Как я заметил, среди моих друзей существует мнение, что говорение языками, о котором говорится в Новом Завете есть общение с Богом на ангельском языке. Очевидно, что такое мнение возникло из следующего стиха:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
(1Кор.13:1)
С этих слов апостола Павел, обращающегося к коринфским верующим начинается глава 13 Первого послания Коринфянам – глава, известная как открывающая всем нам суть настоящей любви.
Теперь посмотрим подробнее на контекст, в котором находится этот стих:
Контекст
Павел пишет 1 Кор. с тем, чтобы откорректировать их поведение по множеству вопросов. Как мы видим из того, о чём пишет Павел, Коринфская церковь позволила миру, в котором она жила, проникнуть в неё саму. К примеру, коринфяне сохраняли свою приверженность той или иной философии (главы 1-4), они почитали героев (глава 3), среди них была ужасная сексуальная аморальность (главы 5-6), они судились друг с другом в мирских судах (глава 6), у них было неправильное отношение к семье и брачным отношениям (глава 7), у них была путаница в отношении языческих пиршеств, идолопоклонства, идоложертвенного (главы 8-10), у них было неправильное представление в отношении роли женщин в церкви (глава 11), у них было неправильное представление о всей сфере духовных даров (глава 12) и они потеряли самое главное – любовь (глава 13).
О чем говорит апостол Павел
Поэтому, Павел завершает главу 12 следующими словами:
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:31)
То есть, в главе 13 он говорит, как раз, об этом «пути ещё превосходнейшем».
Для лучшего понимания того, что и как пишет Павел нам лучше посмотреть 3 стиха, стоящих один за другим:
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1Кор.13:1-3)
На самом деле, посмотрев на эти 3 стиха вместе мы можем заметить, что Павел использует преувеличение (гиперболу) – известный метод риторики, когда используется стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли.
То есть, Павел говорит: «если бы я мог говорить языками человеческими и ангельскими, если бы я знал ангельские языки, то без любви это всё было бы бессмысленно». Далее он говорит: «Если бы я знал все тайны и имел всё знание и всю веру и потом раздал бы всё мое имение и, даже, отдал бы моё тело на сожжение, но не имел бы, при этом любви, опять же, это было бы бессмысленно». Как мы видим, Павел здесь описывает крайности. Специально чтобы показать нам, что что бы мы ни делали, что бы мы ни знали и что бы мы ни умели, если это не мотивировано любовью, то всё это – абсолютно бессмысленно и ничего не значит.
Итак, первое, о чем говорит Павел – языки без любви есть ничто. Стих нам говорит:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Получается, Павел говорит о 2 типах языков – языках человеческих и языках ангельских. То есть, выходит, есть языки ангельские. Можно, значит, получить не только человеческий язык, но и сверхъестественный – ангельский. И это, как раз, и есть тот самый молитвенный язык. Так ли это?
Давайте разберемся.
Если из этого стиха мы сделаем вывод, что существует ангельский язык или ангельские языки как некий норматив для дара языков, то это будет надуманно. Причина простая – нигде больше в Библии не говорится об ангельском языке, особенно, в отношении духовного дара языков. Нет ни одного прецедента нигде. Нет ни одного упоминания ангельских языков нигде. На самом деле, каждый раз, когда ангелы обращались к людям, они всегда использовали обычные человеческие языки. Единственное, что мы знаем в отношении «сверхчеловеческих языков», это то, что написано в Рим. 8, где говорится:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
(Рим.8:26)
Но заметьте, что Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Слово «неизреченные» в Греческом оригинале — ἀλαλήτοις (алалетоис). Это слово состоит из 2 частей – ἄλφα (алфа) и λαλέω (лалео). Алфа – отрицание. Лалео – говорить. То есть, нечто невысказанное, непроизнесенное. Получается, «воздыханиями невысказанными» — значит это какой-то «немой» язык, где не используется привычное и употребляемое нами говорение.
Хорошо, если это так, тогда, о чем здесь говорит Павел, в 1 Кор. 13:1?
Павел здесь не утверждает какую-то действительную реальность. Это – часть гиперболы (преувеличения), которую Павел использует, чтобы подчеркнуть свою мысль о тщетности чего-либо, если оно не мотивировано любовью.
Если посмотреть в языке оригинала на стихи 2 и 3, то мы заметим, что там глаголы стоят в сослагательном наклонении. В Русском языке сослагательное наклонение используется для обозначения ситуации, несуществующей в реальном мире. Обычно, при сослагательном наклонении в речи используется частица «бы» или «б», по которой мы легко можем понять о том, что речь идет о чём-то не существующем или желаемом.
Конкретно, следующие глаголы стоят в сослагательной форме:
Стих 1: говорю, не имею
Стих 2: имею, знаю, имею, не имею
Стих 3: раздам, отдам, на сожжение (чтобы быть сожжённым), не имею
Поэтому, с уверенностью можно заявить, что Павел в этих 3 стихах говорит гипотетически, специально используя крайности. Это доказывается и логикой.
К примеру: «знаю всей тайны» (1 Кор. 13:2). Разве это возможно — знать все тайны? Мог ли Павел знать все тайны? Нет, конечно. «И имею всякое познание» — может ли Павел знать все, что только происходит во вселенной? Абсурд. «… И веру так, что могу и горы переставлять» — если бы у Павла была такая вера, то ему не пришлось бы перебираться через горы из Памфилии во Фригию и при этом заболеть. Он бы просто сказал горам – «прочь!», не так ли?
Очевидно, у Павла не было всей веры, всего познания. Он не знал всех тайн. И если у него всего этого не было, то что уж говорить о нас с вами!
Поэтому, Павел здесь использует именно гипотетическую речь. Он не говорит, что вы можете говорить ангельскими языками также, как и не можете знать все тайны, иметь всякое познание и всю веру. Это – вне ваших возможностей. Он, даже, говорит, что если бы все это вы умели и могли, то без настоящей любви это всё было бы равнозначно нулю. В этом всё и дело. Он говорит, что дар языков, используемый без любви есть шум и ничего более. Просто шум. Вы спросите: «В чем тогда его была цель, этого дара?» Цель у него была очень простой – он был знамением. Знамением для Израиля. Смысл от дара языков для Христиан был только в то время, когда были те, кто мог перевести, что говорилось этими языками на понятный язык. И всё!
Если говорение языками не переводилось, то от него не было никакого назидания. Но, тем не менее, многие продолжают бормотать себе на языках, думая, что они получают самоназидание, говорят к Богу и это усиливает их молитвенную жизнь.
Поэтому, настоящий дар языков не для личного назидания самих себя, не для общения с Богом. Он – знамение для Израиля. Знамение того, что Бог отвернулся от Израиля и теперь строит свою церковь не только из евреев, но и из язычников. Об этом подробно говорит 1 Кор. 14 и исследование о даре языков, которое я ранее разместил на этом сайте.
Без разницы, если ли у вас дар языков, без разницы, насколько вы им можете пользоваться, даже если бы вы могли говорить ангельскими языками, без любви вы – «медь звенящая или кимвал звучащий».
По этому поводу есть нечто интересное: в некоторых книгах по истории того времени описано, что ритуалы культов фригийской богини Кибелы и бога Диониса (Бахуса), которые были очень широко распространёнными в Средиземноморье, включали в себя говорение на экстатических языках, сопровождавшееся звоном кимвалов (тарелок), битьем в гонг, трублением в трубы. Удивительно! Павел говорит к коринфянам: «Когда вы используете свои духовные дары по плоти, то не важно насколько хорошо вы ими пользуетесь, не важно, как зрелищно это всё выглядит, если любовь не является мотивом всего этого, то это – языческий ритуал, не более! В таком случае это – обыкновенное язычество.
Если духовные дары не используются в силе Духа Святого в соответствие со Словом Божьим, написанным Духом Божьим, то это — языческий шум, гам, звучание гонга, звон кимвалов, трубление в трубы. Это просто язычество прямо в церкви.