14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
(Иак.2:14-20)
Психолог д-р Альфред Адлер придерживается интересной теории индивидуальной психологии. Когда он имеет дело с теми или иными людьми, он говорит: «Верьте только поступкам, жизнь происходит на уровне действий». Далее он говорит: «Мы не являемся теми, кем себя считаем, но мы то, что мы делаем. То, что мы делаем является ключом к нашим реальным намерениям». Адлер обнаружил для себя то, чему учит Слово Божье. Он открыл то, что говорит Иаков здесь в этом отрывке Писания. Он наблюдал за человеческим поведением с точки зрения психологии и заметил, что единственное настоящее откровение личности в его или ее поведении.
Можно перефразировать Иакова и сказать так: «Вера плюс Ничто равно Ничто». Иаков описывает такую веру, которая является ничем, которая сводится к нулю в своем итоге. Он называет ее «мертвой верой в стихе 17 и 20 и снова, в конце главы в стихе 26. Мертвая вера.
Неизменно, люди с мертвой верой всегда меняют местами дела и слова. Они хотят, чтобы вы думали, что они — то, что они говорят о себе, тогда как мы должны понимать, что мы — то, что мы делаем. Верьте не словам, а действиям. Истинная вера всегда будет видна через поступки. Мертвая вера вообще не будет видна.
Важный момент: вы должны понять здесь из этого отрывка Писания, что есть такая вера, которая не спасает. Есть такая вера в Бога, которая не дает спасение. Вера в Иисуса Христа, которая не спасает.
В Евангелии от Матфея Иоанн Креститель говорит:
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
(Матф.3:7)
Другими словами, не полагайтесь на свое наследие, покажите через дела настоящая ли у вас вера.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:16)
Свет, который сияет в жизни верующих есть свет добрых дел.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)
Здесь Иисус говорит о том, что войдут в Царство Небесное не те, кто только говорят, а те, кто делают. Доверяйте не тому, что люди говорят, а тому что они делают.
В служении Иисуса это имело особое внимание. Об этом говорит и Евангелие от Иоанна:
И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
(Иоан.2:23)
Иисус знал во что верили люди. Ему не надо было чтобы кто-то об этом рассказывал. Он знал, что в мыслях людей. И поэтому Он заявлял, что их вера не достаточна.
В Иоанна 3 мы видим развитие этой мысли: к Иисусу пришел Никодим, будучи фарисеем и учителем Евреев. Он тоже был одним из «верующих». Он пришел к Иисусу ночью и сказал, «Учитель…». Заметьте, «Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.» В Ин. 2:23 мы видели, что многие, которые видели чудеса Иисуса веровали в Него. Они верили, что Он пришел от Бога. Они, скорее всего, верили, что Он – Мессия. И Никодим говорит, «мы», имея в виду не только себя, но и других. Иисус же ответил ему:
«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
(Иоан.3:3)
В чем тут главное? Никодим верил. Он верил, что Иисус был от Бога. Он верил в чудеса. Он верил в Его имя. Он верил, возможно, что Иисус есть Мессия. Но Иисус сказал ему, что его веры недостаточно. Недостаточно для изменения, трансформации. Видите ли, есть не спасающая вера.
В Иоанна гл. 8 мы опять видим иллюстрацию такой веры:
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
(Иоан.8:30,31)
В Греческом «мои ученики» — «алесос масетаи». Потому что вы узнаете истину, и истина сделает вас свободными. Свободными от рабства греху, смерти и осуждения. Всё вместе.
Другими словами, они говорили, что веруют. Иисус же сказал, что их вера не достаточна, если она не сопровождается рождением свыше, изменением, которое приводит к жизни в послушании Богу. Настоящая спасительная вера всегда проверяется по её плодам. И ложная мертвая вера, также проверяется, через отсутствие дел праведности. Ясно, что у многих людей именно такая вера.
Они верят в Бога. Они верят в Иисуса Христа, но не до спасения. Они, может быть, верят в факты в отношении Христа, но не демонстрируют окончательного решения жить с Богом, следовать Его воле, решения, которое было бы необратимым. Они не демонстрируют подчинение себя Иисусу Христу. Они не демонстрируют измененную жизнь, которая приходит с покаянием через настоящее спасение и послушание.
Господь был сильно обеспокоен этим, когда Он произнес притчу о сеятеле. Он говорил об этом, также, в притче о пшенице и плевелах. Он говорил об этом в Иоанна 15 о ветвях виноградной лозы, которые пребывают в ней и которые не пребывают. Этот вопрос был важным в ходе служения нашего Господа. Интеллектуальной веры недостаточно.
В Евр. 12:14:
Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
(Евр.12:14)
Ни один человек никогда не войдет в присутствие Божье без святости. Поэтому, мы делаем вывод, что оправдание должно включать в себя больше, чем лишь заявление со стороны Бога о нашей позиции в отношении Него. Оно должно нести с собой освящение, через которое спасительная вера может проявить себя. Павел говорил об этом так:
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
(Еф.2:10)
Дорогие братья и сестры! Церковь должна бороться с складывающимся у некоторых ведущим в погибель впечатлением, что простое знание евангелия равнозначно принятию спасительной веры. Мы должны разбираться с этим обманом, заявляющим, что знать истину это уже есть искупление. Складывается впечатление, что некоторые думают, что если они что-то не отвергают, то в это они верят и этого вполне достаточно. Иаков не оставляет места такому заблуждению. Люди, которые знают факты о евангелии, но не делают окончательного выбора в том, чтобы оставить грех, служить Господу Христу должны услышать правду о своем реальном состоянии. На самом деле, всё послание Иакова является набором тестов, посредством которых вы можете проверить себя является ли ваша вера спасительной или же мертвой.
Первый тест был тест испытаниями. Иак. 1:2-13. Наше отношение к испытаниям, ответ на них – признак мертвой веры или живой.
Второй тест – тест искушений. Кого вы вините за искушения – индикатор живой или мертвой веры.
Третий тест – наше отношение к Слову Божьему. Об этом говорится в конце Иакова, гл. 1.
Во 2-ой главе говорится об еще одном тесте – нашем отношении к нуждающимся и бедным.
В Иак. 2:14-20 он говорит о тесте дел. Под делами подразумеваются праведные поступки, праведное поведение, послушание Слову Божьему, показывающее благочестивую природу.
Поэтому, то как мы живем, возлюбленные, и является вернейшим показателем того, кем мы реально являемся.
Посмотрим Иак. 1:22-24:
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
(Иак.1:22-24)
Другими словами, Иаков говорит о том, кто смотрит, видит проблему, ничего с ней не делает, идет дальше и забывает.
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
(Иак.1:25)
Другими словами, Бог нам говорит, что мы должны быть исполнителями, теми кто пребывает в совершенном законе, которое есть Слово Божье. Мы должны быть теми, кто исполняет это Слово в своей жизни. И опять Иаков говорит об этом вопросе во 2-ой главе.
Теперь важно отметить, что ни один человек не спасается делами. Еф. 2:8-9 говорит:
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)
Мы не спасаемся нашими делами. Если бы мы спасались делами, то благодать уже не была бы благодатью. Никто не спасается делами, но, послушайте внимательно, никто не спасается БЕЗ дел. В этом все дело. Без того, чтобы наше спасение сопровождалось делами никто не спасется. Какими делами? Покаянием, подчинением себя Христу – это в самом начале, как минимум.
В Мф. 13:44-46 Господь дает две притчи о человеке, который нашел сокровище в поле и человеке, который нашел жемчужину большой цены. В обоих случаях, они все продали чтобы купить свою находку. Таким образом, спасение приходит к тем, кто отдает всего себя, все что имеют Христу с тем, чтобы принять все что Он имеет для Его последователей и кем Он является. Но самообманутые, для них вера — это не есть что-то большее, чем признание фактов о Боге и о Христе. С их стороны нет никакого безвозвратного решения следовать за Христом, любить Бога всем сердцем, всей душой, всей силой и послушаться Его воле. Поэтому, Иаков здесь разбирается с неспасительной верой, мертвой по своей сути.
В этом все дело. В моей жизни были люди, которые будучи моими близкими друзьями, отступили от Христа и до сих пор к нему не возвратились. Их вера показала свою мертвость.
К сожалению, в этой жизни многие люди не знают о том, что их вера мертва и не узнают вплоть до момента, когда они окажутся в аду и тогда уже будет поздно. Они будут продолжать находиться в самообмане до последнего.
Теперь давайте посмотрим на контекст послания Иакова, чтобы лучше его понять, о чем он пишет и кому.
Первым делом, его послание написано евреям. В Иак. 1:1 мы видим, что он адресует его 12-ти коленам Израилевым, находящимся в рассеянии. Он пишет евреям. Они считают себя Христианами. Очевидно, что некоторые из них были настоящими спасенными верующими, а другие нет. Поэтому, все эти тесты или проверки, Иаков излагает в своем послании. Но его читатели, как минимум, внешне ведут себя так, как будто имеют отношение к Христианской вере.
В Иак. 2:21 он пишет «Авраам, отец наш…». Опять же, это говорит о том, что он пишет евреям.
Теперь, давайте посмотрим на то, что думали евреи, к которым он писал. Некоторые из них перешли из одной крайности в другую в плане дел. В течение многих лет практики Иудаизма, они испытывали колоссальное давление потому что Иудаизм в то время стал системой праведных дел. Их вырастили в вере, что дела являются важными для спасения. И тут, пришло славное евангелие спасение по благодати. Оно было для них радостным. Представьте себе, какого это жить в системе дел, в которой ты постоянно понимаешь, что ей не соответствуешь. Представьте какого это неисполнять законы, которые ты знаешь, что должен исполнять. Представьте великое множество правил, которые надо исполнять и которым надо соответствовать, но которые ни один человек не мог исполнить и им соответствовать и верить, что твое спасение зависит от соблюдения всех этих правил и законов, которые ты не можешь соблюсти и выполнить. Колоссальная ноша. В Мф. 23 Иисус сказал:
связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
(Матф.23:4)
И вот, Иаков пишет к этим евреям, находящимся под давлением вины из-за бремени, которое они на себе несут и тут появляется некто, проповедующий евангелие Христа, суть которого благодать и освобождение с радостью. И они слышат это евангелие и принимают его. Для них свобода от законничества – нечто очень притягательное и желанное.
Возможно, некоторые из них неправильно поняли эту свободу и зашли слишком далеко в противоположном направлении? От законничества в полную свободу от всего. Они думали, что так как дела не являются обязательными для спасения, то может быть они вообще не нужны. И возможно, Иаков, как раз, видя таких людей верящими в том, что достаточно просто принять некоторые факты, верить в них и этого вполне хватит для спасения и ничего больше не требуется, к ним обращается.
На самом деле, такое явление наблюдалось не только в то время, но и в последующие поколения. Иллюстрация такого законничества имеется в религиозных историях раввинов. К примеру,
«Когда Мар Укба лежал на смертном одре, он попросил, чтобы ему дали его счет. На его счету было 7000 зузим, что являлось итоговой суммой всей милостыни, которую он подал в своей жизни.» Другими словами, это было суммой на его «банковском счету» на небесах. Он записывал все, что давал в виде милостыни. «Потом он воскликнул, что путь такой далекий, прямо в присутствие Божье, а сумма такая малая. Он подумал, что сумма может быть недостаточной для оправдания его в глазах Божьих и его спасения таким образом. Поэтому, он отдал половину своего состояния, чтобы каким-то образом заверить себя, что будет оправдан».
Обычно, евреям надо было заслужить свое прощение и спасение добрыми делами. На самом деле, ранние язычники даже обвиняли евреев в том, что те приходили в Христианство потому что для них это была более дешевая религия, чем Иудаизм. И послание Христианства о благодати, свободе, вере, милости, прощении, было как полное облегчение для них и все что для этого было нужно — верить. Какой прекрасный путь! Поэтому, они от законничества перешли к антиномизму, т.е. отсутствию всякого закона. Вполне возможно, что среди тех, кому писал Иаков были именно такие люди. Как бы то ни было, очевидно, что среди тех, к кому пишет Иаков были те, кто чувствовал себя вполне надежно даже будучи только слушателем Слова. Такие люди обманывали сами себя. Они говорили, «да, точно… да, точно так…», но эти слова никогда не материализовывались в их жизни.
Осмелюсь сказать, что вы знаете таких людей и сейчас. Если вы их спросите верят ли они в Бога, то в ответ услышите «да». Верят ли они в Иисуса Христа, что он жил и умер, и потом воскрес? «Да». Но вы также, как и я знаем, что они не Христиане. У них мертвая вера.
Теперь Никодим. Когда он пришел ко Христу, то Иисус сказал ему надлежит родиться свыше. Не достаточно просто верить, если эта вера не приводит к спасению и изменению.
Посмотрим же вместе на черты мертвой веры. Что ее отличает. Об этом, как раз, пишет Иаков:
Иаков дает три характерных черты мертвой веры.
- Мертвая вера определяется через пустое исповедание.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
(Иак.2:14)
Я думаю, он говорит здесь к братьям из евреев, еврейской аудитории, и, конечно, к церкви.
Если человек говорит, что у него есть вера, то он исповедует это. Он может исповедовать, что верит в Христа, в Его смерть. Он может исповедовать, что верит в воскресенье Христа. Писание говорит, «Что пользы ему от этого?» Что пользы если его вера не имеет результата – добрых дел, праведных поступков как образа жизни? Ответ простой – никакой пользы от этого нет. Такая вера — пустое исповедание. Пустое вероисповедание. Заявление, которое под собой не имеет основы. Если нет праведных поступков, вы не сможете показать свою измененную жизнь. Когда мы полагаем настоящую веру в Христа, мы получаем новую природу от Него, и она проявит себя. И если мы посмотрим притчу о почве, то что мы увидим в отношении доброй почвы? Она приносит плод. Плод Духа и плод праведности.
Если мы посмотрим на послание Иакова, то увидим, какие это плоды праведности. К примеру, Иак. 1:12:
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
(Иак.1:12)
Здесь говорится о том, кто переносит искушение. Терпеливо и победоносно всё переносит. И это есть доброе дело, показывающее его веру.
Иак. 1:18-20 говорит о еще одном добром деле – правильном слушании Слова Божьего. В частности, Иак. 1:21 говорит:
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
(Иак.1:21)
Тут говорится о том, что доброе дело – отложить всякую нечистоту и остаток злобы. В Иак. 1:22 говорится:
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
(Иак.1:22)
Тут говорится о послушании Слову.
Иак. 1:27 говорит:
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иак.1:27)
Тут говорится о любви и сострадательности к тем, кто в нужде.
В Иакова главе 3 говорится о контроле за нашим языком, правильной духовной мудрости. Если посмотреть на главу 4, то увидим там смирение. Иаков сам подсказывает нам многие из этих добрых дел.
Возвращаясь назад к нашему отрывку, Иаков говорит к нам, «что пользы делать пустое исповедание о вашей спасающей вере, если нет всех этих дел праведности?» Если ваша жизнь не демонстрирует, что вы переносите искушение, если она не демонстрирует правильный отклик на Слово Божье, если она не демонстрирует, что вы откладываете всякую нечистоту со злобой, если у вас нет послушания Слову от всего сердца, если у вас нет сострадания в отношении тех, кто в нужде, если вы не храните себя незапятнанными от пороков мира, то где тогда доказательства истинности вашей веры?
В Иоан. 15 Иисус говорит:
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:6)
Такая бесплодная ветвь это пример Иуды Искариота. Он был внешне прикреплен к лозе, но т.к. жизнь лозы не двигалась в нем, не было плода. Поэтому, Иаков в 14-ом стихе говорит:
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
(Иак.2:14)
Может ли такая вера оправдать человека в Судный День? Может ли быть вера, не сопровождающаяся радикальным изменением в моральном облике и поведении быть спасительной? Какой ответ? Нет!
Может ли такое пустое исповедание спасти от Бога? Посмотрите на стих 13. Бог будет немилостив к тем, кто сам не был милостив к другим. И вы хотите сказать мне, что человек может верить, не оказывать милость и быть при этом спасенным? Некоторые могут заявлять, что человек может быть верующим, не иметь плода и быть спасенным. Но Иисус говорит, что если Он посмотрит на вашу жизнь и не найдет плода милости, то Он сам будет немилостив по отношению к вам лично. Почему?
Потому что Иисус сам может оценить подлинность веры человека, основываясь на плоде этой веры, на ее результате. Если спасение есть новое рождение, если спасение есть изменение, полное изменение, то оно должно проявлять себя в поведении, соответствующем новой природе. Если я новый человек во Христе, то должно быть у меня новые факторы поведения, которые проявляют себя.
Посмотрите в Рим. 2:6. Там изложены критерии, по которым Бог будет судить:
Который воздаст каждому по делам его:
(Рим.2:6)
Финальный суд будет по делам каждого человека. Вы скажите, «я думал, что финальный суд будет по вере?». Финальный суд будет по вере, продемонстрированой через что? Через наши дела.
Далее, Павел поясняет это заявление:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
(Рим.2:7,8)
Другими словами, здесь говорится не о том, что вы спасаетесь этими делами, но тем, что эти дела показывают, что у вас новая природа, что вы спасенный человек. Соответственно, настоящие верующие не упорствуют в непокорности истине. Они послушаются истине, праведности. Скорбь и теснота же всякой душе, делающей злое. Слава, честь и мир каждому, делающему доброе.
Другими словами, мы будем судимы на основании того, как поступали, т.к. наши поступки – показатель того, кто мы есть. Может ли такая вера спасти человека? Нет.
Возможно, кто-то скажет, «погодите, разве Павел здесь не противоречит тому, что говорит Иаков?».
Это – типичное развитие мысли. Если мы принимаем, что Иаков заявляет, что у нас должны быть дела, разве мы не отрицаем этим то, что сказал Павел, что только по вере и благодати мы спасаемся и если добавить к этому дела, то благодать уже станет «неблагодатью»? Разве Павел не говорит, что мы просто спасаемся только по благодати?
Рим. 11:6 говорит:
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
(Рим.11:6)
Другими словами, не получается ли здесь ситуация, в которой Павел полностью устраняет всяческие дела от благодати?
однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
(Гал.2:16)
Не получается ли здесь так, что Павел говорит «никакими делами», а Иаков говорит «делами»? Разве их утверждения не конфликтуют?
Я хочу предложить вам думать об этом по-другому: Иаков и Павел не конфронтируют здесь друг с другом лицом к лицу, а конфронтируют с врагами стоя спина к спине друг с другом. Павел конфронтирует с людьми, которые хотят, чтобы спасение было по делам. Иаков конфронтирует с людьми, которые утверждают, что спасение ничего не требует от людей. Павел говорит, что спасение только по благодати. Иаков говорит, что спасение только по благодати производит дела праведности. Поэтому, между ними нет никакого спора и противоречия. Нет накала страстей. Нет несогласия. Наоборот, есть согласие и защита от врагов истиной веры с обоих сторон. Павел защищается от законников с их спасением по делам, и Иаков защищается против либертинского подхода, утверждающего что достаточно верить, не имея при этом какого-либо изменения жизни и вы будете спасены.
Посмотрим на Иак. 1:18:
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
(Иак.1:18)
О чем он говорит здесь? Говорит о суверенном спасении по благодати. Бог спас нас по Своей воле посредством Слова Истины. Иаков подтверждает, что спасение происходит по благодати. Но потом он говорит, что мы должны быть некоторым начатком Божественных созданий. Другими словами, Бог спас нас чтобы мы были другими, новым творением.
Павел говорит то же самое. Мы спасаемся по благодати через веру и это не от нас, но мы являемся Его творением, созданным для добрых дел. Они говорят одно и тоже. Также, оба соглашаются, что есть вера, которая не спасает.
Посмотрим 2 Тим. 2:19:
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
(2Тим.2:19)
Посмотрите внимательно, что Павел пишет здесь. Павел пишет Тимофею и говорит о тех, кто заблуждается в отношении истины (стихи 17 и 18). Есть много людей, которые пытаются разрушить основание Божье. Много тех, кто хочет предложить другое основание, но основание Божье непоколебимо, и оно имеет свою печать. Другими словами, вот что запечатывает истину: «Господь знает Своих». И как Он их знает? «Пусть всякий, исповедующий имя Господа отступит от неправды». Знак истинного спасения – отступление от неправедности.
В послании к Титу Павел опять об этом говорит. Титу 1:16:
Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
(Тит.1:16)
Павел говорит, что в церкви есть люди, которые заявляют, что верующие, но своими делами отрекаются от Бога, будучи гнусны и непокорны, и неспособны к добрым делам. Слово «неспособны» на языке оригинала имеет значение быть дезориентированным и иметь злой ум. Таким образом, они словами говорят, что знают Бога, но делами отрекаются от Него. Но не важно, что вы заявляете. Важно, что вы делаете, что демонстрируете своими поступками.
Титу 2:7 говорит:
Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
(Тит.2:7)
Поэтому, Иаков рассматривает пустое исповедание (провозглашение) без доказательств пустым внешним интеллектуальным принятием фактов Евангелия вместо серьезного решения отдать себя полностью Христу и заменить свою жизнь на Его жизнь как результат, свой суверенитет на Его суверенитет.
Это – основа. И Павел указывает в своем служении на начало Христианской жизни. Он говорит, что прощение заслужить невозможно. Никто не может заслужить правильное отношение с Богом, которое может прийти только по суверенной благодати от Господа. Нет никаких человеческих дел, которые нам надлежит сделать до нашего спасения. Вам не обязательно соглашаться сделать то или другое по плоти, чтобы «подвергнуть» себя спасению. Но когда происходит настоящее спасение, когда суверенная благодать находит грешника, то она его трансформирует, изменяет и там будет оставление греха и отказ от самого себя в пользу Христа как часть спасительного действия.
Стоит вспомнить Эфес. Город, которому адресовано 1 Тимофею. Когда евангелие пришло в Эфес в Деян. 19, то написано, что те из жителей, кто занимался магией и оккультизмом принесли свои колдовские книги и сожгли их все. Это было после того как они услышали евангелие и уверовали.
Павел напоминает Фессалоникийцам, что они обратились от идолов чтобы служить живому и истинному Богу. У них произошел обмен Господами. И хотя, спасение все приходит от Господа, покаяние, обращение от греха и принятие нового Господина являются частями спасительного действия.
Я не верю, что новообращенный верующий понимает все последствия такого действия. Я не думаю, что, когда сам спасся, что я понимал все последствия моего греха и обращения от него. Я не думаю, что понимал последствия подчинения Христу. Это имеет характер постоянно усиливающегося понимания в моей жизни. Никто не спасается делами. Никто не спасается без того, чтобы стать новым творением и в новом творении есть покаяние, подчинение, послушание, любовь к Богу и ближнему и все дела, которые Дух Божий в нас производит.
Теперь вернемся в послание Иакова 2:14. Иаков сначала описывает мертвую веру как пустое исповедание, не приносящее никакой пользы. 2 Кор. 13:5 говорит:
Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
(2Кор.13:5)
Как нам исследовать самих себя, в вере мы или нет? Конечно, не через воспоминание времени, когда мы помолились молитвой грешника и приняли Христа, вышли ко сцене или еще что-то сделали. Исследовать себя значит рассматривать свою жизнь и видеть результат веры в поступках – есть результат или нет. Что вы увидите? То, что увидите и говорит о том, кто вы есть на самом деле.
Пустое исповедание есть ничего более, чем мертвая вера и она – фальшивая.
2) Иаков говорит, что мертвая вера не только примечательна пустым исповеданием, но и ложным состраданием.
Посмотрите на Иак. 2:15-16:
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
(Иак.2:16)
Вот здесь Иаков говорит о совершенно практичном моменте. Представьте, человек нагий. Конечно, речь не о том, что человек полностью голый. Тут имеется в виду, что в бедной одежде. Может быть изношенной. Человек, у которого элементарные жизненные нужды не удовлетворены. У которого нет достаточно одежды чтобы согреться. Человек, который не доедает, голодает. То, что написано «брат или сестра» подразумевает, что речь идет о Христианах. Иаков пишет не только евреям, которые внешне так себя позиционируют, но и к людям, которые имеют связь с церковью. Это схожая иллюстрация как в 1 Иоанна 3:17-18, где Иоанн поднимает тот же самый вопрос. То как мы реагируем на нужду другого человека является индикатором нашего состояния сердца. Послания Иакова и 1 Иоанна очень перекликаются и близки между собой. В обоих посланиях изложены тесты истинности веры.
И вот, в собрание приходят бедные и нуждающиеся люди. Вы видите их состояние. И один из вас говорит им «ступайте с миром, грейтесь и питайтесь!». Это – распространенное еврейское выражение в то время, которое мы можем видеть в Мк. 5:34. «Ступайте с миром», «С Богом», «Благослови Вас Господь» — пустые слова. На самом деле вы отвергаете их нужду, их голод, то что им холодно. «Идите с миром, грейтесь и питайтесь» — какие вы щедрые!
Глаголы «грейтесь и питайтесь» могут стоять в пассивном или в среднем залоге в Греческом языке. Средний залог является возвратным. Возможно, здесь он придает оттенок сарказма. Можно другими словами сказать это «Не лезь ко мне в карман, приятель! Грейся и питайся сам». Другими словами, отвяжись от меня, не грузи меня своими проблемами. Если же фраза стоит в пассивном залоге в Греческом, то она менее грубая. Можно по-другому сказать, «надеюсь ты, приятель, найдешь себе того, кто оденет тебя и накормит. Я за тебя помолюсь»,
В обоих случаях, вы не принимаете участие в нуждах этого человека и какая от вашей веры тогда польза? И вы хотите мне сказать, что вы новое творение в Боге? И вы хотите мне сказать, что жизнь Божья в вашей душе, жизнь сострадательного, любящего Бога, и, при этом, вам безразличны элементарные нужды других? Стих 17 говорит: Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Такая вера мертва, потому что у нее нет плода. Вера, без результата, который она производит – мертвая вера. Мертвая вера – пустое исповедание и ложное сострадание.
Я слышал историю про одну королеву. Не знаю, как ее звали и из какой страны она была. Говорят, однажды она поехала в театр на своей карете (это было в старые времена), где шла драма. Так вот, драма ее так захватила эмоционально, что она проплакала весь спектакль. И когда она после него пошла усаживаться в свою карету, то оказалось, что ее извозчик (кучер) замерз на смерть, ожидая её на морозе. А в ту ночь было ветряно и морозно. Кучера не должны были находится там же, где их хозяева. И когда королева нашла его замерзшим, то согласно ее биографа, она не проронила ни слезы.
Поразительно, как люди могут плакать от эмоций, вызванных трогательными сказками, но оставаться абсолютно нетронутыми реальностью. Заметили такую тенденцию? Люди могут посмотреть кино или услышать трогательную песню и расплакаться, но увидев человека в нужде не испытать никаких эмоций.
Давайте посмотрим, как Иисус говорит об этой проблеме:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
(Матф.25:31,32)
Разумеется, речь идет о тех, кто будет допущен в Царство и тех, кто нет. Почему? Потому что вы уверовали? Нет, так не говорится. Вот что там говорится:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
(Матф.25:35)
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
(Матф.25:38-40)
И вот, в Царство будут допущены не просто те, кто заявлял, что верует, а те, чья вера проявила себя через соответствующие праведные поступки сострадания.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41)
Соответственно, мы видим тех, кто верил, и чья вера произвела праведные поступки сострадания и тех, кто говорил, что верит, но чья вера не произвела ничего. Становится видно, что суд будет по делаем. Не то, что наши дела заслуживают нам спасение. Но наши дела показывают реально ли наша вера спасительная или нет.
3) Иаков говорит, что мертвая вера отмечается неглубокими убеждениями.
Посмотрите на стих 18:
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
(Иак.2:18)
Этот стих сложен для правильного перевода с языка оригинала. Спорит ли здесь Иаков с оппонентом или же говорит о самом себе. Мысль, в то же время, ясна – видите ли, греки не использовали пунктуацию. Поэтому, иногда трудно восстановить все нюансы текста. Попытаюсь пояснить данный отрывок. Возможно, Иаков, здесь говорит о самом себе. Однако делает это в 3-ем лице из скромности. Он есть этот «кто-нибудь». Он не собирается хвастать, что мы видим в Иак. 4:6-10 он превозносит смирение. Иаков говорит о себе, как о том, у кого истинная вера. И он обращается к другому человеку, который заявляет, что имеет веру, но без дел: «покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих».
Т.е. тот, у кого есть истинная вера говорит другому: «Представим гипотетически, что у тебя есть вера. И представим, что у меня есть дела. Вот тебе проверка– покажи мне твою веру без дел, давай! Не можешь? Невозможно это сделать. Покажи значит продемонстрируй. Ну, ты может быть скажешь «я верю, я верю». Тогда покажи. Не можешь. Совершенно невозможно продемонстрировать веру без результата, который она должна породить. Без ее продукта, если хотите. Как люди могут говорить, что есть вера без дел? Это – смешно, т.к. откуда они сами об этом знают?
Поэтому, Иаков говорит, покажите мне веру без дел. Если нет праведных дел, нет плода праведности, то нет способа продемонстрировать веру, ее подлинность. Никто не сможет это сделать. С другой стороны, Иаков говорит, а я тебе покажу мою веру через мои дела. Очевидно, что по-другому и не получится. Когда кто-то говорит, что он Христианин, вам не нужно спрашивать его «когда это произошло?». 20 лет назад и так далее и тому подобное. Но, вместо этого, Вы просто можете спросить: «Покажи мне твое спасение. Расскажи мне о твоей жизни. Расскажи мне как ты себя теперь ведешь».
Посмотрим 2 Петра 1:3:
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
(2Пет.1:3)
Заметили? Он не только призвал нас славою, но и благостию. В Греческом «благость» звучит как «арете». То же самое слово в Филипийцам 4:8 переведено как «добродетель». Во 2 Пет.1:5 оно тоже переведено как добродетель. Конечно, невозможно представить себе добродетель без благости.
То есть, Бог призвал нас к добродетели. И через евангелие Он даровал нам великие и ценные обетования так чтобы мы через это сделались причастными божественному естеству, избежав растления похотью, происходящее в мире.
Мы уже получили эту божественную природу в процессе спасения. Это – жизнь Божья внутри нас. Это – Дух Святой. Мы уже избежали растления похотью в определенной степени. Иоанн говорит, что мы уже не от мира сего. Мы уже освободились от него. В 1 Ин. 2 он говорит, что мы победили лукавого. Итак, мы получили Божественное естество внутри нас, мы избежали растление похотью, которая в мире. Мы освободились от мира и его угрозы нас погубить. И теперь он пишет, чтобы мы:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(2Пет.1:5-7)
И Петр говорит, что если это в нас пребывает, то мы не останемся без успеха в познании Господа Иисуса Христа. Если все это будет у вас в жизни, то вы будете приносить плод. Но если у вас этого нет, то вы будете слепыми и не сможете понять были ли вы очищены от ваших грехов или нет. Вы не сможете узнать до тех пор, пока у вас не будет плода вашей веры.
Конечно, бывают периоды в жизни спасенных Христиан, когда они не приносят плод. Бывает такой бесплодный период. В это время вы теряете уверенность в своем спасении, потому что вы не видите его реальность если являетесь непослушными Богу. Поэтому, Петр говорит, что вы были спасены чтобы производить добродетель, которая бы удостоверила вас в реальности вашей веры. И если вы не там, то не будете это знать. Вы можете быть Христианином, который переживает такой бесплодный период, но если это у вас – стиль жизни, то вы не являетесь Христианином вообще.
Теперь посмотрим 19-ый стих в Иакова. Итак, Иаков говорит, что кто-то может заявлять, что у него есть вера, но если нет дел этой веры, то не сможет ее показать. При этом, этот же человек может сказать, «ну, я верю в Единого Бога. Я – монотеист». И Иаков говорит: «Да, вы верите, что Бог един. В Второзаконии 6:4-5 есть известная молитва Шема Исраель, Адонай Элохейну Адонай Эхад — «Послушай Израиль, Господь Бог наш, Господь Един есть». Значит, вы верите в базовую теологическую доктрину Писания – единство Бога. Евреи всегда гордились своей ортодоксальностью, особенно тем, что верят в единого Бога. Вы верите также? Вы верите интеллектуально? Тогда я вам скажу вот что: «Вы хорошо делаете, что верите» (с сарказом). Бесы тоже в это верят и … дрожат!!!!
Если так, то вы даже не в одной категории с бесами! Они верят и дрожат, тогда как эта истина не вызывает у вас особых эмоций.
Многие люди ментально соглашаются с тем, что Бог реален, что Иисус Христос реален, соглашаются в уме с фактами Евангелия. Но этого недостаточно. Вернемся к 19-ому стиху: Вы знаете, что демоны верят в Бога? Они верят в Троицу. Они верят в божественность Христа. Все демоны верят в смерть Христа на Голгофе за грехи мира. Все демоны верят, что Бог сотворил мир за 6 дней. Вообще, нет такого понятия как демон-еретик. Они верят во все, что можно назвать ортодоксальной теологией, в каждый ее элемент. И, при этом, они … трепещут. Это слово значит «ощетиниваются», когда волосы или шерсть встает дыбом, когда по телу идут мурашки. Почему так?
Это от высокого уровня страха. У людей интеллектуальная вера. У бесов — эмоциональная.
Человек говорит, «я верю в это» и все. Бесы говорят, «мы верим в это» и у них волосы дыбом встают, потому что они понимают последствия. Конечно, не то что в буквальном смысле у них есть волосы. Это – метафора. Получается, бесы в чем-то лучше людей. Они хоть трепещут, трясутся. У них серьезный страх.
А Писание говорит про людей так:
Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим.3:18)
Люди не боятся, а бесы боятся. Поэтому он говорит: «вы верите в Бога?». Мы можем даже добавить: «вы верите в ортодоксальные истины?» Демоны тоже верят, но, они, в отличие от вас, трепещут. Боятся. Их вера не производит состояние умиротворенности, спокойствия. Они в панике, так как они знают неизбежность того, о чем говорит нормальное библейское ортодоксальное учение.
Смотрите:
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
(Матф.8:29)
Они знают, что им предстоит вечное мучение. И они говорят Иисусу, «подожди, еще не время». Они знают куда направляются. Интеллектуальная вера – мертвая вера. У демонов вера больше, чем интеллектуальная. Она у них эмоциональная.
Томас Мантон, английский пуртинаский автор, живший в 17-ом веке писал про мертвую веру так:
«Простое согласие с тем, что описано в Слове Божьем делает человека более знающим, но не делает его лучше, не делает его более святым или более благочестивым. Те, у кого такая вера могу верить обетованиям, учению, заповедям, а также историям. Но, при этом, их вера не является живой спасающей. Потому, что у кого живая вера, то он скоро находит свое сердце поглощенным Христом и так верит обетованиям евангелия в отношении прощения грехов и вечной жизни, что стремится к ним как к своему счастью. И верит тайне нашего искупления Христом так, что вся его надежда, мир и уверенность, черпаются из нее и верит так всем предупреждениям о временных язвах или же вечном осуждении, так что в сравнении с ними все страхи этого мира для него ничто».
Далее Мантон говорит о вере, сопровождающейся неглубокими убеждениями, которые, на самом деле, являются человеческой или бесовской верой и ничем более, так:
«Ее следует отличать от временной веры, которая есть согласие или допущение истины евангелия или Писания, сопровождающейся легким или недостаточным прикосновением к сердцу человека, что можно назвать вкушением небесного дара и благого Слова Божьего и сил будущего века. Евреям, глава 6. Такой верой разум не только просвещается, но и сердце затрагивается некоторой радостью и жизнь, в какой-то мере, меняется в плане самых больших грехов, которые называются осквернением от мира, 2 Пет. 2:20. Но впечатление недостаточно глубокое у таких людей, и не укоренная радость, так чтобы встретить любые искушения и преодолеть. Следовательно, религиозное чувство может приглушиться или стереться из-за забот века сего, живым сладострастием или большими, или горькими преследованиями и бедами ради праведности. Обычный обман в том, что многие убеждены, что Иисус есть Христос, Сын Божий и движимы принять Его личность и в какой-то степени послушаться Его заповедям и зависеть от Его обетований и бояться Его предостережений. И как следствие, их сердца несколько освобождаются от мира отчасти, и они могут предпочитать Христа и их долг Ему выше, чем мирское пока искушения не подвергают их решения испытанию или же не появятся сладострастные объекты достаточные для того, чтобы соблазнить их.
Но когда они находят Его законы такими строгими и духовными в противоположность влечению их стремлений и привязанностей или мирских интересов, то они отпадают и теряют весь вкус свой и наслаждение надеждой евангельской и, таким образом, показывают, что они не были укорены в вере и в надежде такового (Евангелия)».
Мантон прав и он использует послание к Евреям и 2-ое Петра чтобы подтвердить свою точку зрения.
Иаков в 20-ом стихе завершает наше рассмотрение этого отрывка словами:
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
(Иак.2:20)
В этом месте он использует другое слово, означающее «мертва», чем ранее в стихе 17. Это слово на Греческом «агра» означает нечто бесплодное, дерево без плода. Получается, он говорит, вы как мертвое дерево, как мертвый труп если у вас такая вера. Вы не лучше, чем мертвое зерно, мертвый корень, отмерший нерв или что-либо другое мертвое. И поэтому, Иаков говорит, что у вас мертвая вера и она абсолютно бесполезна. У вас неглубокие убеждения, ложное сострадание, пустое исповедание.
В конце, я хочу, чтобы мы с вами посмотрели на книгу Деяний, главу 8. Мы видим там Филиппа, который проповедует. Люди слушали его, когда он проповедовал в Самарии с горящим сердцем, будучи человеком Божьим, святым, полным верой. Во главе 6 говорится о его добродетели. И в стихе 9 говорится: находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. И все его слушали от малого до великого и говорили, «Этот человек есть великая сила Божья». А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
(Деян.8:13)
Заметьте, он уверовал (!), крестился и следовал за Филиппом. Вроде, все нормально. Потом, и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Далее:
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
(Деян.8:14, 15, 17)
Как мы видим в 17-ом стихе, пришли Апостолы Петр и Иоанн, возложили руки на них и те приняли Духа Святого.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
(Деян.8:18,19)
Я верю, что чудесным проявлением схождения Духа Святого на Самарийцев было говорение иностранными языками, как это было в день Пятидесятницы. В тот момент там должно было быть сверхъестественное знамение, подтверждающее, что Дух Святой сошел на них. И что сделал Симон? Он принес им деньги и сказал, чтобы ему тоже такую власть дали, и он мог возлагать на других руки, и они получали Духа Святого. Его намерение было получить силу, которая была у Апостолов, чтобы продолжать заниматься тем, что делал раньше.
Что ему сказали Апостолы?
Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
(Деян.8:20)
И
Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
(Деян.8:21)
Заметьте, Симон уверовал, крестился, следовал за Филиппом, он был удивлен и, при этом, был осужден. Видите?
Теперь смотрим стих 22:
Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
(Деян.8:22)
Итак, можно верить, быть крещеным, продолжать слушать, удивляться всем, что происходит в Христианстве и, при этом, быть осужденным… Это – мертвая вера. И свидетельством этой мертвой веры и не возрождённого сердца было то, что Симон и сделал.
Вы можете слышать о вере людей, но истинность этих слов нужно увидеть в действии. Поэтому, Иаков говорит нам всем посмотреть на наши дела, что они говорят о нашей вере.