Продолжает ли Бог давать откровение?

Согласно 2 Тим 3:16, Писание является «богодухновенным», т.к. когда Бог сам говорит. Некоторые современные теологи (и не только) учат, что канон Священного Писания не закрыт и что Бог продолжает давать особое откровение. Учение «прогрессивного откровения» поддерживается такими известными в современном христианском мире деятелями как Кеннет Коупланд, Родман Уильямс. Тем не менее, Библейский канон был закрыт после написания книги Откровение и это было признанно ранней церковью. В послании Иуды 1:3 говорится:

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

Иуды 1:3

В Греческом языке слово «вера» в конструкции стоит с определенным артиклем, т.е. подразумевает, «одну веру» или «единственную веру» в плане своего значения. Это же послание многократно предупреждает о лжепророках. Ранняя церковь делала проверку на апостольское авторство, содержание и реакции церквей с тем, чтобы определить какие книги соответствуют критериям богодухновенности и какие нет. Таким образом, у нас имеется набор книг Нового Завета, который уникален по составу, имеет исключительные черты, является богодухновенным и авторитетным.

В последнее время, часто можно слышать, как люди говорят: «Бог мне сказал…». Это естественное выражение, применяемое большим множеством людей. Соответственно, получается, что они верят, что Бог к ним непосредственно говорит. Многие верят в то, что Бог говорит к ним каким-то особенным образом, будь то через слышимый ими голос, внутреннее впечатление, видение или через то, что использует их как инструмент, чтобы написать, к примеру, песню, сочинить стихотворение или произнести пророчество.

Всемирно известный автор Джэк Хейфорд из Калифорнии как-то заявил, что грядет новая эра. У него было видение, во время которого он видел Иисуса, сидящего на троне по правую руку от Бога Отца. При этом, он увидел, как Иисус, якобы, наклоняется вперед в то время как встает с трона. Когда это происходило, из складок его одежды помазание «стало разлетаться» по всей церкви. Иисус сказал: «Я начинаю подниматься в то время, как идет приготовление к моему второму пришествию. Те, кто встанет со мной, получат двойное помазание».

Лэрри Леа, популярный пастор и автор писал:

«Когда я недавно был в Чикаго и готовился к проповеди, Дух Господень сошел на меня. Он проговорил в моё сердце: «Я скажу тебе имя сильного над этим народом (имея в виду американцев). Я слушал внимательно. «Этот сильный, с которым ты сталкиваешься – демон, контролирующий твой народ.  Это сильный по имени «жадность».

Нам не надо долго и много искать, чтобы найти подтверждение этим Словам Господа.»

Кеннет Хэйган, как-то, рассказал такую историю, которая произошла с ним в его молодости: в одно воскресенье, когда Хэйган проповедовал в церкви, по его словам, Бог сверхъестественным образом перенес его из церкви в небольшой городок, находящийся в 20 км от того места, где он проповедовал. Внезапно он увидел молодую девушку, которую знал лично, идущей по улице. К тому моменту, как она подошла к месту, где стоял Хэйган, к ней подъехала машина. Водитель ей посигналил, и она сел в салон. После этого, машина развернулась и поехала в противоположном направлении за пределы городка. Внезапно, Хэйган обнаружил себя сидящим на ее заднем сидении. Водитель и знакомая ему девушка выехали за город и там занялись блудом. При этом, Хэйган наблюдал за всем этим, как бы, из облака. Но, вдруг, он снова оказался стоящим за кафедрой в церкви, где проповедовал и не знал, что сказать. Он просто призвал всех к молитве и потом посмотрел на свои часы. Получалось, что его не было 15 минут. И когда он прощался с прихожанами, к нему подошла та самая девушка, которую он видел в своем видении. Он сказал ей, что не видел ее прошлым вечером, на что она сказала, что была в другом городе, назвав его название. Хэйган ответил ей, что уже знает об этом.

На основании этого спорного переживания, Хэйган решил, что девушка распутная и посчитал что она виновата в грехе прелюбодеяния. Потом, после этой истории он привел пример еще одной истории, схожей по содержанию. Интересно, что в конце, он написал: «Друзья, вы должны понимать, что между фанатизмом и реальностью проходит тонкая линия. Многие люди впадают в заблуждение, ища определенных переживаний или духовного опыта».

Действительно ли Бог чудесным образом перенес Хэйгана в эти машины, где он смог стать свидетелем аморального поведения? Действительно ли Хэйфорд видел Христа встающим со своего трона? Действительно ли пророчество Лэрри Леа было «Словом Господним»? Получают ли Христиане в наши дни прямое откровение от Бога посредством вдохновения? Могут ли люди сегодня заявлять, что, находясь под вдохновением Божьим они пишут песни, книги, проповедуют или учат других?

Многие скажут: «Конечно да!».

Родман Уильямс, отец Теологии Обновления, пишет:

«Библия, была свидетелем деятельности Божьей в настоящее время… Если у кого-то сегодня, возможно, будет видение Бога, Христа, хорошо знать, что так случалось и ранее. Если кто-то получит откровение от Бога, то хорошо знать, что так было с ранними Христианами в их общинах. Если кто-то скажет: «Так говорит Господь…» и обратиться к собранию от первого лица, даже если зайдет дальше, чем-то сказано в Писании, то это так происходило давным давно. Как странно и удивительно это! Если кто-то говорит в церкви от Духа слова истины, то это ни его мысли и рассуждения (к примеру, на какую-то насущную тему), ни просто лишь пояснение какого-то отрывка Писания, потому что Дух превосходит личные наблюдения какими бы интересными и глубокими они ни были. Дух, как живой Бог, движется через и дальше за пределы прошлых свидетельств, какими бы ценными они не были как модель того, что происходит сегодня».

Что этим говорит Уильямс? Он подразумевает, что Библия не является финальным источником Божественного откровения, но только «свидетелем» дополнительного откровения, которое Бог дает сегодня. Таким образом, Уильямс заявляет, что Христиане могут добавлять к Библии – они могут принимать дополнения, сделанные другими через откровение, которое Он им дает в сегодняшнее время.  Причем, они должны относится к этому как к нормальному и обычному делу. Он верит, что Библия является «моделью» того, что Дух Святой делает сегодня для вдохновения верующих.

Эдвард Н. Гросс пишет:

«Пришел век моделей. Модель занимает место закона. Модели – человеческие представления об истине. Они пробные, поэтому субъективные и подверженные изменению, как только появляются новые данные. Эти модели открытые и постоянно проверяемые. Ни один ученый, не заявляет теперь, что одна модель – способ объяснить все известные феномены, будучи под страхом, что некоторые свежие данные докажут, что этот ученый – старый глупец. Мир науки перешел от старого подхода (закрытых систем) к новому подходу (открытых систем)»

Если Библия является закрытой системой истины, без какого-либо нового откровения, передаваемого через пророков или апостолов, то «модельный подход» является заблуждением и опасным инструментом для герменевтики.

Поэтому, в этой части не должно быть никакой путаницы. Ортодоксальное Христианское учение всегда утверждало, что особое, спасающее откровение Бога человеку заключено в Священном Писании, а не в чем-то еще.

В этом весь вопрос. Если Библия завершена, то она представляет из себя закрытую систему истины. Если она устанавливает фиксированный и абсолютный стандарт истины, то учение Писания может утверждаться догматически. Если же Бог продолжает давать новое откровение, то истина Божья все еще прогрессивно является и если это так, то наш долг внимательно слушать современных пророков по мере того, как они будут доносить нам Божественную истину в новом и более четком представлении, чем то, что мы находим в Писании. Наверное, мало найдется Христиан, которые будут считать «неконкретику» современных пророков неким «улучшением» по сравнению с истинами, изложенными в Священном Писании. Однозначно, я один из них.

Писание – закрытая система Истины, полная, достаточная, к которой ничего не должно добавлять (Отк. 22:18-19) Оно содержит в себе всю духовную истину, которую Бог предназначил явить человеку.

Что значит «вдохновение»?

В Латинском языке слово «вдохновение» имеет корень со значением «вдохнуть». В Русском языке слово имеет тот же корень и четко передает его смысл.  Тем не менее, существует определенная путаница в умах людей, которые некорректно понимают значение термина «вдохновение». 2 Тим 3:16 говорит:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

Интересно заметить, что тут используется слово «богодухновенно» в отличие от «вдохновлено». Старый Русский язык достаточно точно передает смысл действия Бога. При все при этом, многие думают, что богодухновенно, это когда Бог вдохнул какую-то свою божественную жизнь в слова тех, кто записал книги и послания, ставшие частью Священного Писания. Греческое слово теопнефстос имеет смысл близкий «дыханию Бога». Т.е., 2 Тим 3:16 надо понимать, как то, что все Писание есть дыхание Бога.  Т.е. Писание не есть слова человека, в которые бы Бог «вдунул» свою жизнь. Оно и есть дыхание самого Бога!!! Писание — это когда сам Бог говорит к нам. В этом – главная истина, которую многие не понимают.

Вдохновение Писания — это не значит, что в Библии содержится некоторое Откровение Бога. Это не значит, что мудрость Божья заключена в книге.  Это не значит, что люди записали Божественную истину своими словами. Это не означает, что Бог просто «помог» тем, кто эту истину записал. Это значит, что каждое слово в Писании пришло с «дыханием Божьим». Каждое слово – то, что Он сказал.

Бог сказал Моисею, когда тот был перед горящим кустом:

итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.

(Исх.4:12)

Иеремия, плачущий иудейский пророк, получил задание от Бога:

Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

(Иер.1:7)

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

(Иер.1:9)

Бог сказал Иезекиилю:

И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами;

(Иез.3:4)

10 И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими;

11 встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: «так говорит Господь Бог!» будут ли они слушать, или не будут.

(Иез.3:10,11)

Отрывок Писания, где поясняется как Бог говорит через него:

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

(2Пет.1:21)

Самое важное слово здесь «движимы» подразумевает, что они были под воздействием Духа Святого, который, как бы, двигал ими.

Если вспомнить детство, то раньше, мы играли с корабликами, пуская их по воде в арыке или в ручье. Кораблики были либо бумажные, либо из деревяшки. Поток воды нес этот «кораблик», полностью его контролируя. Кораблик двигался так как двигалась вода. Эта иллюстрация позволяет лучше понять, что происходило с авторами Писания, когда Оно писалось. Дух Святой, таким образом, ими полностью управлял.  Они записали именно то и именно так, как Он направил их записать. Именно то, что Он намеревался записать они записали. Таким образом, то что они записали, в реальности, были Его слова, а не их собственные. Это были настоящие Слова Божии.

 

Современные взгляды на богодухновенность

Некоторые современные теологи допускают продолжение вдохновения и получение нового откровения. К примеру, Дюи Бигл (Dewey Beegle) верит, что некоторые классические гимны церкви вдохновлены таким же образом, как и Писание. Он пишет: «Некоторые из прекрасных гимнов практически на одном уровне с Псалмами, и можно быть уверенным, что если бы Айзек Уоттс, Чарльз Весли, Огастас Топлади и Реджинальд Хебер жили во времена Давида и Соломона, и были бы не более вдохновлены, чем как это было с ними в наши времена, то некоторые их гимны попали бы в Еврейский канон».

Бигл пишет о случае с Джоржем Матьесоном, слепым шотландским пастором, который написал «Любовь, что меня никогда не отпустит» в течение периода, когда он пережил глубокое личное потрясение. В вечер, когда была свадьба у его младшей сестры, Матьесон вспомнил об агонии, которую он пережил 20 лет назад, когда его тогдашняя невеста, узнав, что он постепенно слепнет отвергла его предложение выйти за него замуж. Матьесон написал гимн буквально за несколько минут, хотя заявлял, что не имеет музыкальных способностей. По его словам, он не менял или корректировали ничего в «Любовь, что меня никогда не отпустит». Этот гимн родился как «утренняя заря с высоты».

Бигл верит, что то, что произошло с Матьесоном было таким же вдохновением, как и проявилось при создании Псалмов. Нет никакой между ними разницы. Если даже разница была, то она была только в степени вдохновения. Когда библейские авторы служили каналами Божественного откровения им больше нужна была божественная помощь, при этом, вдохновение, которое они получали не отличалось по своему типу от того, что получали посланники Божьи в течение веков. Что делает Библию отличной, то это факт, что в ней записано особое откровение, но не отличное от другого по своему характеру.

Бигл верит, что канон Библии не был закрыт. По его словам, «Откровение и вдохновение от Божественного Духа продолжаются… По этой причине, нет оснований считать всех библейских авторов качественно отличными по сравнению с их пост-каноническими толкователями». «Если бы у церкви было более динамичное ощущение Божественного вдохновения в 20-ом веке, то она была бы более эффективна в своем свидетельстве и евангелизации. Хорошо защищать Библию как нечто особенное, но думать только о ее вдохновении как о нечто отличном от вдохновения нашего времени будет слишком дорого стоить. Христиане сегодня должны иметь такое же чувство мотивированности Богом и чувство своей миссии от Него, как и библейские авторы в свое время. В настоящем смысле, трудность толкования Божественного откровения для нынешнего сложного века требует столько же богодухновения и мудрости, как и процесс толкования в библейские времена».

Как раз в это многие и верят. Но истина в том, что нет никакого способа защиты особенности и уникальности Библии если принять, что Бог продолжает давать новое откровение в наши дни. Если канон все еще открыт, если Бог продолжает давать пророчества, новые песни, новые слова знания, то мы должны с усердием собрать и изучить эти наиболее свежие откровения вместе с Писанием и, возможно, даже отнестись к ним более внимательно, т.к. они относятся непосредственно к нашему времени и культуре.

Однако, думать таким образом – одно из худших заблуждений. Библейский канон закрыт. Божье Слово, состоящее из Ветхого и Нового Заветов – уникальное чудо. Оно собрано за период 1500 лет. Более чем 40 мужей Божьих, пророков и апостолов записали слова Божьи вплоть до последней буквы – без ошибок. Никакой гимн не достоин того, чтобы быть сравненным с Писанием. Небеса и земля прейдут, но Слово Божье пребывает вовеки (Мат. 5:18).

 

Прогрессивное откровение

Родман Уильямс, как было показано выше, верит, что наблюдаемые в настоящее время феномены новых откровений, пророчеств и видений, получаемые людьми являются проявлением того, что имело место в библейские времена – «Если кто-то скажет: «Так говорит Господь…» и обратиться к собранию от первого лица, даже если зайдет дальше, чем-то сказано в Писании, то это так было и давным-давно.»  Его объяснение данного явления сводится к «прогрессивному» или «продолжающемуся» откровению: «В Духе церковь настоящего времени – такая же арена живого присутствия Божьего, как и во времена, описанные в Библии. На самом деле, в свете того, что мы можем узнать из свидетельств прошлого и принять близко к сердцу, мы можем ожидать как новое будет проявляться в наши дни и в будущем». Уильямс объяснил, как проявляется новое откровение. Его основной акцент был сделан на пророческом даре:

«В пророчестве говорит Бог. Это просто, глубоко и вызывает страх! В собрании бывает так, что вдруг кто-то из присутствующих говорит слово и при этом, бывает, можно услышать слова: «Так говорит Господь…». Обычно, это говорится от первого лица, но не всегда, к примеру, «Я здесь чтобы благословить вас…» и имеет прямое обращение как «Я – вас». Оно приходит не на «небесном языке», но на языке того, кто говорит с его привычными перегибами, модуляцией и манерами. Речь может быть даже грубой и грамматически не верной; может использоваться старый язык, как в переводе Библии Короля Якова и современный язык. Речь может запинаться, а может течь гладко – это не имеет значения. Ибо в пророчестве Бог использует то, что находит и через хрупкие человеческие инструменты Дух говорит Слово Божье… Конечно, многие из нас знакомы с пророчествами, записанными в Библии.   Когда Исаия или Иеремия говорили: «Так говорит Господь…», это воспринимается нами как должное. Но у нас другое восприятие если так будут говорить Том и Мэрри. Многие из нас убеждены, что пророчество прекратилось в период создания Нового Завета (несмотря на все доказательства противного в том же Новом Завете) до тех пор, пока через динамичный толчок Духа Святого, пророчество снова ни оживет.  Теперь мы удивляемся как мы так неправильно читали Новый Завет такое долгое время!».

По сути, слова Уильямса равнозначны тому, что современные пророчества есть божественное откровение равнозначное Писанию. Такое заявление вызывает тревогу у тех, кто понимает какие открываются в этом случае возможности для обмана, мошенничества и заблуждения со стороны «современных пророков». Уильямс понимает эту опасность и пишет дальше:

«К пророчеству нельзя относится как к чему-то казуальному, обычному. Так как оно – верное послание народу Божьему, должно быть довольно серьезное размышление над каждым высказанным словом и применением того, что сказано в жизни церкви. Также, из-за постоянной опасности, что высказанным пророчеством можно злоупотребить – претвориться, что получили слово от Бога – нужно использовать духовное различение».

Несмотря на то, что Уильямс признает необходимость духовного различения и внимательного рассуждения, он нигде не объясняет, как это должно применяться чтобы различить истинное от ложного.

Позже, наверное, понимая какие проблемы вызвали его заявления, Уильямс написал в журнале Logos Journal:

«Я не намерен каким-то образом поставить современный опыт на тот же уровень власти (авторитетности), на котором находится Библия. На самом деле, я решительно подтверждаю авторитет Библии. Таким образом, Боге не говорит в современные дни так же как говорил к библейским авторам. Но, Он продолжает говорить (Он не прекращал это делать с момента завершения канона Нового Завета); таким образом, он движется через и за пределы записей свидетельств прошлого, т.к. Он – Бог живой, который все еще говорит и действует среди своего народа.»

Однако, такое объяснение не решает сути вопроса. Разница между библейским авторитетом и авторитетом дополнительного (экстра-библейского) откровения выглядит весьма незначительной и искусственной. Являются ли какие-то слова Божьи менее авторитетными чем другие?

Факт в том, что взгляд Уильямса на вопрос не отличается от взгляда нео-ортодоксов, чьих позиций придерживается Дьюи Бигл. Если такую точку зрения принять, то под угрозой окажется основа того во что мы верим – уникальность Писания.  Но это уже происходит в сегодняшней церкви, которая, в своей части, уже оставила принцип, провозглашенный реформаторами несколько столетий назад — Sola Scriptura, означающий что Слово Божье – единственный источник и основа божественной власти для жизни верующих.

Как только церковь (поместное собрание) начинает видеть Писание как нечто меньшее, чем имеющее финальный авторитет по вопросам веры и духовной практики, то открывается дверь для теологического хаоса. Кто угодно может заявлять, что говорит откровение Божье – и почти что угодно быть выдано за явленную Богом истину. И некоторые учителя так и делают – заявляя, что получают истину от Бога, при этом, учат лжи и домыслам.

Один из примеров такого проявления связан с Кеннетом Коуплендом. Он заявил, что Иисус дал ему особое слово в течение трехдневной Кампании Победы в г. Даллас (штат Техас):

«Пора этому всему произойти, говорит Господь. Пора духовной активности увеличиться. О, да, демоническая активность тоже увеличится вместе с этим одновременно. Но пусть это вас не беспокоит.

Не беспокойтесь, когда люди начнут обвинять вас в том, что вы думаете, что вы есть Бог. Не беспокойтесь, когда люди будут обвинять вас в фанатичном стиле жизни. Не беспокойтесь, когда люди будут унижать вас, говорить о вас резко и грубо. Они так говорили обо Мне. Разве они должны по-другому говорить о вас?

Чем больше вы становитесь как Я, тем больше они будут думать так о вас. Они распяли Меня за то, что Я заявлял что Я – Бог. Но Я не заявлял, что Я Бог; Я только заявил, что Я ходил с Ним и что Он был во Мне. Аллилуйя. Вот что вы делайте.»

Очевидно, что «пророчество» Коупленда ложное. Настоящий Иисус, тот о котором говорится в Новом Завете, заявлял, что Он есть Бог. Используя Имя Бога (ЯХВЕ), он обратился к еврейским лидерам:

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

(Иоан.8:58)

Является ли Коупленд настоящим пророком или же он один из тех, о ком говорил апостол Петр?

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

(2Пет.2:1)

Ответ на этот вопрос скрыт только от тех, кто считает, что современные пророчества могут заменить Божье Слово.

При этом, надо сказать, что не все из современных пророчеств идут в конфликте с Божьим Словом. Некоторые, просто являются фривольными. К примеру, Лэрри Леа писал:

«Несколько лет назад, один из моих друзей пасторов, сказал: «Лэрри, когда я молился за тебя, однажды, у меня было видение. Я видел тебя с большими ушами как у Микки Мауса. Все остальное было нормально, только большие уши, как у слона. Когда я попросил Господа объяснить мне что это видение значит, то Дух Господень мне сказал: «Лэрри Леа выработал умение слышать. Он выработал у себя духовный слух».

К сожалению, некоторая часть верующих в церкви оставила уникальность Писания как единственного Слова Божьего и, будучи ведома желанием к эзотерике, открыла дверь к новым духовным влияниям, в месте с которыми пришла путаница, заблуждение и, даже, сатанинский обман.

Мелвин Ходжес, харизматический пастор некоторое время назад писал:

«Сегодня, некоторые люди склонны преувеличивать значение пророческого дара и откровения до ненормальных пропорций. Были примеры, когда церковь позволяла себе быть ведомой дарами вдохновения. Диаконы назначались, и пасторы снимались или назначались через пророчества. Результатом был хаос. Причина очевидна. Пророчество никогда не предназначалось для узурпации места служений других даров таких как даров управления или даров слова мудрости. Павел учит нас, что тело не сделано из одного члена, а из многих и если пророчество занимает место слова мудрости или слова знания, то все тело будет находиться под доминирующим влиянием одного служения, т.е., пророчества. Другими словами, все тело станет управляемым пророческим членом…

Идея, что пророческий голос является непогрешимым привела к путанице множество людей. Некоторые думали, что грех ставить под вопрос то, что, как они считают, говорит голос Духа Святого. Тем не менее, в служении всех даров есть сотрудничество между божественным и человеческим».

Ходжес говорит о дарах «пророческом и откровений». Очевидно, он верит, что эти дары продолжают существование в наши дни. Т.е. он верит, что Бог продолжает давать откровение сегодня. В то же время, он в курсе проблем, которые создают «пророческие изречения» в церкви. При этом, не желая делать вывод, что наблюдающийся в настоящее время «дар пророчества» менее авторитетный, чем Писание, он, всё-таки, предупреждает других от того, чтобы они воспринимали эти пророчества очень серьезно и делали на них большой акцент. Он пытается найти решение возникшей путанице, но его нет.  Когда «пророческое изречение» воспринимается как «божественное откровение», результат – неразбериха и беспорядок. Писание теряет свою уникальность и все деструктивные последствия становятся очевидными после того, как они проявляются.

Некоторые считают, что проблема в неправильном использовании пророческого дара по незнанию. Следовательно, ее решение в том, чтобы провести обучение. Отсюда, появляются пророческие школы. Одна из таких школ опубликовала такое обращение к своим потенциальным студентам:

«Может быть вы чувствуете, что призваны стать оракулом Господним и вам трудно объяснить все ваши переживания или найти кого-то, кому вы могли бы рассказать об этом и у кого научиться. Школа Пророков предназначена для того, чтобы привнести основание и ясность в мириады снов и видений, которые являются признаком служения пророка и прорицателя и помочь в восстановлении пророческого служения в Теле Христа. Многие разочаровались в пророческом служении из-за злоупотреблений и невежественного использования дарования. Не выплескивайте младенца вместе с водой из тазика, потому что если у вас был горький опыт с фальшивым даром, то знайте, что есть и реальный… Злоупотребления и введение в заблуждение происходят просто из-за мерзости невежества. Приходите и научитесь в Школе Пророков так чтобы вы были должным образом подготовлены для исполнения судьбы, которую Бог для вас избрал.»

Соответственно, возникают вопросы:

  1. Можно ли научить неофитов-пророков правильному использованию их «дара»?
  2. Является ли различие между истинным и ложным пророчеством делом обучения?

Думаю, нет. Лжепророчества не являются «грешком» или «пустячным поступком». Бог сказал израильтянам:

И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Господь Бог.

(Иез.13:9)

Закон Моисеев предписывал жесткие вещи в отношении лжепророков:

20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»

22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его.

(Втор.18:20-22)

Стоит заметить, что «второй шанс» не давался. Лжепророк – любой, кто пророчествовал что-то, что, в конце концов, не происходило – был предаваем смерти. Очень серьезное дело говорить от имени и за Господа!

При этом, опять же, многие верят, что любой верующий, если сильно захочет, может получить откровение от Господа.

Но все это имеет негативный эффект – Христиане, вместо того, чтобы искать истину и волю Божью в Писании, достойном всякого доверия, учатся искать истину через субъективные средства – приватные разговоры с Богом, пророчества, видения, сны. Это обесценивает вечное Слово Божье и приводит к тому, что люди начинают искать более свежее откровение вне такового. Рене Паш, один из европейских христианских теологов писал:

«Излишнее превосходство, данное Святому Духу в их религиозных обрядах и их озабоченность дарами, экстатическими переживаниями и «пророчествами» породили тенденцию пренебрежения Писанием. Зачем быть привязанным к Книге из прошлого если можно ежедневно связываться с живым Богом? Но, как раз, в этом и опасность. Кроме постоянного контроля над записанным откровением, мы скоро найдем себя погруженными в субъективизм; и верующий, даже если имеет наилучшие побуждения, может быстро утонуть в отклонениях, иллюминизме и экзальтации.  Пусть каждый напомнит себе о запрете добавлять или убавлять что-либо из Писания. (Втор. 4:2, Отк.22:18-19) Почти каждая ересь и секта произошла через мнимое откровение или новый опыт со стороны ее основателя, чего-то сверх библейской основы».

 

Канон закрыт

Истина в том, что нет более свежего откровения, чем то, что заключено в Писании. Богу нет необходимости давать нам частное откровение, чтобы помочь нам в хождении с Ним.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

(2Тим.3:16,17)

Писание является достаточным. Оно дает нам все, что нужно дабы мы были готовы ко всякому доброму делу.

Христианам нужно понять одну важную вещь: Божье откровение закончено. Канон Писания закрыт. Апостол Иоанн написал серьезное предупреждение, когда завершал книгу Откровения – последнюю из книг Библии:

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

(Откр.22:18,19)

Когда канон Ветхого Завета была закрыт после времени Езры и Неемии, последовали «400 лет молчания», когда не было ни одного пророка Божьего, которые бы говорили или давали откровение от Господа в какой-либо форме. Молчание было нарушено Иоанном Крестителем, т.к. Бог говорил через него последний раз до начала века Нового Завета.  После этого, Бог сподвигнул различных людей записать книги Нового Завета, последней из которых было Откровение от Иоанна. Ко второму веку нашей эры, канон Нового Завета в том виде, в котором мы его имеем сейчас был принят церковью, вернее, церквями. Церковные соборы в четвертом веке подтвердили и официально объявили то, что церковь повсеместно приняла: что 66 книг Библии являются единственно истинными Писаниями, вдохновенными Богом. Канон завершен.

Так же как завершение канона Ветхого Завета сопровождалось периодом «молчания», также и завершение канона Нового Завета сопровождалось отсутствием нового откровения. С момента Откровения от Иоанна, никакое устное или письменное пророчество никогда не принималось Христианами повсеместно как божественная истина от Господа.

 

Как Библейский канон был выбран и закрыт

Послание Иуды в стихе 3 является критическим важным отрывком в этом аспекте завершения и полноты Библии. Это заявление Иуда сделал до того, как был закрыт канон Нового Завета:

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

(Иуд.1:3)

В Греческом языке слово «вера» («пистеи») имеет определенный артикль «тэ», что означает одну и единственную веру. Нет никакой другой. Такие отрывки как Галатам 1:23 и 1 Тим. 4:1, опять же, говорят о вере с использованием определенного артикля, что показывает такое использование слова «вера» было принятым в апостольские времена и имело единственное значение.

Нужно отметить слово «однажды» в Иуды 3. Греческое слово «хапакс» означает нечто сделанное раз и навсегда, с действием, никогда не требующим повторение. Ничто не нужно добавлять к вере, которая была предана (передана) святым.

Также, надо отметить важный момент, связанный со словом «предана». В Греческом это пассивное причастие, которое в данном контексте, показывает на действие, завершенное в прошлом без какого-либо элемента продолжения. В нашем случае, это означает действие не было обнаружено людьми, а было передано людям.

Таким образом, посредством Писания, Бог передал нам целостное учение, окончательное и полное. Наша Христианская вера зиждется на историческом, объективном откровении. Это исключает какие-либо прочие пророчества, провидцев и другие формы нового откровения до тех пор, пока Бог не начнет снова говорить по второму пришествию Христа (Деян. 2:16-21, Отк. 11:1-13).

В то же время, Писание предупреждает нас о лжепророках. Иисус сказал:

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

(Матф.24:24)

Чудеса и знамения не являются доказательством того, что человек говорит от имени Бога. Апостол Иоанн писал:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

(1Иоан.4:1)

В конце концов, Писание является универсальным мерилом истинности всего. Оно является Христианским стандартом. Даже слово «канон» обозначает «мерило, стандарт». Канон Священного Писания – мерило Христианской веры, и он завершен.

Конечно, в течение истории разные книги пытались выдать за истинные Писания. К примеру, в Римской Католической Библии есть апокрифы. Католическая церковь их принимает как Писание, но ясно, что они таковым не являются. Они содержат ошибки в историческом, географическом и теологическом плане.

Несмотря на то, что Иероним (жил в 345-419 гг) был тем, кто выступал за исключение апокрифов, некоторые из ранних отцов церкви (особенно, Аврелий Августин), принимали их, хотя, не ставили на один уровень с Ветхим Заветом. В 16-ом веке реформаторы провозгласили принцип Sola Scriptura, означающий что только Библия является единственным авторитетным откровением, и отвергли апокрифы, как книги, которые должны занимать равное место с другими книгами, составляющими канон Библии. Католическая церковь отреагировала против реформаторов на Трентском Соборе (1545-1563 гг), заявив, что апокрифы – часть канона. Протестанты и католики до настоящего времени имеют различные позиции по этому вопросу.

Канон Ветхого Завета был определен евреями с момента написания последней книги Ветхого Завета. Они включили в канон только те книги, которые были написаны людьми, известными как говорящими от Бога. Они изучили эти книги внимательно и не нашли в них ошибок в истории, географии или теологии.  Христиане ранней церкви использовали схожий подход для определения подлинности книг для Нового Завета. Ключевое условие было – апостольское авторство. Каждая книга Нового Завета должна была быть написана либо самим апостолом, либо его близким компаньоном. К примеру, Марк был учеником апостола Петра. Лука – компаньоном Павла.

Вторая проверка, использованная ранней церковью, была связана с содержанием книги. Деяния 2:42 говорит нам о том, что первое время церковь собиралась для молитвы, общения, хлебопреломления и учения Апостолов. Соответственно, позднее, при определении канона, они задавали вопрос соответствует ли содержание той или иной книги учению Апостолов. Эта проверка была очень важной из-за еретиков, которые пытались себе проложить дорогу в церковь. Их доктринальные заблуждения легко становились заметными так как они противоречили учению Апостолов.

Третья проверка была в том, как церкви относились к этим книгам. Если народ Божий принимали их, использовали в богослужении, делали частью своей жизни, и если Христиане повсеместно учились из этих книг, получали через них благословение, то это была еще одна черта для включения этих книг в канон Нового Завета.

К 404 году н.э. версия Библии Латинская Вульгата была закончена. Она стала самым ранним из известных переводов 66 книг Библии. И там были те же самые книги, как и в современной Библии. Бог сказал Его Слово в выбранное Им время и Оно было сохранено на протяжении многих веков.

Со времен апостолов до настоящего времени истинная церковь всегда верила, что Библия завершена. Бог дал свое откровение и Писание завершено. Бог уже проговорил Его откровение. То, что Он дал нам – полное, действенное, достаточное, непогрешимое, безошибочное и авторитетное Слово.  Попытки добавить к Библии или заявления о получении «дальнейшего откровения» от Бога всегда были характеристиками еретиков и культов, но не истинных людей Божьих.

Некоторые могут сказать, что люди неправильно понимают, что они имеют в виду, когда произносят пророчества и дают новые откровения. Они скажут, что не собираются менять Писание или добавлять к нему. По их мнению, они проясняют Писание в отношении его применения в современных условиях, также, к примеру, как это было с пророчеством Агава в Деян. 11:28.

Черта между прояснением Писания и добавлением к нему достаточно тонкая. Более того, Писание не становится четче от слушания людей, которые считают, что имеют пророческий дар. Писание становится четче и яснее по мере того, как мы его исследуем и изучаем, кропотливо, внимательно, прилежно. Нет никаких «обходных путей», упрощающих толкование Слова Божьего. (Деян. 17:11, 2 Тим. 2:15)

Учение об откровении и учение о вдохновении – серьезные разделы веры. Точное, безошибочное понимание этих доктрин является ключевым для различения голоса Божьего от голоса человеческого. Согласно Ветхого Завета, те, кто брали на себя роль говорить от имени Бога, но, при этом, выражали собственное мнение, должны были быть наказываемы смертью (Втор. 13:1-5). Верующих в Новом Завете Писание призывает испытывать духов и рассуждать, гнушаясь лжепророков и еретиков (1 Иоан. 4:1, 1 Кор. 14:29).

Способность отделить Слово Божье от любого другого была всегда очень важной для людей. Бог сделал так в истории чтобы канон был четко обозначен и у церкви был четкий стандарт. Если мы теперь выбросим этот стандарт и начнем заново давать определение вдохновению и откровению, то мы подорвём нашу способность получать Божью истину. Если мы ниспровергнем уникальность Библии, то у нас не будет возможности отделить Божий голос от голоса человеческого, из-за чего, в конце концов, получится ситуация, когда кто угодно сможет заявить, что он имеет откровение от Бога и никто не сможет это опровергнуть.

Дух Святой действует в церкви в наши дни могущественным образом, но не так, как некоторые думают. Роль Духа Святого в том, чтобы сделать нас способными проповедовать, учить, писать, говорить, служить и жить жизнь, в соответствие со Словом. Он ведет нас во всякой истине и направляет нас на исполнение Божьей Воли в нашей жизни.  Но Он делает это через Слово Божье, а не отдельно от него. Говорить фразы подобные «Бог мне сказал» и «Это не моя мысль, мне ее дал Бог» или «Это не мои слова, я получил их от Господа» приводит к неправильному пониманию водительства Духа Святого в жизни верующих.

Это неправильное понимание, когда оно возникает, играет на руку тем, кто отвергает уникальность и власть Священного Писания. Термины и концепции, изложенные в Еф. 5:18-19 и 2 Пет. 1:21 не должны путаться. Быть исполненным Духом Святым, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, не то же самое, что быть движимым Святым Духом для того, чтобы писать богодухновенное Писание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.