Вера живая

Автор: | 17/09/2016

В прошлый раз мы с вами смотрели на достаточно частое явление, наблюдающееся у людей в мире– мертвую веру. При этом, мы изучали с вами отрывок Писания из послания Иакова, 2-ая глава, который нам хорошо иллюстрировал эту проблему. Сегодня я хочу продолжить исследование этого отрывка Писания вместе с вами и посмотреть на стихи с 21 по 26. Этот отрывок является второй частью нашего исследования вопроса мертвой веры.

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак.2:21-26)

Наверное, одна из самых страшных истин, о которых говорит Писание в том, что есть такая вера в Бога, вера во Христа, такая вера в Писания, в Евангелие, которая не спасает от ада. Повторю это еще раз: Есть такая вера в Бога, вера во Христа, вера в Писания, в Евангелие, которая не приводит человека к спасению от ада.

Можно верить в Бога, верить в Господа Иисуса Христа, даже верить, что Христос сделал то, что Он на самом деле сделал, можно верить в то, что было совершено на кресте, можно верить, что было воскресение Иисуса, и, при этом, не быть освобожденным от греха и ни иметь вечной жизни. Вот это, как раз, Иаков и называет «мертвой верой». Он упоминает об этом в стихе 17 «вера если не имеет дел — мертва». Он упоминает об этом еще раз в стихе 20 «вера без дел мертва». Потом, в третий раз, он говорит это в стихе 26 «вера без дел мертва». В этом стихе он говорит, что мертвая вера как мертвое тело, как мертвец. Мертвец может лежать в гробу в красивой одежде, может быть забальзамирован, может быть с нанесенным гримом, но, при этом, по сути является мертвым, т.к. в нем нет жизни, нет дыхания, нет движения. Он больше похож на манекен, чем на живого человека.

Иаков делает все возможное, чтобы никто, для кого он является духовным учителем и наставником, ни остался в стороне от понимания этой важной истины. Также как любой верный Богу пастор будет стремиться предупредить своих людей о реальности неспасительной веры, так и Иаков это сделает. Он уже говорил об этом в Иак. 1:22 – «Будьте же исполнителями слова». О чем это? О том, что если Вы познали Бога и вошли в завет с Ним, то это должно произвести в Вас послушание Его Слову. Другими словами, пусть у вас не будет иллюзий, что если вы слышите Слово и соглашаетесь с истиной в своем уме, то этого достаточно. Достаточно это когда вы начинаете производить истину в своей жизни, когда в вашей жизни появляются дела или поступки, которые показывают действие вашей веры. Об этом и говорит Иаков в этой главе. То есть, без изменения в жизни, без трансформации, без результата и продукта ваша вера не является реальной, т.к. нет доказательства ее присутствия и действия.

Теперь давайте посмотрим дальше. Вера является нечто невидимым. Вы можете мне сказать, что у вас есть вера, но я ее не увижу, если вы мне ее не продемонстрируете. И вы не сможете мне продемонстрировать веру, если вы не покажете, как она изменила вашу жизнь. Не достаточно просто заявлять, что у вас есть вера. Такое заявление ничего не доказывает. Это просто утверждение, которое может быть истинным или ложным. Вера, в каком-то смысле, как ветер – вы не можете его видеть, но вы можете ощущать эффект, который он производит. Вера как электричество. Вы не можете его видеть, но вы можете наблюдать результат его действия. Это как радиоволны, их невозможно видеть, но можно наблюдать как посредством их возможна связь между людьми на большие расстояния.

Не известно имеется ли настоящая, реальная вера, если она не проявит себя через дела. Вера, по представлению Иакова, является нечто равным духовной жизни. Когда он говорит «вера без дел мертва», что он при этом имеет в виду это, то, что духовная жизнь без дел является мертвой. В ней нет настоящей жизни. Если вы не покажите мне вашу измененную жизнь, то невозможно проверить действительно ли у вас реальная вера.

Мы видим с вами, что Иаков определяет здесь критически важное учение – учение об истинном спасении. Потому, что как мы с вами уже узнали, Христос и другие авторы Нового Завета, очень обеспокоены, что есть люди, которые могут быть обманутыми в отношении их личной веры. И для каждого серьезного пастора это должно быть высоким приоритетом в наши дни, потому что церкви буквально полны людьми, которые находятся в заблуждении, думая, что у них есть спасительная вера и ждут когда попадут на небеса тогда как по факту, у них нет измененной жизни и нет изменения в их естестве, которое бы оправдало их заявление о наличии спасительной веры.

Еф. 2 говорит: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Писание нам говорит, что мы спасаемся по благодати, а не по делам. Но потом, Павел, в 10 стихе говорит:

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(Еф.2:10)

То есть мы спасены по благодати через веру для добрых дел.

Иисус в Мф. 7:21-27 разбирается с теми, у кого нет спасительной веры, а есть вера ложная:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Матф.7:21)

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

(Матф.7:23)

Другими словами, важно не то, что вы говорите или заявляете, а то что вы производите в вашей жизни. Если вы производите беззаконие в своей жизни, то заявления о вашей вере бессмысленны. Стиль жизни подтверждает или опровергает заявления людей об их спасении. Как раз об этом и пишет Иаков. Первое, что он делает в стихах с 14 по 20 – описывает мертвую веру. Он говорит, что такая вера имеет 3 свойства:

  • Пустое исповедание

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

(Иак.2:14)

Какой ответ дать на вопросы Иакова? Конечно, нет. Такая вера не может спасти человека.

Мертвая вера – пустое исповедание без продукта веры, результата. Это когда человек только говорит, но не делает. Это заявление без доказательств. Потому что нет дел. Нет терпеливой стойкости в испытаниях. Нет настоящей святости, чистоты, смирения и открытого принятия Божьей истины. Нет подчинения Слову Божьему. Нет контроля за своим языком. Нет благочестивого сострадания. Нет братолюбия. Нет воздержания от мирских вещей. Нет непредвзятости, нелицеприятия. И все эти вопросы Иаков обсуждает в первых 2 главах своего послания.

Спасение Божье обеспечивает покаяние грешника, любовь к Богу и любовь ко Христу, желание праведности, стремление к Слову Божьему, ненависть ко греху, послушание Богу и подчинение воле Божьей.  Если посмотреть в Евреям 11, все примеры героев веры, то можно увидеть, что все они отличились чем? Своими делами. Каждый из них охарактеризован своими поступками, т.к. это – единственный способ увидеть веру.

  • Ложное сострадание.

Второе, о чем говорит Иаков в стихах 15 и 16 это ложное сострадание. Он описывает пример, когда брат или сестра находятся в нужде, не имеют потребной одежды, пропитания и кто-то говорит им: «Грейся и питайся!». Означают эти слова «грей самого себя» и «питай самого себя, но меня твоими проблемами не беспокой».  В конце 16-ого стиха Иаков спрашивает: «Что толку в такой вере?» Что в ней хорошего, если она не знает сострадания? Что в ней хорошего, если она не знает братской любви? Что в ней хорошего, если такая вера не поступает так, как поступил бы Христос? Не надо мне говорить, что это – спасительная вера, потому что в ней нет проявления нашего искупления Христом, т.к. искупленная душа будет поступать так как поступил бы Искупитель, т.к. искупление приносит жизнь Христа в нашу душу. И жизнь Божья проявляется в нас через наше отношение.

Потом в стихах 17 и 18 Иаков пишет:

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

(Иак.2:17,18)

Иаков здесь спорит с воображаемым оппонентом. Оппонент заявляет, что имеет веру без дел и Иаков говорит ему ее продемонстрировать, но он не может это сделать. Это невозможно.

  • Поверхностное убеждение.

Третий элемент неспасительной веры – поверхностное убеждение. Об этом Иаков пишет в стихе 19:

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

(Иак.2:19)

Как бы Иаков спрашивает воображаемого оппонента: «Ты веришь в Бога? Молодец. Демоны тоже веруют и трепещут».

Другими словами, твоя вера, в лучшем случае, такая как у бесов. Не гладь себя по голове за то, что ты веришь в истину. Демоны тоже верят.

Вы знаете, что демоны все «правоверные верующие»? Давайте посмотрим Матфея 8:

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

(Матф.8:29)

Помните это место? Бес говорит Иисусу, «Ты пришел нас раньше времени мучить». Знаете, что это говорит? У демонов весьма четкая ортодоксальная эсхатология. У них, также, ортодоксальная Христология. «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» — спросил бес сынов Скевы в Деяниях.

Бесы понимают церковь. Они понимают действие Духа Святого. Они понимают Троицу. Они все понимают. Они знают истину и верят ей, но трепещут. Они не любят истину. Они не любят праведность. Они не любят Бога. Они не любят чистоту, любовь, святость. Они любят все гнилое, грязное, злое. Поэтому, несмотря на то, что их вера ортодоксальна, она не спасает.

В связи с этим, Иаков говорит, что даже если вы знаете правильные вещи, то это в лучшем случае вера как у бесов. И вера бесовская – погибельная. Поэтому, Иаков говорит в 20-ом стихе:

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

(Иак.2:20)

То есть, Иаков говорит, не нужно ему наше поверхностное убеждение, не нужно ему наше ложное сострадание, когда мы не помогаем реально нуждающимся, не нужно ему наше пустое исповедание, что мы имеем веру, которая ничего не производит. Это – мертвая вера. В ней нет духовной жизни. Нет настоящей любви к святости, нет стремления к святости, любви к Богу, благочестию, праведности, жажды по Божьему Слову.

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

(2Кор.5:17)

В мертвой вере нет духовного триумфа над несчастьем. Нет живой веры, которая бы проявила себя через долготерпение, радость даже в больших трудностях. Нет живого желания откликнуться на Слово Божье. Нет стремления к чистоте. Нет внимательного рассмотрения себя на предмет греха в жизни. Нет постоянного желания открывать свой грех через Слово Божье и очищаться через него. Нет контроля за своим языком, чтобы он использовался для славы Божьей и для назидания других. Нет истинного сострадания, любви, щедрости по отношению к тем, кто находится в трудных обстоятельствах. Нет сокрушенного, смиренного, кроткого духа. Нет реальной трансформации. Такая вера мертва.

Это – краткое повторение предыдущей части. Теперь будем смотреть стихи с 21 по 26.

В этом отрывке говорится о живой вере, противоположной вере мертвой. Это – очень мощное место, т.к. используются яркие иллюстрации. Давайте посмотрим на этот отрывок подробнее:

Иаков показал нам, что есть вера мертвая. И теперь он в противопоставлении хочет показать нам живую веру. И он продолжает это делать так, как будто ведет спор с каким-то евреем в собрании, утверждающим, что вера без дел – спасительная вера. Этот оппонент заявляет, что все что нам нужно это вера и благодать. И мы спасаемся не по делам. Мы уже не законники. Мы теперь антиномисты. Веры вполне достаточно.

Иаков выстраивает свою аргументацию против такого мышления, утверждающего, что одной веры достаточно и если она даже ничего никогда не производит в вашей жизни. Достаточно просто верить и спасение не есть что-то большее, чем оправдание, объявленное Богом. Оно не обязательно включает в себя измененную жизнь.

Однако, это чуждо Писанию!

И вот об этом как раз и ведет спор Иаков с оппонентом. Чтобы показать, что такое живая вера Иаков использует три иллюстрации:

  1. Авраам. Стихи 21-24.

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

(Иак.2:21)

Этот стих, на самом деле, вызвал у многих людей шоковую реакцию. Получается, Авраам оправдался делами?

Кстати, Мартин Лютер запутался в этом тоже и вообще назвал послание Иакова «посланием из соломы», потому что не мог сообразить, о чем Иаков здесь реально ведет речь.

Давайте внимательно рассмотрим, т.к. нужно, чтобы вы четко понимали, что здесь говорит Иаков:

«Авраам, наш отец…»  Эта фраза Иакова несет определенный смысл. Евреи все считают Авраама отцом еврейского народа. Т.к. Иаков, будучи сам евреем, пишет другим евреям в рассеянии (Иак. 1:1), то он использует это выражение в еврейском значении. В Рим. 4:1 Павел тоже говорит «Авраам, наш отец», имея в виду по плоти. В Ин. 8:37 Иисус сказал евреям: «Вы семя Авраамово.» и потом сказал «я знаю, что вы – семя Авраамово». Поэтому, есть смысл в том, что Иаков называет Авраама нашим отцом.  Этот великий патриарх был символом всего еврейского и был весьма почитаем. Он, также, был стандартом праведности для всех евреев.

Но у Иакова есть кое-что другое в уме: когда он говорит «Авраам, отец наш», он имеет в виду не только евреев, но всех людей, которые верят в Бога ко спасению. Он, в определенном смысле, является отцом всех, кто верит.

Апостол Павел подчеркивает очень важный момент в Гал. 3:7:

Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

(Гал.3:7)

Потом в Гал. 3:9 он говорит:

Итак верующие благословляются с верным Авраамом,

(Гал.3:9)

В духовном смысле, все кто верят, соединены с Авраамом. Он есть пример веры. Он – классическая иллюстрация спасительной веры. В этом смысле, он – отец всех, кто верит.

Поэтому, Иаков говорит об Аврааме, как о том, что является отцом всех верующих, не только евреев.

Если посмотрим дальше, то увидим, что Иаков говорит, что Авраам оправдался делами… Давайте здесь остановимся и посмотрим. Наверное, многие из нас сразу задаются вопросом: «Как же так?  Авраам оправдался делами? Значит Авраам стал праведником перед Богом посредством своих дел?»

Давате посмотрим Рим. 4. В это главе как раз идет обсуждение Авраама. Павел говорит:

1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

(Рим.4:1,2)

Погодите, получается, Иаков говорит, что Авраам оправдался делами. Павел говорит, что если бы Авраам оправдался делами, то у него была бы похвала, но не перед Богом. Что же говорит Писание?

Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

(Рим.4:3)

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

(Рим.4:4)

Другими словами, если он заработал свое оправдание, то оно уже не по благодати, а по долгу со стороны Бога Аврааму.

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

(Рим.4:5)

Павел говорит, что Авраам не был оправдан делами перед Богом, но был оправдан верой. Он был оправдан благодатью через веру, но не через дела. И об этом говорится далее в стихе 6:

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

(Рим.4:6)

Поэтому, с 1 по 8 стих Павел говорит о том, что Авраам оправдался не делами перед Богом, а верой. Потом, с стиха 9 он говорит, что он оправдался благодатью, а не законом. И вплоть до стиха 17, он заявляет, что Авраам был оправдан по благодати, только по благодати. Теперь, стих 16:

Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам

(Рим.4:16)

То есть, по вере и благодати. В этом — суть вопроса. Сначала, оправдался верой, потом внимание переходит на благодать. Со стиха 18 и далее Павел говорит, что Авраам оправдался божественной силой, но не человеческими усилиями. На самом деле, Павел повторяет одно и тоже много раз. Оправдание Авраама было по Божественной силе, через Божественное действие. Это была та же сила, что и воскресила Иисуса (стих 24). Все что доказывается в Рим 4 это то, что Авраам был спасен по благодати, через действие божественной силы. И это – очень сильное заявление о спасении по вере, но не по делам. И оно идет параллельно тому, что мы прочитали в Галатам 3, где четко написано, что Авраам поверил Богу. Он был отцом всех верующих. В Гал. 3: 6 написано, что Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность». И стих 11 – ни один человек не оправдается законом и то, что праведник будет верою жить.

Поэтому, у нас есть четкое учение из Гал. 3 и Рим 4, что Авраам оправдался верой по благодати. Благодать – незаслуженное благорасположение Бога к нам. Оно выражается в том, что Бог по вере дает спасение человеку, которого он не заслужил. И даже вера такого человека – дар Божий согласно Еф. 2.

С одной стороны, Павел говорит, что спасение по благодати через веру. И говорит правильно. Теперь, подключается Иаков и говорит, что человек оправдывается делами… Как же это понять?

Заметьте, что написано в Рим. 4:2 и давайте проведем черту. В Рим. 4:2 говорится, что если Авраам оправдался делами, то ему было бы чем хвалиться. Но, заметьте маленькую часть этого стиха – «но не перед Богом».  Сообразили? Вы не можете оправдаться перед Богом делами.  Только по вере и праведность тогда будет вменена вам (стихи 6, 11, 22, 23). Вы можете быть оправданы только верой и когда вы полагаете свою веру в Бога во Христе, Бог дает вам вменённую праведность. Он как бы «зачисляет» праведность на ваш счет, на ваш баланс. Идея в том, что каждый человек – банкрот в духовном смысле, в моральном смысле. И когда он начинает верить во Христа, и Бог делает вклад на его «духовный счет» в размере необходимой праведности, чтобы этот человек смог жить в присутствии Божьем.

Также было и в случае с Авраамом в Быт 15:3-6. Павел приводит этот пример в Рим. 4:3 – Авраам поверил Господу и Он вменил это ему в праведность.

Заметьте, Господь вменил ему это в праведность. Другими словами, положил на его счет. Если хотите – положил депозит на счет Авраама. Словами Ис. 61:10 – Бог одел его в одежды правды (праведности).  Бог дал ему праведность в виде подарка. Отметьте это для себя.

Когда Вы начинаете веровать в Иисуса Христа, праведность вменяется вам, т.е. засчитывается вам. У вас ее нет. У вас ее нет. Вы ее не можете заслужить.  Она приходит как дар от Господа. В этом – чудесное дело спасения по благодати. Мы все есть духовные банкроты перед Богом с нулевым балансом на нашем духовном счете перед Ним. Бог же, по своей суверенной благодати, зачисляет на наш счет праведность, которой Он сам обладает и мы становимся оправданными перед Ним. Авраам это пережил. Это – единственное условие спасения. Об этом и написано в Быт. 15:6 – он поверил Господу и это вменилось ему в праведность.

Поэтому, Авраам – отец всех верующих. Его вера привела к праведности. Когда он уверовал, Бог дал ему праведность. Так было всегда. Спасение в Ветхом Завете или спасение в Новом Завете. Авраам или вы сами – не имеет значения. До креста Иисуса или после – нужно поверить Богу. Чему же нужно поверить в отношении Бога? Тому, что Бог открыл о самом себе.

В какой бы момент времени и откровения Божьего человек не жил, условие было одно – он должен был верить в имеющееся откровение о Нем.

У Авраама не было Нового Завета. У него не было и Ветхого Завета. Божье откровение еще не было явлено в полноте. Он не имел всего того, что мы с вами имеем в настоящее время. Тем не менее, он веровал в то, что было открыто Богом. И в этом суть спасительной веры.

Нет спасения по делам. В Рим. 3:20:

потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

(Рим.3:20)

Далее в Рим 3:24 говорится:

получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

(Рим.3:24)

Поэтому, отметьте себе – мы оправдываемся по Его благодати, даром. Он нам выделяет эту благодать. Мы отвечаем на эту спасительную благодать верой и это приводит к нашему спасению. Дела тут не при чем.

Вы можете спросить: «Разве Иаков в это верит?» Конечно верит! В Иак 2:23:

И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

(Иак.2:23)

Тут Иаков цитирует то же самое место Писания. Заметьте, Иаков пишет, что исполнилось слово Писания, Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность. Иаков точно понимает, что имеется в виду в Бытие 15:6 . Он цитирует то же самое место что и апостол Павел в Рим. 4.

Итак, Авраам был оправдан перед Богом верой и в этом – главное.

Как Бог мог оправдать Авраама? Как Он так взял покрыл его грехи и простил их ему? Потому что Христос в будущем умер в том числе и за грехи Авраама так же как Христос в прошлом за грехи каждого, кто верит. Авраам поверил Господу.

Когда это было в его жизни? Этот вопрос возвращает нас в Ур Халдейский, когда Бог призвал Авраама и сказал:

И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

(Быт.12:1)

Аврааму тогда было около 75 лет. И он поверил Богу, взял все свои пожитки и последовал призыву от Господа. Бог действовал в сердце Авраама. Он же откликнулся верой. Он стал ходить верой и жить ей. И в тот момент ему была подарена праведность.

Тогда что же имеет в виду Иаков, когда говорит в своем послании:

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

(Иак.2:21)

Послушайте внимательно: Авраам был оправдан верою перед Богом, но оправдался делами перед людьми. Видите разницу? Это – как раз то, что пытается до нас донести Иаков.  Дела – единственное, посредством чего вера может быть видна и можно удостовериться, что она настоящая и спасительная. Единственный способ узнать спасен ли я или нет – увидеть есть ли у меня благочестие или нет, проявляется ли оно каким-то постоянным способом или нет.

То есть, единственный способ узнать  — посмотреть на мою жизнь. И это и есть оправдание перед людьми, которое имеет в виду Иаков. Павел же имел в виду оправдание перед Богом. Иаков акцентирует о том, что должно быть доказательство заявлений человека о том, что он спасенный. И это доказательство должно быть явлено перед другими людьми.

Поэтому, в Уре Халдейском Авраам начала ходить по вере, что увидел Бог и вменил ему праведность. Но заметьте, что Иаков очень конкретно определяет момент времени, когда Авраам был оправдан делами. Он говорит, что это было когда он принес своего сына Исаака на жертвенник. Тогда весь мир смог увидеть реальность его веры и то, что он, будучи уже оправданным перед Богом, оправдался перед людьми.  Весь мир смог увидеть веру Авраама в действии.

Вернемся в Бытие гл. 22 и кратко посмотрим на этот отрывок:

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

(Быт.22:1)

Искушал значит проверял. Проверял в чем? Проверял веру Авраама, чтобы показать ее реальность и истинность.

Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

(Быт.22:2)

Заметьте, Бог не просто сказал «сына твоего», но «единственного твоего, которого ты любишь, Исаака». Звучит так, как будто Бог нарочно причиняет боль Аврааму, причем не один раз, а трижды подряд. Представьте себя на месте Авраама! Что бы вы ощущали в такой момент?!

Авраам знает, что Бог дал ему обещание. И это было много лет назад. К этому времени, Исааку, уже, скорее всего около 15 лет. Это 40-50 лет спустя того момента, когда Авраам поверил Богу. И он ходил с этим обещанием все эти годы. И Бог ему говорил, что его семя будет как песок морской, как звезды на небе, что из его чресл произойдет великий народ, и что тот, кто благословит этот народ сам будет благословлен, кто проклянет – сам будет проклят. Много лет Авраам верил этому обещанию даже несмотря на то, что у него не было ни сына, ни дочки, он был женат уже на престарелой женщине, которая, к тому же, была неплодная. И вот, в конце концов, Бог дал ему ребенка, когда ему уже было 100 лет. Теперь через 10 или 15 лет с того дня, когда Аврааму уже 110-115 лет, имея обетование, что его семя будет так многочисленно как песок морской, все что у него есть – один ребенок. И теперь Бог приходит к нему и говорит – приведи своего сына на гору и там его убей.

Все, что знает Авраам о Боге, который исполняет Свой завет, перевернулось в уме Авраама. Все, что он знает о стандартах жертвоприношения, установленных Богом нарушено, потому что Бог никогда не требовал человеческой жертвы и никогда не разрешал её приносить. Это ведь убийство!

Как Бог может так измениться? Как Бог может стать «небогом»? Как может Бог противоречить всему в своей природе, что Авраам знает о ней? Бог же говорит – возьми сына и принеси в жертву.

«Но, но… ведь никогда не было человеческой жертвы?! Он же – обетование, которое ты, Бог, дал! Как же Твоё естество, Бог? Как же Твоя истина? Как же Твоя верность? Это же нарушает всё, что я знаю о Тебе, Бог. Это же уничтожит Твою репутацию!..»

И что он делает? Он спорит с Богом? НЕТ! Вот свидетельство его веры – ни каких вопросов. Рано утром он встает, берет сына, берет слуг, берет вьючных животных и выдвигается в сторону горы!…

Два молодых парня-слуги, сами Исаак и Авраам с животными, на которых еще и дрова для костра. На третий день Авраам поднял свои глаза и увидел гору вдалеке и сказал своим слугам: «Останьтесь здесь с ослом, я и Исаак пойдем на гору и поклонимся…» Теперь отметьте это в своих Библиях: «… и возвратимся к вам».  Вот – его вера!

Как он это сделает? Бог сказал убить его сына. Он же говорит, что вернется с ним. Верил ли он в то, что говорил?

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

(Быт.22:6)

Это разобьет сердце любого родителя. Представьте что чувствовал Авраам:

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

(Быт.22:7)

Авраам же ему ответил:

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

(Быт.22:8)

И они продолжили свой путь. Авраам верил в своем сердце, что какую бы жертву не пришлось принести, Бог ее обеспечит.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

(Быт.22:9)

Не могу себе представить, что стояло за этими двумя словами «связав сына». Не знаю, сказал ли Исаак ему, «вот я, свяжи меня». Или же там был какой-то спор. Или же они там подрались. Но, как бы там ни было, Авраам связал его и положил на алтарь.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

(Быт.22:10-11)

Ангел остановил Авраама в последний момент. Потом вы знаете что было – в кустах был запутавшийся овен. Его они принесли в жертву. После этого пошли вниз. Иегова Ири – Господь Усмотрит.

В Евр. 11 говорится, что Авраам поднялся, связал Исаака, положил на жертвенник, приготовился зажечь огонь, вытащил нож, чтобы вонзить его в сердце своего сына, потому что он верил Богу что тот сможет воскресить юношу. (Евр. 11:19)

Вот что я скажу: мне кажется, что Авраам даже был немного разочарован, что ангел Господень не дал ему принести в жертву Исаака. Почему? Потому что он был готов увидеть первое в истории воскрешение из мертвых, которое когда-либо происходило. Сколько же нужно веры, чтобы верить в то, что никогда не происходило до этого? Самое близкое к воскрешению из мертвых было рождение Исаака из омертвелой утробы Сарры. Но это было так далеко от воскрешения! Тем не менее, вера Авраама была сильна и он был уверен, что заберет жизнь Исаака и его сын снова оживет и они поедут домой. Он верил в воскрешающего Бога до такой степени, что был готов принести в жертву своего единственного сына, т.к. был крепок в вере, что Бог его воскресит.

Вы можете спросить: «Почему он верил, что Бог воскресит Исаака?» Потому что он верил в характер Бога, как верного Своему завету, Бога, кто ни при каких обстоятельствах не нарушает своих обещаний. И поэтому, Иаков и говорит, что Авраам был оправдан перед всем миром своими делами. Авраам был человеком большой веры в течение всей своей жизни, но в тот момент его вера достигла своей наивысшей точки.

Заметьте, он не был совершенным человеком. У него было время, когда вера была такой слабой, что он соврал по поводу Сары, когда прибыл в Египет, будучи в страхе, что египтяне его убьют за нее. Его вера была даже такой слабой, что он зачал ребенка от служанки Агари, совершив прелюбодеяние. В результате появился Измаил, отец арабов и это навсегда стало проблемой для евреев. Но, несмотря на все свои грехи, Авраам верил Богу и в конце концов эта вера достигла своей кульминации в этом невероятном действии доверия со стороны Авраама – принесении Исаака в жертву, при этом, веруя, что Бог его воскресит даже не смотря на то, что до этого времени, воскрешение из мертвых никогда не происходило. Поэтому, апостол Павел говорит, что Авраам оправдался благодатью через веру как и описано в Быт. 15. А Иаков говорит, что Авраам оправдался перед людьми в Быт. 22 почти 40 лет спустя.

В поддержку этой точки зрения надо заметить, что глагол «оправдался» стоит во временной форме Греческого языка, называемой «аорист», т.е. форме глагола, обозначающей законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом. Этот глагол имеет 2 значения. Когда в Иак. 2:21 говорится «Не делами ли оправдался», то там есть 2 значения глагола – а) оправдывать или относится как к праведному, б) реабилитировать от вины, показывать как праведного. Первое определение использует Павел в Рим. 4 – Авраам был оправдан, показан как праведный. Второе определение использует Иаков – «Он был реабилитирован, продемонстрирован как праведный» в том, что был готов принести в жертву даже собственного сына.

Поэтому, в стихе 22 он делает вывод:

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

(Иак.2:22)

Нет никакого антагонизма в этих словах. Нет никакого спора. Дела показали реальность спасительной веры Авраама. Если у вас есть где-либо человек, которому вменена праведность, то значит есть человек, у которого есть проявившаяся праведность. Там где у вас человек, который оправдан перед Богом, он будет оправдан и перед людьми. Там где у вас есть человек ,получивший праведность, он проявит эту праведность. Вот суть того, о чем говорят Павел и Иаков.

В конце стиха 22 — и делами вера достигла совершенства, т.е. достигла своей цели. Здесь речь не о том, что спасение было несовершенным. Здесь не говорится что вера плюс дела равно спасение. Это как плодовое дерево – оно может быть живым, у него могут быть листья, сок внутри ствола и ветвей, но оно не достигнет своего совершенства пока не принесет плод. Так и человек, может быть искупленным Богом, иметь саму жизнь Божью внутри себя, но она не достигнет совершенства, пока не принесет плод.  Т.е. вера достигает своей цели в делах. Оправдание перед Богом проявляется в оправдании перед людьми.

Вера Авраама не только воплотилась в его делах, но если посмотреть стих 23:

И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

(Иак.2:23)

Реальность этой истины была продемонстрирована. Писание говорит, что Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность. И это воплотилось в его делах.

Слово «исполнилось» не значит, что это пророчество. Оно просто значит, что то, что было правдой в отношении Авраама принесло плод, было исполнено. И каждый, кто по настоящему спасён, проявит это в своем поведении в жизни.

Результатом этого, как написано в стихе 23 стало то, что Авраам был «наречен другом Божиим». Это — символ близости с Богом, символ общения и партнерства с Ним. Авраам стал другом через свое послушание. Это было результатом всей 22-ой главы Бытия. До Быт. 22 Авраам не назывался другом Божиим. Второй раз Авраам назван другом Божиим в 2 Пар. 20:7 и третий – в Ис. 41:8. Бог говорит и называет Авраама своим другом. В Септуагинте написано «Авраам, которого я люблю». Какая честь для Авраама, какое достоинство, какая радость! Из-за того, что его вера проявилась и показала свою реальность, Авраам вошел в плеяду людей, названных друзьями Божьими.

Вы можете спросить: «Кто эти друзья Божьи?». Иисус об этом так сказал в Ин. 15:

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

(Иоан.15:14)

Звание «друзья Божьи» зарезервировано для тех, кто исполняет что Иисус им говорит, кто послушен Его Слову.

Как вам узнать истинного Христианина? Посмотрите на его жизнь и сможете сказать «Он – друг Божий по тому, как он живет, по тому, как он себя ведет, как говорит и как думает. Он близок Богу».

Известный Христианский деятель Джон Кальвин однажды написал: «Только одной верой оправдывается человек, но оправдывающая вера никогда ни одна».  Поэтому, Иаков в стихе 24 подводит итог:

Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

(Иак.2:24)

Не достаточно лишь просто иметь веру. Должна быть и вера и дела, которые из нее происходят. Авраам – классическая иллюстрация этого — спасения по вере перед Богом и спасения, которое проявило себя перед людьми.

  1. Раав. Стих 25.

Вторая иллюстрация живой веры начинается в стихе 25. Заметьте, что здесь очень мощный контраст.  Давайте вместе порассуждаем.

Иаков выбирает другого человека очень отличного от Авраама. Авраам был еврей. Раав – язычница.

Авраам – мужчина. Раав – женщина.  Авраам – хороший человек. Раав – злополучная женщина. Авраам – достопочтенный Халдеянин. Раав – деградирующая Хаананитянка.

Авраам – на верху социального статуса. Раав – в самом низу. Авраам – получатель Божественного направления в жизни и божественного ведения. Раав – полностью язычница.

Авраам получал прямое откровение от Бога. Раав получала косвенное откровение о Боге. И не смотря на это, когда читаем список героев веры в Евреям 11, то она там вместе с Авраамом. Если посмотреть Мф. 1 и прочитать генеалогию Иисуса, то там и Авраам и Раав. Получается, по плоти, Мессия пришел, в том числе, и через Раав.

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

(Иак.2:25)

Слово «подобно» в Греческом «хомоиос». То есть, таким же образом. Получается, Раав — блудница, таким же образом как и Авраам оправдалась делами, когда приняла соглядатаев и отправила их другим путем?  Разве эта падшая женщина, не продемонстрировала свое истинное спасение через свои дела?

Теперь постарайтесь быть внимательными. Опять надо понять двойное значение действия, о котором идет речь, чтобы разобраться со смыслом данного отрывка.

Книга Иисуса Навина гл. 2 говорит о Раав следующее: она была блудницей, проживавшей в Иерихоне. У нее был постоялый двор. В то время постоялые дворы были борделями. У нее там были другие блудницы, обслуживающие мужчин.  Таким образом она зарабатывала на жизнь. И вот, однажды, к Иерихону приблизился народ Божий. Они собирались захватить Ханаан по повелению Божьему. Разумеется, они собирались захватить и сам город Иерихон. Для этого, они отправили разведчиков в город чтобы посмотреть что там.

Разведчики вошли в город и остановились на постоялом дворе. Как раз том, что принадлежал Раав. Конечно, они были там не для того, чтобы развлекаться, но чтобы просто выспаться. Когда Раав узнала, кто они такие, то:

9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;

10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;

11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;

 (Иис.Нав.2:9-11)

Вот когда она поверила этим вещам, то она была оправдана в глазах Божьих. Она поверила, что Бог был истинный Бог. Она поверила, что Бог был Богом чудесным, который вывел свой народ из Египта. Она поверила, что Бог был тем, кто победил Аморейских царей. Она верила всему тому, что знала о Боге, истинном Боге и это было вменено ей в праведность. В этот момент она оправдалась верой. После этого, ее оправдание верой проявило себя как говорит Иаков в стихе 25, когда она приняла разведчиков и послала их другим путем, чтобы их уберечь от воинов города, которые бы их убили.

Опять мы видим то же самое в действии. Эта женщина поверила в истину и это было вменено ей в праведность по ее вере и эта праведность доказала себя посредством действий, которые она предприняла по спасению разведчиков израильтян.

Заметьте, когда у нее появился шанс, единственная возможность в ее жизни проявить веру в Бога, она рискнула своей собственной жизнью. Если бы враги узнали что она сделала, то она бы точно поплатилась своей жизнью. Она спрятала разведчиков в снопах льня на крыше и дала им возможность уйти целыми. Она сказала тем, кто пришел от царя Иерихонского арестовать этих разведчиков, что они уже ушли. При этом, она по веревке спустила их из своего окна вниз по городской стене. Более того, она взяла с разведчиков клятву что когда Израильтяне возьмут штурмом город, то они пощадят ее и ее родственников и те не погибнут. Несмотря на то, что Раав прибегла ко лжи, которую мы не оправдываем, ее действия по спасению разведчиков были демонстрацией ее веры.

В завершение я хочу задать следующий вопрос для размышления: какие же дела доказывают истинное спасение человека?

Хождение в церковь? Нет. В Писании не говорится, что Раав ходила в какое-либо собрание и поклонялась там  Богу. То же касается и Авраама. В обоих случаях, видимое доказательство их оправдания было в том, что они, когда это потребовалось, были готовы принести в жертву свою жизнь, свои мечты и надежды. Вот в этом, как раз, и проявляется настоящая спасительная вера. Не в том, что вы ходите в церковь, читаете Библию, поете христианские песни. А в том, что вы так посвящаете себя Богу, что если потребуется, готовы пожертвовать своими надеждами и мечтаниями, своими целями и амбициями, и, даже, своей собственной жизнью. Иисус сказал, что тот, кто не берет свой крест и не следует за Ним не достоин быть Его учеником. Крест – символ смерти, символ мучений, символ боли, символ отвержения и позора. Крест – символ того, что обычные люди стремятся избежать в своей жизни всеми силами.

Вопрос не в том, ходите ли вы в церковь, читаете ли Библию, участвуете ли в служении. Вопрос в том, что когда ваша жизнь подойдет к решающей точке  — и будет проверка для чего вы живете и что больше всего цените, будет ли Ваша вера в Бога самой ценной для вас, более чем все остальное и готовы ли вы будете пожертвовать своей собственной жизнью ради нее? Готовы ли вы будете пожертвовать всеми своими надеждами, мечтами потому что Вы так доверяете Богу. Вот в этом вся суть. Это и есть главное доказательство.

Не следует думать, что вера человека настоящая из-за того, что он или она ходит на домашнюю группу. Вы не знаете настоящая эта вера в таком случае или нет. Сначала нужно увидеть что именно дорого такому человеку когда обстоятельства жизни приведут его к выбору – идти за Богом, несмотря на все жертвы или же последовать за чем-то другим. Именно в кульминационной точке жизни, когда мечты, надежды, судьба или амбиции или же даже сама жизнь окажутся под угрозой, то там и истинная вера себя проявит. Если же так получится, что вы никогда не окажетесь в этой решающей точке, то как бы печально это ни было, но многие пройдут по жизни будучи обманутыми до самого момента пока они не встретятся с Господом Богом и это будет для них трагическая встреча.

  1. В заключение Иаков приводит финальную аналогию. Сначала он говорил об Аврааме, потом о Раав и теперь, в конце – о мертвом теле. О трупе.

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак.2:26)

Если в человеческом теле не будет духа, то оно будет мертво. Если дела веры будут отсутствовать, тоже смерть. Тело без живого духа, вселённого в него Богом негодно ни для чего – оно начнет гнить и распространять зловоние. Оно будет непригодно ни для чего и его нужно будет вынести вон и закопать в могилу, дабы оно не только ни распространяло вонь, но еще и не отравляло окружающих. Также и в отношении веры без дел. Такая вера как труп воняет и разлагается, будучи мертвой.

Поэтому, Иаков говорит, что мы должны серьезно посмотреть на самих себя. Что с нами происходит? Есть ли у вас вера без дел? Верите ли вы без послушания Богу? Говорите ли вы что верите? Стремитесь ли вы служить Богу или нет в своей личной жизни? Любите ли вы Его так, что чего бы то вам ни стоило, вы готовы этим пожертвовать лишь потому что Он ценнее всего этого для вас?

Говорите ли вы что любите Его? Говорите ли что верите Ему? Но любите ли вы грех? Заигрываете ли вы с неправедностью? Или же вы гнушаетесь злом, гнушаетесь гордыней, ищите смирения? Является ли ваша вера бесполезной и пустой, или же она спасительная?

Вот этот вопрос и хочет задать нам Иаков. Проверка живой веры в самый критический момент жизни, когда все под вопросом, выберите ли вы при этом жизнь с Богом, чего бы то вам ни стоило? Авраам выбрал. Раав тоже выбрала. Их вера была живой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *