Пятигранное служение. Актуально ли оно для сегодняшней церкви?

Пятигранное служение – термин, используемый в неопятидесятническом движении «Восстановление», а также в его ответвлении «Царство Сейчас». Впрочем, есть и другие служения, которые, также, его ипользуют. Под термином подразумевается то, что Бог восстанавливает пятигранное служение в церкви. В качестве аргумента приводится Еф. 4:11-13:

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

(Еф.4:11-13)

Т.к. в 13-ом стихе используется слово «доколе» (до тех пора пока), это доказывает, что церкви сегодня нужны апостолы и пророки настолько же, на сколько нужны евангелисты, пастыри учители. Однако, в этом отрывке идет речь о том, что должно продолжиться дело «созидания Тела Христова», а не то, что должно продолжиться наличие/присутствие апостолов и пророков.

Служение апостолов и пророков должно закончиться естественным образом после того как они выполнят свою роль в «совершении святых», то есть, когда появится канон Нового Завета, т.е. завершится период в течение которого шла передача новозаветного Божественного откровения.

Некоторые возражают против того, чтобы отделять апостолов и пророков от остальных служений, указанных в данном отрывке. Однако, Павел в Еф. 2:20 пишет:

быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

(Еф.2:20)

Т.е. церковь была утверждена на основании апостолов и пророков и

4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

(Еф.3:4,5)

Т.е. тайна Христова была открыта Апостолам и пророкам Духом Святым в те времена, когда это все происходило.

Исходя из этих заявлений можно сделать вывод, что роль Апостолов и пророков была выполнена в 1-ом веке нашей эры.

Временная роль Апостолов четко показана в Новом Завете, т.к. они были выбраны как личные свидетели воскресшего Христа:

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;

24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

(Деян.1:21-26)

Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

(Деян.5:32)

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

(Лук.1:1-4)

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

(1Кор.9:1)

Павел говорил о том, что он – последний из тех, кто видел Христа и получил Апостольское служение:

а после всех явился и мне, как некоему извергу.

(1Кор.15:8)

Послания 2 Петра и Иуды, будучи в числе последних записанных частей в Новом Завете, призывают их читателей избегать лжеучений через воспоминание учения Апостолов Христа:

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

(2Пет.1:12-15)

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

(2Пет.2:1)

чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

(2Пет.3:2)

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

(2Пет.3:14-16)

3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

(Иуд.1:3,4)

Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

(Иуд.1:17)

Стоит заметить, что Петр и Иуда пишут к верующим, чтобы они не слушали апостолов из числа их современников, а призывали помнить, что было сказано Апостолами Господа.

 

Сколько реально было Апостолов Христа?

Деяние 1:2 говорит нам о том, что Христос дал повеления Апостолам, которых Он избрал, после того вознесся, а они вернулись в Иерусалим, где взошли в горницу. Деян. 1:13 перечисляет 11 Апостолов, с которыми говорил Христос. Деян. 1:26 говорит, о том, что Матфий был избрал 12-ым Апостолом вместо Иуды Искариота посредством жребия и Божественного Провидения. Далее, Павел был призван стать Апостолом для язычников.

Интересно, что далее, в Деян 14:14 Павел и Варнава названы апостолами. Более того, в 1 Фес. 2:7 и 1 Фес. 1:1 говорит о Силуане и Тимофее, как об апостолах Христа. В Рим 16:7 Андроник и Юний названы прославившимися среди Апостолов, подразумевая, что они тоже в их числе. Без сомнения, все они были среди тех 500 человек, кто были свидетелями воскрешения Иисуса (1 Кор. 15:6).

При этом, ни один из этих людей не был избран вместо Иуды Искариота, а был избран Матфий.

К тому же, слово «апостол» использовано в Новом Завете, также, в других смыслах, кроме определения избранников Христа, получивших Апостольские полномочия. К примеру, Епафродит был назван посланником (греческое – «апостолос»), как и другие братья (2 Кор. 8:23), которые названы «посланниками церквей» (апостолами церквей). Эти апостолы не имели таких же полномочий, как 12 Апостолов и Павел. Они были посланниками церквей, которым они были подчинены и подотчетны. Поэтому, термин «апостолы церквей» в отношении них полностью оправдан, хотя его использование может привести к некоторой путанице для тех, кто не в курсе всех деталей, связанных с применением термина.

Поэтому, исходя из первоначального библейского смысла термина– в наши дни нет апостолов.

Также, как и нет пророков в обычном понимании данного термина, т.к. они были частью основания, на котором была возведена церковь первого века. При этом, нельзя заявлять, что пророчества прекратились (для пояснения сути значение слова «пророчествовать», пожалуйста, смотрите ранее высланные материалы). Павел говорит о пророчестве как о том, в чем Христиане должны стремиться участвовать в контексте духовных даров, которые имеют:

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

(Рим.12:6)

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

(1Кор.11:4)

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

(1Кор.12:10)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

(1Кор.13:2)

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

(1Кор.13:9)

а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

(1Кор.14:3)

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1Кор.14:5)

Однако, Павел говорил не только о тех, кто «пророчествовал», но и о тех, кто имел служение пророка. Они занимали второе место после Апостолов в иерархии служителей церкви:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

(1Кор.12:28)

Вот, как раз, это служение пророка, существовавшее в 1-ом веке, в период становления церкви, когда еще Бог давал откровение Нового Завета, ставшее основанием, на котором была построена церковь, прекратило свое существование.

Использование термина «апостол» в отношении миссионеров нашего времени не представляет особой проблемы если проводится четкая черта, что под этим термином не подразумевается получение от Бога доктринального откровения и наделение неоспоримой властью во всех вопросах в церкви. Также, не будет проблемой интерпретировать слово «Апостол» в Еф. 4:11 как тот, кто насаждает церкви (миссионер).

Интерпретировать Еф. 4:11 как призыв к восстановлению служения Апостолов Христа является не только ошибкой с точки зрения экзегетики, но и открывает двери для ереси. Заявлять, что церкви в наше время нужны видения и откровения через «современных апостолов и пророков» означает отвергать достаточность Библии (2 Тим. 3:16-17) и ставить церковь в зависимости от лжеапостолов и прочих деятелей, о которых Павел предупреждал нас во 2 Кор. 11:13-15:

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,

15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

Таким образом, учителя «пятигранного служения» пытаются «восстановить» основание, которое никогда не было разрушено или уничтожено. При этом, их действия приводят к созданию ложного основания для церкви, что не способствует ее истинному росту и назиданию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.