1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1Кор.5:1-5)
Сегодня мы приступим к изучению важной и серьезной темы. Она поднимается апостолом Павлом в 1 Кор. 5. Будем смотреть на первую часть главы, на первые пять стихов. Вторую часть темы мы обсудим в следующий раз.
На самом деле, 5-ая глава 1 Коринфянам короткая – в ней всего 13 стихов, но эти стихи несут серьезную смысловую нагрузку, т.к. покрывают проблемы, с которыми мы вынуждены сталкиваться в нашей жизни.
Наверное, у современного общества нашего времени, в котором мы с вами живем есть одна ключевая характерная черта – доминирование сексуальности. Мы видим рекламу брендов, где сексуальность используется для продвижения продаж. Видео и кино-фильмы дошли до такого уровня, когда порнография стала обычным явлением. В Интернете и разных других источниках нас убеждают, что половая жизнь является тем же самым, что еда или питье. Она – удовлетворение биологических потребностей. Вы просто это делаете. И ничего больше. При этом, как мы видим с вами, у нас большие проблемы в обществе с моралью и, в частности процветает аморальное поведение. Сразу должен сказать, что когда я использую термины «аморальное поведение» или «аморальность», я подразумеваю блуд или прелюбодеяние во всех их проявлениях.
Дошло до того, что люди делают даже то, что противоестественно животному миру — скрытая и открытая пропаганда гомосексуализма достигла больших успехов. Многие люди, в отличие от животных, среди которых не уверен, что вообще есть гомосексуализм, приняли его как стиль своей жизни вопреки природе. Получается так, что даже церковь стала подстраиваться под желания людей с сексуальными отклонениями в поведении. И это общество своей моралью или ее отсутствием ставит под угрозу чистоту церкви. Божьему народу, будь то Израиль Ветхого Завета или церковь Нового Завета, всегда было трудно существовать, как бы, на острове среди океана язычества и, при этом, не попасть под его влияние. Так всегда происходит. И здесь, в 1 Коринфянам, как раз, мы видим, как произошло то же самое. Коринфская церковь была настоящим островом среди моря язычества и волны аморальности, захлестывали его малую поверхность. В коринфской церкви аморальность процветала. Церковь стала толерантной по отношению к этому явлению.
Я думаю, одно из средств защиты против греха, имеющееся у нас, это когда у нас есть подобие шоковой реакции на него. Повторю это снова: одно из средств защиты против греха, которое у нас имеется, это когда у нас есть подобие шоковой реакции на него. Но в нашем обществе эта реакция утрачена. Ничто больше нас не шокирует. Мы привыкли к самым извращенным явлениям. Пропаганда сексуальных отклонений ведется через музыку, телевидение, книги, журналы, различные Интернет-сайты. Это обилие порнографии в нашем обществе и сексуальных отклонений приводит к безразличию с нашей стороны.
В 1-ом послании Коринфянам в первых 4 главах Апостол Павел поднимает вопрос того, что среди коринфян существовало разделение. Они ссорились между собой. Среди них наблюдались разногласия. Это был из-за «философских» или «интеллектуальных» грехов если их так можно назвать. То есть, некоторые из этих грехов были связаны с привязанностью некоторых членов церкви к той или иной человеческой философии, приверженности тем или иным общественным лидерам. Но как только мы подошли к 5-ой главе, мы видим что кроме этого, у коринфян была проблема и с плотским грехом. Я думаю, так на самом деле происходит всегда. Одно приносит с собой другое. Грех не существует в отдельности, в изоляции от другого греха или других грехов. Там где наблюдается один вид греха наблюдается и другой. Если люди ходят по плоти, то это будет проявляться во всех сторонах их жизни. Так и было в Коринфе. Они там грешили не только интеллектуальными грехами, но и плотскими.
Поэтому, в 5-ой главе Павел уже не говорит о разделениях среди верующих Коринфа, как он делал в первых 4-х главах. Теперь он разбирается с аморальностью. И здесь наблюдается ситуация, которая являлась шоком даже для язычников. Когда грех в церкви шокирует мир, то у нас действительно большая проблема. Так было и в Коринфе. И это было не из-за того, что они не знали Божие стандарты поведения верующих. Конечно знали потому, что Павел писал им ранее как говорится в 9-ом стихе:
Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
(1Кор.5:9)
Они знали что надо делать. Он уже им писал об этом. Более того, Павел был их учителем с самого начала. У них был учителями Аполлос и, даже, Петр. Если даже это не был сам Петр лично, то кто-то из Иерусалимской церкви из близкого его окружения, кто их учил не только Новозаветной истине, но и Ветхозаветному отношению Бога к блуду. И, несмотря на все это, несмотря на действие Святого Духа, который обличал их, они продолжали допускать аморальность в церкви. Ранее, до того как они уверовали, они вели развратную жизнь и теперь, став верующими, никак не могли от нее избавиться, оставить ее в прошлом. Коринфяне очень неохотно разбирались с этой проблемой. Но, если для того, чтобы церковь имеля чистоту, им надо было попрощаться с аморальностью навсегда. В 1 Кор. 6:18 Павел пишет об этом простыми словами – «Бегайте блуда». Слово «блуд» по-гречески звучит как «порнея». От этого слова произошло «порнография» и оно означает аморальность. Убегайте от аморальности. Не имейте с ней абсолютно ничего общего! Павел писал к Тимофею в 1 Тим. 5:22:
…Храни себя чистым.
(1Тим.5:22)
Это – фундаментальное требование для того, чтобы была хоть какая-то эффективность в служении Христу и Его церкви – должна быть моральная чистота.
В этом нет ничего нового – аморальность всегда была неприемлема в глазах Божьих. Всегда! Можно вернуться в книгу Бытие. Там есть яркий пример Иосифа, когда он жил в Египте в доме Потифара. Иосиф был сипатичным на вид и жена Потифара «запала» на него. Однажды, когда Потифар отсутствовал она решила его соблазнить. Иосиф же убежал. Он сделал то же, что и вы должны сделать в таких обстоятельствах – УБЕЖАТЬ. Убежать от блуда. Слова Иосифа были такие: «Как я могу сделать такое большое зло и согрешить против Бога?». Он понимал, что зло это, прежде всего, не перед всеми остальными, а перед Богом. Давид, как нам известно, сильно согрешил с Вирсавией, но взыскав чистоты в сердце он признал свой грех и сказал:
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
(Пс.50:6)
Признание блудодеяния грехом против Бога в Ветхом Завете наблюдается от самого его начала. Богу всегда оскорбительна сексуальная нечистота. Любой секс вне брака, до брака является оскорблением для Него.
Теперь, давайте посмотрим на ключевое слово в стихе 1 – «блудодеяние»:
Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
(1Кор.5:1)
Блудодеяние на Греческом, как мы знаем – порнеа. Здесь оно означает инцест. В Коринфской церкви происходил инцест. Но слово «порнеа» имеет общее значение и подразумевает любое греховное сексуальное действие. Слово «прелюбодеяние» подразумевает секс вне брака, когда семейный человек имеет половую связь вне своей семьи. В этом и есть грех прелюбодеяния. Блудодеяние же общий термин, включающий в себя адультер, инцест, лесбиянство, гомосексуализм, любое извращение, скотоложство. Все это включено в значение слова «порнеа. Корень слова – «порне», означает проститутку. Мужской вариант слова — «порнос» означает проститутку-мужчину. В Коринфе и в Афинах разврат был более распространен, чем в других местах. Согласно историческим свидетельствам, эти два города были самыми аморальными. Даже их поклонение было аморальным. У них в храмах, куда приходили на поклонение люди, были специальные проститутки. У греков представление о сексе было как о некой биологической потребности, как об удовлетворении жажды или сне, или физическом упражнении, или же пищи. Греки терпимо относились к этому. На блудодеяния закрывали глаза. Для нашего времени такое отношение отнюдь не старомодно. Однажды, Хью Хефнер, основатель порно империи Play Boy, заявил: «Секс – биологическая потребность. Найди себе девушку, которая думает также и вперед. Нет разницы между сексом и едой или питьем». Точно так думали греки. Но, интересно, несмотря на то, что греки совершено не считали секс чем-то священным/святым, они позволяли мужчинам делать все что им заблагорассудится, но женщинам было запрещено иметь связи вне своего брака. Вот такой «двойной стандарт».
Бог же очень четко дал знать как Он относится к любой сексуальной нечистоте. Любой секс, любые отношения между мужчиной и женщиной до брака, абсолютно запрещены Богом, при чем, так это все серьезно, что Второзаконие глава 22 говорит:
Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
(Втор.22:13)
В Пятикнижье, Бог определил основополагающие отношения. Вот одно из них: Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее… Серьезная ситуация. Только поженились и вдруг возникла ненависть:
и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
(Втор.22:14)
То есть, когда мужчина брал себе жену он подразумевал, что она будет девственницей, что она будет чистой. Бог никогда не подразумевает нечистоту. Бог подразумевает чистоту и нечистота является нарушением Его ожидания. Но представим себе, что мужчина женится, потом входит к своей жене, ожидая что она будет девственницей и находит, что она не девственница. И он, будучи в расстройстве, что должен сделать?
то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
(Втор.22:15)
То есть, другими словами, если имеются доказательства, что она была девственницей, и мужчина ее возненавидил и начала пускать о ней худую молву что она, дескать, не девественница, то ее родители должны были предъявить эти доказательства старейшинам у ворот. Старейшины там всегда собирались.
16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее,
17 и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19 и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
(Втор.22:18,19)
Сто сиклей серебра – очень большая сумма. Идея тут в том, чтобы защитить девушку от клеветы со стороны мужчины. Если мужчина не мог доказать правоту своих слов, то ему приходилось платить астрономическую сумму и, кроме этого, не разводиться с ней до конца своей жизни. Но если так оказывалось, что мужчина был прав и его слова подтверждались и она не была девственницей:
20 Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
21 то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.
(Втор.22:20,21)
Думаете Бог слишком суровый в отношении секса до брака?
«ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего;и так истреби зло из среды тебя». Далее:
Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.
(Втор.22:22)
Вот оно прелюбодеяние – адюльтер. Предписанное наказание – смерть.
23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
(Втор.22:23,24)
Смотрите, если Бог ожидает, что если мужчина будет пытаться изнасиловать девушку, то она должна кричать так, чтобы кто-нибудь пришел к ней на помощь. Т.е. если девушка не кричала, то это означало ее согласие и она становилась виновной. Опять же, мы видим что постановление Божье в этом случае — предать смерти обоих.
Вот так Бог относится к аморальности. Она была причиной для публичной казни тех, кто ее совершал согласно Ветхому Завету. Аморальности не было места. Некоторые могут подумать, что Бог брюзга, желающий помешать естественным процессам в жизни других и испортить им всю радость. Но факт в том, что если вы будете делать это так, как установил Господь, то, как раз, тогда и будет полнота благословения, т.к. Бог таким образом предусмотрел чтобы это осуществлялось.
В Писании еще есть много мест, имеющих отношение к данной теме. Можно изучить Левит 19:29, Левит 21:9, Притчи 6:24-35 и везде будет видна одна и та же точка зрения Бога на данный вопрос.
Теперь, если посмотреть на Новый Завет, то мы обнаружим, что в нем тоже ничего не меняется в отношении данного вопроса, т.к. он является отражением Божьего отношения к такой жизни. Согласно Новому Завету, сексуальная аморальность недопустима. Об этом можно прочитать в Евангелие, т.к. Господь говорит там об этом постоянно и указывает, что никакая порнея, аморальность, и Царствие Божье не являются совместимыми. То же самое говорят и Апостолы. Посмотрим 1 Коринфянам:
Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
(1Кор.6:9)
То есть, ни, ни малакии ( слово может подразумевать трансвеститов, женоподобных мужчин или тех, кто занимается сексуальным мазохизмом или садизмом), ни другие блудники Царство Божие не наследуют. Другими словами, подобного рода стиль жизни не совместим с Царством Божьим. Поэтому, Библия четко говорит, что Бог ненавидит такие дела. В 1 Кор 10 мы читали, что когда израильтяне будучи в пустыне творили подобного рода блудодеяние возле горы Синай, тогда как Моисей был на самой горе, где получал Закон от Бога. Помните? Так что там было? Израильтяне сделал себе золотого тельца и устроили большую оргию. И когда Бог это все увидел, какая была у Него реакция?
Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
(1Кор.10:8)
Бог просто забрал жизнь у 23 тыс человек, которые блудодействовали. Он сделал это быстро. И вот причина, почему Он так поступил:
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
(1Кор.10:11)
Т.е. это написано для нашего блага. Чтобы мы знали как Бог относится к блуду. Библия очень четко говорит о том, какие Бог чувства испытывает по отношению к сексуальной аморальности. И проблема такая серьезная, что Павел разбирается с ней и в Коринфянах.
То что пишет Павел отражает чувства Духа Святого по этой теме.
Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
(1Фесс.4:3)
Здесь это слово «освящение» подразумевает «чистоту». Т.е. воля Божья чтобы вы были «чистыми». Чтобы вы воздерживались от блуда. То есть, чтобы в вашей жизни не было аморальности, сексуального греха, половой распущенности, чтобы не было гомосексуализма, мазохизма, садизма, лесбиянства, зоофилии, и всего подобного. Воздерживайтесь от этого.
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
(1Фесс.4:4,5)
Секс является чем-то священным. Поэтому, пошлые шутки о нем являются не уместными. Мы же не подшучиваем с вами, скажем, над Вечерей Господней.
Секс – дар Божий, который мы должны хранить для нашего супруга или супруги в доверии, кому мы можем представить себя в радостном и ответственном союзе на всю жизнь. (так сказал один из христианских служителей)
Мир не видит в сексе ничего священного. Но мы должны видеть. Потому что мы церковь. И если кто и должен иметь представление о священном, то это должна быть именно церковь.
Однако, церковь в Коринфе проявляла толерантность к инцесту, как бы удивительно это не было!
Павел разбирается с этой проблемой. Если бы можно было придумать название этой главе, то можно было бы назвать ее «Наказание аморального Христианина». Что делать церкви, что делать её старейшинам, что делать её лидерам или любым другим Христианам в церкви, когда они узнают что кто-то среди членов собрания живет в аморальности?
Итак, что должна делать церковь? Какие у нас есть инструкции от Апостола Павла по поводу применения дисциплинарного воздействия на согрешающего аморальностью Христианина? Здесь мы обнаружим четыре ключевых момента – необходимость, метод, причину и сферу или лимиты этого дисциплинарного воздействия.
- Необходимость. Первое, что нужно сделать в церкви – увидеть нужду в таком воздействии. Мы должны признать необходимость таких мер. Более того, мы не сможем ничего с аморальностью в церкви поделать пока мы не определим кто этим в нее вовлечен. Соответственно, члены церкви должны проявлять бдительность. Мы должны предпринять меры, чтобы подобного рода дела предотвращать. И если аморальность где-то уже имеет место быть, мы должны поспешить чтобы с ней разобраться. Но, прежде всего, мы должны определить где она имеется. 1 Кор 5:1 следует за стихами 1 Кор 4:21 и 1 Кор 4:19, где Павел говорит, что он скоро прибудет к ним и его прибытие будет либо с жезлом наказания или же в любви и кротости. И что бы не было худшего нужно убрать аморальность, вычистить ее из своей среды. И тогда Павел придет с любовью. Но если это не сделать, то Павел говорит, что когда он придет, кому-то не посчастливится. В 1 Кор 5:1 Павел говорит о том, что «есть верный слух». Это значит есть общеизвестная информация. Какое это свидетельство о самой церкви? Многим было известно, что в церкви есть блудники. То есть, что многие другие думают, что вы блудники и что блуд имеет место быть у вас. Но не только это, но и то, что такого даже нет в миру. Такое блудодеяние, о котором даже не слышно среди язычников. Понимаете, что коринфская церковь шокировала своим грехом даже мирян? Т.е. в ней происходило то, что даже не происходило в миру у язычников. Мы знаем, что римские законы от Гая Валерия Катулла, от Цицерона, от Еврипида, запрещали инцест в Римской Империи. И вот, в Коринфе церковь делает нечто, что даже не делают язычники. Грех был в том, что некто из церкви имел половую связь с женой своего отца. То есть, со своей приемной матерью. Если бы речь шла о его непосредственной матери, то так бы и было написано. Но под женой отца здесь понимается именно мачеха или приемная мать. Теперь, что там происходило, скорее всего, было следующим: был некто, у кого умерла жена или же они развелись. Он женился на другой женщине. От первого брака у него был сын. Этот сын «запал» на его жену. И очень скоро их взаимоотношения переросли в интимную близость и грех. И за этим последовал развод. Причина почему за этим последовал развод в том, что данный грех в этом отрывке назван блудодеянием, а не преблудодеянием. Блудодеяние – сексуальный грех вне брака. Скорее всего было именно так. Скорее всего, сын этого отца вызвал развод между его отцом и его женой. И после этого развода, бывшая жена его отца теперь начала жить с этим парнем. Получается, он, как бы, «похитил» жену своего отца. Тут есть три момента, которые, как мне представляются, являются очевидными – используется настоящее время в конце стиха, что указывает на продолжающиеся взаимоотношения между тем, кто разбил брак своего отца и его бывшей женой. Т.е. они продолжили жить вместе и то что было между ними до этого не было чем-то одноразовым. У них были устойчивые и постоянные взаимоотношения. Представьте в какой ситуации очуитился этот бедный человек– отца этого парня. Он потерял свою первую жену и тут, еще в добавок, его сын увел у него его теперешнюю супругу! Второй момент – скорее всего, произошел развод, о чем я уже упоминал. Третий момент – эта женщина не была Христианской. Все это вкупе очень дурно пахло…
Во времена Ветхого Завета, если кто-то так делал со своей мачехой, то это считалось инцестом. И Бог знал почему такие вещи не должны происходить в семье. Подобные дела разрушают семьи. Я хочу показать вам почему это инцест. Посмотрим книгу Левит 18, где говорится об «открытии наготы», что имеет отношение к сексуальным отношениям:
Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
(Лев.18:6)
Серьезность этих слов Господа видна по тону, в котором они сказаны. Раз Он с такой серьезностью к этому относится, значит Он не оставит такое деяние безнаказанным. Не должен кто-либо иметь сексуальную связь, жениться, подходить или открывать наготу своих родственников. Это запрещено.
Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
(Лев.18:7)
Другими словами, так поступая ты нарушаешь права твоего отца. Ты не должен брать себе в жены жену твоего отца. И далее, вплоть до 18-ого стиха идет перечисление запретов в отношении оскверняющей сексуальной похоти.
И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.
(Лев.18:20)
И так далее вплоть до того, что прелюбодеяние связывается с идолопоклонством. Во Втор. 22:30 написано, что никто не должен брать жену отца своего и открывать край одежды отца своего. То же самое. Никто не должен спать с женой своего отца.
Что же происходило здесь в Коринфе? Вопиющее нарушение заповедей Божьих. Похоть захватила под свой контроль того, кто это среди них делал. И он теперь жил с этой женщиной в беззаконных отношениях и церковь это все терпела, проявляла к этому толерантное отношение. И больше всего возмущал Павла не сам грех, а толерантное отношение церкви к этому. Павлу, наверное, даже трудно было поверить в это. Посмотрите не 1 Кор 5:2:
И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
(1Кор.5:2)
Слово «возгордились» стоит в настоящем времени и означает, что они продолжают гордиться несмотря на это. Они, все еще, продолжают думать о своем духовном превосходстве, хвалятся, говоря «Я Павлов; я Аполлосов; я Кифин», продолжают хвастаться своей мирской мудростью, своими «духовными достижениями». Ранее в 1-ом Коринфянам Павел говорит, что коринфяне не имеют недостатка в каких либо духовных дарах (1Кор1). Они хвалились всякими духовными дарами от Бога. Павел к ним обращается: о чем вы хвалитесь вообще, если проявляете терпимость к инцесту в своем же собрании? Это же не правильно. В этом – вся суть. И Павел говорит: при этом, вы все еще гордитесь, все еще проявляете напыщенность. Вам лучше бы…. что? Что говорит Павел? рыдать!! Вместо того, чтобы быть гордящимися своей ситуацией, вам нужно склониться лицом к земле и плакать. Слово «рыдать» здесь такое же что и используется в других местах, когда говорится о том, чтобы оплакивать усопших. Вместо этого, коринфяне гордились своими духовными достижениями, всем тем, что они сделали, своей свободой во Христе, скорее всего, этим своим поведением показывая другим насколько они свободны во Христе. Или, может быть, он не столько гордились своим грехом, а больше гордились своей снисходительной, доброй и милостивой толерантностью ко греху. В своей гордыне они упустили то, что аморальность как рак поразит всё и уничтожит. Им нужно было не гордиться и думать, что они всё имеют и ни в чем не нуждаются, а плакать, рыдать, искать покаяния во грехе! Просто удивительно! Я думаю, что всякая церковь, которая подходит к состоянию когда больше не рыдает о своем грехе, уже на пути в небытие. Она уже прямо на грани катастрофы. Когда нас больше не шокирует грех, мы уже полностью утратили нашу способность к защите. Потом нам уже становится все равно. Помните, что именно грех убил Иисуса. Знаете это? И вы не можете к этому относится легко и спокойно. Церковь не может терпимо относиться ко греху, к любому греху! Мы здесь собираемся по воскресеньям не для того, чтобы распевать веселые песни, потом делиться жизненной или духовной мудростью в ходе проповеди, созидая наше эго, убеждая самих себя какие мы хорошие! Не для этого проводятся служения утром и вечером по воскресеньям. Мы здесь для того, чтобы вовлечься в жизни друг друга и обеспечить, что наша церковь соответствует стандарту, которому Бог ей предназначил соответствовать. И это, в том числе, включает в себя и чистоту. Вот поэтому, аморальное поведение в церкви должно находить соответствующую реакцию у тех, кто себя считает ее членами. Аморальное поведение должно приводить в действие церковную дисциплину или же, по другому – церковное наказание. И если мы так будем поступать, то, кроме всего прочего, мы увидим, что плевелы в нашей церкви не приживаются, да и не стремятся к ней присоединиться. Знаете, неверующие, считающие себя Христианами, не будут заинтересованы в церкви где есть церковное наказание или церковная дисциплина. Как в случае с Ананией и Сапфирой, умерших от своего греха, что вызвало молву по всей округе, что если в той церкви сделать неправильный ход, то можно распрощаться со своей жизнью. Это – один из способов чтобы сохранить церковь в чистоте. В книге Откровение Господь написал письма церквям. В Отк. 2:18-19 Он обращается к церкви в Фиатире. И Он говорит к ней:
18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
(Откр.2:18,19)
Другими словами, Господь говорит церкви в Фиатире, что знает ее дела, масштаб ее служения, любовь, терпение, веру и что последние дела ее больше первых. Вы растете, прогрессируете, но вот что есть против вас — вы позволяете Иезавели (Отк. 2:20), которая называет себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. (Отк. 2:21)
Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих (Отк. 2:22)
И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (Отк. 2:23)
Посмотрите, как серьезно говорит Господь. Вот, в этой церкви кто-то, также, терпимо относится к прелюбодеянию, блуду. Не просто лишь терпит, но еще и распространяет эти дела среди других. Совращает людей. Вам лучше избавиться от нее прежде, чем Я приду с судом, говорит Господь. Церковь не может терпеть грех. В 2 Кор. 12:20 Павел пишет:
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
(2Кор.12:20)
Несмотря на 1 Кор, которое мы сейчас с вами изучаем, несмотря на то, что коринфяне проявили покаяние, извергли из своей среды развращенного, тем не менее, Павел пишет, что он опасается, что они опять пойдут старым путем. И если это будет так, то:
чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
(2Кор.12:21)
Думаете Господь изменился и в наши дни Его отношение стало более толерантным ко греху в церкви?..
Поэтому, в церкви нет места толерантности в отношении зла, аморальности. Церковь должна быть чистой. И ответственность членов в церкви не в том, чтобы только приходить на служение, сидеть, слушать, хлопать в ладоши и смотреть за тем, что и как происходит, но и в том, чтобы принимать участие в обепечении чистоты церкви как Невесты Христа.
В Еф. 5 говорится:
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
(Еф.5:11)
Обличайте значит, говорите против этого, исправляйте это. Если вы знаете, что кто-то живет аморальной жизнью, то это ваша ответственность как Христианина перед Богом обратиться к такому человеку и если он или она вас не послушают, то надо взять с собой свидетеля и если не послушают и их, то надо вопрос поднять до уровня руководства церкви и до самой церкви. Вот так обеспечивается чистота церкви. И эта ответственность ваша. Вам нужно действовать.
Посмотрите стих 2:
И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
(1Кор.5:2)
Метод. Знаете о чем тут говорит Павел? Об отлучении от церкви. Такого человека надо убрать из церкви. Вы скажите, «ну, он же наш брат и ему сейчас нужна церковь в его состоянии». Это точно, что он «наш брат и ему нужна церковь», но нам, как церкви, он не нужен. Он не приносит нам сейчас ничего хорошего, а только свою нечистоту. Дисциплина – часть ответственности церкви. Он должен быть отлучен, убран из церкви! В этом дисциплина. Это – Божественное действие. Евр. 12:6 говорит, что тех, кого любит Господь, Он наказывает. Бьет же всякого сына, которого принимает. Это от Бога. Бог это делает. Это – заповедь, повеление для нас. Вернитесь в Мф. 18 и посмотрите на последовательность действий, предписаных Богом: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15) Т.е., Иисус говорит, что первым делом вам нужно обратиться к согрешающему один на один. Если он или она послушает вас – прекрасно. Если нет, то Мф. 18:16 говорит, что мы должны взять с собой одного или нескольких свидетелей и опять обратиться к согрешающему. Если и тогда не послушает – то надо сказать церкви и, если и церкви не послушает — относиться к нему как к язычнику. Потому что он и так ведет себя как язычник, не подчиняется пресвитерам церкви (или ее пасторам). И если он так хочет себя вести – пусть так и будет. Тогда надо относиться к нему как к язычнику или мытарю (Мф. 18:17).
И помните, что мытари в библейские времена отличались от сегодняшних налоговиков. Если вы работаете в налоговом комитете, уверен, вы — прекрасный человек. J Но в те времена, эти люди были обманщиками. В этом и дело. Поэтому, Слово Божье так четко говорит как нужно нам поступать в подобного рода случаях. Мы должны с такими случаями разбираться. Мы не должны гордиться тем, какая у нас прекрасная церковь, какое прекрасное прославление. Тем, что мы служим другим и тому подобным, когда у нас происходит блуд или прелюбодеяние среди членов собрания. Если у нас блуд среди членов церкви, то Павел бы сказал нам, что у нас серьезные проблемы, аморальность, а вы тут радуетесь и танцуете от восторга вместо того, чтобы разобраться с духовным раком, который грозит уничтожить церковь. И, поверьте, такая ситуация далеко не единичная. Она имела место быть не только в Коринфе. Она, также, имела место в Фиатире и в других местах. Она имеет место быть и в сегодняшние дни в разных церквях.
Первое, что должно произойти – вы должны увидеть нужду разобраться с этим. Потом – метод. Тут не нужно становиться «Шерлоком Холмсом» и начинать слежку за всеми. Просто если это попало в поле вашего зрения, то с этим поступать согласно процедуре, описанной в Мф. 18. Какой же метод там описан? Сначала, давайте посмотрим стихи 1 Кор. 5:3-5.
1 Кор. 3:5 говорит: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,». Т.е., Павел говорит: «Вот, хотя я далеко от вас, тем не менее я уже принял решение. Вы же, будучи там, на месте, ничего не сделали. Хотя, это дело уже известно всем, не является чем-то скрытым. Это же ваша репутация перед всем миром, коринфяне. Я уже принял мое решение так, как будто я там с вами. Что мешает вам принять ваше?». Далее, в стихах 4 и 5 он дает им процедуру исполнения церковного наказания. Вот как оно выглядит:
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом (т.к. Павел – апостол), силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Вот здесь и указана схема, которой нам нужно следовать. Давайте внимательно разберем что он тут нам говорит. Во-первых, нужно провести собрание церкви. Кстати, это говорит нам также об автономии поместной церкви. Павел говорит, что нужно провести собрание, где в согласии с ним, и присутствии Христа, во имя Господа Иисуса (заметьте в стихе 4), Его силою нужно предать согрешающего Сатане. Что это значит, «во имя Господа Иисуса»? Это означает везде, где бы вы это не встретили, что так желает Иисус. Таким образом, когда Павел пишет здесь, что церковь должна собраться во имя Господа Иисуса, это значит, что она должна собраться и сделать так как Он бы сам сделал. Как вы думаете, что бы сделал Иисус если бы он пришел в коринфскую церковь? Какие бы были Его действия если бы Он узнал об этой аморальности? Последовал ли бы Он той же самой схеме действий? Конечно! Он бы поступил так же как указал Апостол Павел. Но, Господь присутствует в Своей Церкви. Вы верите в это? Он в церкви в ее лидерах, которые ответственны чтобы вести эту церковь за собой. Поэтому, Павел говорит, что когда вы соберетесь вместе, то вы будете действовать в пределах власти Иисуса Христа. Будете действовать от Его имени. То есть, делать точно то, что Он бы сделал. Заметьте в стихе 4 «силою Господа». У вас есть в таком случае не только Его власть, Его присутствие, но и Его сила чтобы выполнить то, что Он определил. Церковная дисциплина – тяжелая вещь. И вы можете начать мяться, т.к. нужно кого-то обличить по поводу той или иной ситуации. Для этого следует помолиться Господу и сказать Ему, что Господь, мне нужна Твоя сила, чтобы делать то, что Ты определил. Мне нужна Твоя сила, чтобы сказать то, что нужно сказать, сделать то, что нужно сделать, и если нужно кого-то отлучить из церкви, то пусть будет так. Вот как раз об этом и говорится в данном стихе. Так нужно поступить. Не только в Его власти, не только от Его имени, но и в Его силе. Теперь давайте вернемся в Мф. 18 и посмотрим на одни из самых зачастую неверно трактуемых стихов во всей Библии.
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
(Матф.18:15)
Опять же, процесс такой, что надо сначала обратиться 1 на 1. Если не послушает, взять с собой свидетеля или двух. Если не послушает и тогда, то сказать церкви. И если и ее не послушает, то надо отлучить. Теперь Мф. 18:18:
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Есть две стороны у правосудия. Вы кого-то «связываете» — они виновны. Вы кого-то «освобождаете» — они не виновны. Но я слышал, как люди используют этот стих фривольно для чего угодно еще. Некоторые, согласно этого стиха «связывают Сатану» и «высвобождают Духа Святого». Вы где-нибудь в этом стихе видите, чтобы речь шла о Сатане? Вообще, где-нибудь во всем этом отрывке Писания идет о нем речь? Нет. Вы где-нибудь здесь видите, чтобы речь шла о Духе Святом? Нет. Поэтому, этот отрывок не имеет отношения к связыванию Сатаны. Данный отрывок означает, что решения правосудия церкви будут поддержаны Небесами. Поэтому, не нужно бояться осуществлять дисциплину в церкви. Небеса уже предприняли меры. Теперь очередь за церковью. Что вы свяжете на земле, будет связано где? На небе. Поэтому, стих этот говорит о дисциплине или церковном наказании. Когда церковь действует и осуществляет церковное наказание согласно правилам и принципам, указанным в Писании, Небеса поддерживают ее в этом. Понимаете!? Вот такая потрясающая истина! Павел знает, что многие в церкви начнут сомневаться, им не понравятся такие «жесткие» меры, дескать, что же будет с этим бедным человеком если его отлучить от церкви? Посмотрите стих 19:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,» (Мф. 18:19)
Слышали этот стих раньше? К чему его обычно применяют? В отношении молитвы, не так ли? А вы когда-либо слышали чтобы его применяли в отношении к церковной дисциплине? Скорее всего, нет. Но об этом здесь идет речь, в этом стихе. Что тут говорит Иисус: если двое согласятся (минимальное юридическое требование по Божьему стандарту), что то или иное дело заслуживает церковной дисциплины (наказания), то они должны последовать последовательности действий, установленной Писанием и Небеса будут на их стороне. Потому что, где двое или трое соберутся во имя Мое для осуществления дисциплинарных действий, то Я буду посреди них. Когда церковь собирается вместе для осуществления дисциплины, то в этом случае действует особое обетование Христа, что Он будет посреди нее в этом деле. Тут нет речи о молитве, о домашнем чаепитии или домашней группе. Здесь речь о церкви, собирающейся для принятия дисциплинарных мер. В таком случае, церковь имеет апостольскую поддержку, имеет власть Иисуса Христа и Его силу для осуществления этих действий.
Теперь, как эти дисциплинарные меры осуществляются? Нужно предать Сатане согрешающего. Как это сделать? Нужно ли отвезти такого человека, скажем, к сатанистам или же к каким-нибудь колдунам и оставить его там? Нет. Все намного проще. Иисус назвал Сатану князем мира сего. Все что нужно сделать, чтобы кто-либо был предан Сатане, это отлучить его от церкви, так сказать, оставить его в миру. Вот что это означает. Того, кто лишился своего права на Христианское общение из-за своей нечистоты, которая не только разлагающе действует на него самого, но и на церковь. Такого нужно из церкви убрать. Такому больше не будет разрешено приходить на собрание. С ним не будет разрешено Христианское общение. Такой человек должен быть предан Сатане, кто есть бог этого мира и князь этого века. Он тот, который управляет этой мировой системой. Туда и нужно отослать такого человека. Вы можете спросить является ли такой человек Христианином? Да. Ну, тогда зачем так делать? Потому что Господь так заповедовал. Потому что вы не должны допустить, чтобы такой человек разрушал церковь, ее мораль и ее свидетельство.
Теперь посмотрим 1 Тим 1:20. У Павла был пример, когда ему пришлось применять такие меры:
таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
(1Тим.1:20)
Павел отлучил их от церкви. Он предал их Сатане. Это – финальный акт церковной дисциплины ради чистоты в церкви. Для чего? Для разрушения их плоти. Когда Сатана получил возможность действовать против Иова в Иов, гл. 2, каким образом он причинил вред ему? Мог ли он что-либо сделать с его душой? Мог ли он что-то сделать с его духом, внутренним «я» Иова? Нет. Что он мог сделать с Иовом? Сделать его больным. В нашем случае, при предании кого-либо Сатане, он получит возможность, согласно судебному решению Бога, причинять физический ущерб отлученному человеку. Так было позволено действовать Сатане в отношении Иова. Для Христиан нечего бояться. Несмотря на то, что этот человек будет предан Сатане, тот не сможет прикоснуться к его духу. Кому вообще принадлежит дух этого человека? Христу. Поэтому, этот стих (1 Кор 5:5) заканчивается так: «…чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». То есть, предайте его плоть разрушению, но это не будет проблемой для его духа. Дух будет спасен. Лучше было бы перевести здесь «чтобы дух был спасен» как « чтобы дух был избавлен » в день Господа Иисуса. Возможно, вся его жизнь здесь превратиться в физическое мучение — Сатана может причинить ущерб физическому телу, но не сможет причинить ущерб духу и душе, если этот человек действительно является спасенным. Бог использует Сатану для того, чтобы наказывать нас в физическом смысле. Писание говорит нам, что если у нас есть болезнь, нам нужно исповедать грех. Почему? Потому что, часто, болезни имеют корень в допущенном грехе в нашей жизни. Болезни в нашем физическом теле могут быть той самой розгой в руках Господа. В 1 Кор 11 мы читаем о том, что Христиане неправильно относились к вечере Господней, оскверняли вечерю любви, допускали идолопоклонство, и Павел пишет, что многие из них немощны, больны и некоторые… что? Умирают. Опять видим, физическую болезнь, муку и даже смерть. Анания и Сапфира тоже умерли. Сатана может причинить смерть верующему, когда Бог позволяет Сатане быть инструментом наказания Его детей. Поэтому, вы предаете согрешающего Сатане на разрушение плоти, но дух его будет спасен. Или, по другому, избавлен. Почему Сатана не может причинить вред внутреннему человеку? Потому что этот человек уже искуплен Господом. Не так ли? И в день Господа Иисуса, когда бы он ни наступил, этот человек будет стоять в числе искупленных, но, в этой жизни, поплатится за свой грех.
Конечно, надо помнить, что цель наказания или дисциплины Господней не в том, чтобы уничтожить согрешающего, а в том, чтобы согрешающий изменился, покаявшись. Согласны?
Павел писал, что предал Именея и Александра Сатане, чтобы они научились не богохульствовать. Вы можете спросить что произошло с этими людьми? Уверен, их постигла физическая смерть. Не знаю какую боль им пришлось пережить, какие мучения пройти, но уверен, что их плоть была разрушена.
Дух спасенного человека принадлежит Господу. Поэтому, что бы там ни случилось, он будет с Ним на небесах среди искупленных.
Но если говорить о согрешающем блудом, о котором идет речь в 1 Кор 5, то мне хочется верить, что этот человек осознал и сделал правильный выбор, оставив свой грех. Вам, наверное, тоже так хотелось бы думать? Во 2 Кор 2:5-11 Павел, как раз, пишет о человеке, которого наказали по указанию Павла. Этот человек покаялся. Его отлучили от церкви, но он вернулся и Павел теперь пишет коринфской церкви его принять и оказать ему любовь.
Мне хочется думать, что человек, о котором идет речь в 1 Кор 5 и во 2 Кор 2 одно и то же лицо. Но так должно действовать церковное наказание – отлучить от церкви и Бог будет использовать Сатану как инструмент наказания с тем, чтобы уничтожить плоть, но дух этого человека будет избавлен в День Господень и он будет среди искупленных.
Смотрите, вот тут речь идет об ответственности церкви. Церковь должна собраться со своими старейшинами и пользуясь властью Господа и Его присутствием, отлучить аморального Христианина так, чтобы Сатана смог причинить ему страдание, чтобы в результате, этот человек покаялся и изменился и вернулся к святой жизни, которую Христос ожидает у него видеть. В этом суть. И даже, если от этого страдания человек умрет, то его дух, будучи искупленным кровью Господа Христа, был спасен. Вот поэтому, мы рассмотрели с вами Необходимость в наказании аморального члена церкви и Метод, которым это наказание должно осуществляться. В следующий раз, мы разберем с вами Основание и Сферу применения такого наказания.
Да поможет нам Господь в том, чтобы мы серьезно относились к Его Слову!