится в нашем кругу влияния истине, которая открывается нам от Господа.

Заключение

Господь использует тех, кто имеет природный лидерский потенциал, дополняя, шлифуя их посредством Духа Святого для того, чтобы они могли его использовать для дела созидания церкви.

Итак, что же мы должны искать в характере учителей в церкви?

  • Они должны быть посвящены своей жене
  • Они должны быть умеренными
  • Они должны иметь ясный рассудок и правильно управлять приоритетами в жизни
  • Они должны показывать пример правильного поведения другим

И когда они будут учить, основываясь на примере своей собственной жизни, то Бог сделает так, что этому будут доверять, т.к. есть личный пример. Вот именно такие люди и призваны Богом вести за собой церковь.

Поэтому, так трагично, когда церковь ведут люди, не призванные к этому делу. Очень большая проблема для церкви – неблагочестивое лидерство. Нам надо молиться, чтобы Господь взрастил и поставил Его людей на лидерские позиции в церквях в Алматы и по всему Казахстану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.