Недавно в ходе дискуссии с моим близким другом, мы затронули вопрос финансовой подотчетности в церкви. Должна ли она быть или же вполне достаточно того, чтобы доверить финансы церкви ее руководству в лице пастора/епископа? Если она должна быть, то в каком виде? Рассуждая над этими вопросами я обратился к Писанию и нашел там следующий интересный отрывок в Новом Завете:
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
(1Коринф.16:1-4)
Павел пишет коринфянам о том, что он сам не понесет подаяния, собранные ими (видно, речь идет о существенных суммах, т.к. Коринф был центром торговли и многие жители его были состоятельными людьми). Он пишет о том, что коринфяне сами должны избрать тех братьев из своей церкви, кто поедет в Иерусалим и доставит собранные деньги в Иерусалимскую церковь. При этом, они получат верительные письма. В Греческом оригинале данный стих (1 Кор. 16:3) выглядит так:
ὅταν δὲ παραγένωμαι οὓς ἐὰν δοκιμάσητε δι’ ἐπιστολῶν τούτους πέμψω ἀπενεγκεῖν τὴν χάριν ὑμῶν εἰς Ἰερουσαλήμ
Его более точный перевод на Русский язык будет таким:
«Когда я прибуду, кого если вы утвердите письмами, их я отправлю принести ваш дар в Иерусалим.»
То есть, Павел пишет о том, что коринфяне, кроме того, что должны выбрать среди себя людей для сопровождения денег, еще должны иметь утвердительные (верительные) письма. Судя по тону Павла, он считал это абсолютно нормальной практикой.
Нужно заметить, что несмотря на то, что он являлся апостолом Христа, имел апостольскую власть, тем не менее, не взял на себя ответственность за деньги коринфян, предназначенные для Иерусалимской церкви. Почему так? Разве недостаточно было просто передать эти средства Павлу и положиться на его слово и честность? Разве нельзя было избежать затрат, связанных с отсылкой дополнительных людей в Иерусалим, которые пришлось нести коринфской церкви? (а их поездка не была бесплатной)
Очевидно, что ответ на эти вопросы – нет.
Павел показывает пример обращения с деньгами церкви. И Дух Святой не зря это включил в Священное Писание. Он хочет нас через этот пример научить важным вещам:
- В церкви должна быть серьезная подотчетность в финансовых вопросах. Мы не можем просто доверить финансы в распоряжение 1 или 2 членам, даже если они являются духовными лидерами;
- Те, кто распоряжаются финансами церкви должны быть ею выбраны (не назначены волей пастора церкви или какого-то другого служителя или лица). То есть, не должно быть ситуации конфликта интересов, при котором финансовые решения принимаются под воздействием личных связей, служебной субординации и т.п.;
- Те, кто выбраны церковью на распоряжение финансами должны быть сами подотчетны церкви. Заметьте, что подтверждающие письма, о которых говорит Павел, очевидно, сообщали руководству Иерусалимской церкви, не только о предназначении этого дара, но и о его размере, так чтобы, по прибытию посланников в Иерусалим, можно было убедиться, что они привезли всё, что должны были привезти и не «потеряли» по пути ничего.
Поэтому, когда финансовая и исполнительная власть в церкви сосредоточена в руках одного служителя (пастора, епископа, директора и т.п.), который не подотчетен в своей деятельности никому, то возникает не только почва для злоупотреблений, но еще и противоречие принципам Священного Писания.
Мишка, привет.
Отличные мысли, мне очень понравились. Пока прочитал о финансовой задолженности и лидерство в церкви. Кстати по лидерство есть опечатка, которую думаю нужно исправить. В третьем абзаце ты пишешь принимая правильные стандарты, но там наверно должно быть принимая НЕ правильные стандарты. Может быть еще пару мест можно найти, но не критично. А в целом отличная статья.
Я тоже сейчас много думаю об этом. И наше руководство тоде делает на этом фокус.
Кто-то сказал, что есть менеджеры, есть лидеры, а есть библейские лидеры. Вот к чему мы должны стремиться. И, к сожалению, я тоже замечаю часто, что в церквях в лучшем случае мы имеем лидеров или менеджеров, но не библейские лидеров.
Наше руководство недавно стало делать акцент на 3 основных качествах лидера: hungry, humble and smart. Это 3 основных качества любого лидера, и если хоть одно из них даже немного хромает, можно иметь плачевные результаты.
Жаждущий — человек, который постоянно ищет развития для себя, команды и дела, которому посвящен.
Смиренный — не ищет своего, но слушает Бога и людей.
Проницательный — знает как вести дело, как вести людей, как избивать правильных людей и ставить их на правильные позиции.