Наследие Реформации

31 октября 1517 года Мартин Лютер – монах августинского ордена католической церкви и доктор богословия, прибил к дверям Замковой церкви г. Виттенберг (Германия) свои «95 тезисов».  Именно этот день принято считать началом Христианской реформации, которая спровоцировала цепную реакцию, положившую начало новой вехе в истории Христианской церкви в мире. Прошедший 2017 год знаменателен тем, что именно в этом году по всему Христианскому миру прошло празднование 500-ой годовщины начала Реформации.

Наверное, многие слышали историю о «95 тезисах» Лютера, но мало кто знает в чем было наследие реформации, последовавшей за этим.

Христианская реформация была, по истине, тектоническим изменением и великим действием Божьим. Благодаря ей в мире появилось протестантское направление Христианства, к которому, в том числе, относится и наша церковь «Радость». Чтобы лучше понять суть протеста Лютера и всего происшедшего нам нужно обратиться в историю того времени.

Девиз реформации на Латыни звучит так: Post tenebras lux – переводится «после тьмы свет».

В начале 16-ого века Европа погружена во тьму.

На протяжении многих веков в Европе главенство принадлежит Римской католической церкви. В начале шестнадцатого века в Риме главой католической церкви является папа – Лев X.

В Германии, которая является частью Римской империи в то время, в городе Майнц в церкви влавствует архиепископ Альбрехт, один из 7 электоров (выборщиков) папы римского. Альбрехт известен  симонией, то есть приобретением за деньги церковного сана. Альбрехт был из знатной немецкой семьи Хохензоллерн, которая имела продолжение вплоть до эпохи Наполеона и даже дальше. И вот, Альбрехт приобрел себе чин архиепископа Майнцского. Стоимость этого приобретения была 24 тысячи дукатов. Для тех времен это была просто баснословная сумма. Альбрехту нужен был денежный поток, который бы помог ему оплатить долг в размере 21 тыс дукатов, появившийся у него из-за того,  что он занял эту сумму у немецких финансистов чтобы полученить свой церковный титул. Поэтому, Альбрехт заключает соглашение с Львом X, папой римским, о продаже индульгенций в его княжестве. Лев X дает благословение. Они договорились разделить получаемую прибыль. Таким образом, Лев X получал денежный поток на реновацию базилики Св. Петра в Риме, а Альбрехт – на оплату долга и свои прочие нужды. Информация об этой сделке стала известна намного позже того, как она была заключена.

Возникает вопрос: что такое индульгенции, и как проходила их продажа?

Многие думают, что продажа индульгенций это продажа спасения. Но это – ошибочное мнение. Индульгенции даже можно получить в настоящее время, хотя не за деньги. Они имеют отношения к католической церкви. Для лучшего их понимания мы должны рассмотреть цикл жизни католика. После того как рождался ребенок в католической семье, его крестили. Крещение предназначалось для того, чтобы младенец вошел в «состояние благодати», благодаря которому происходила передача благодати спасения, очищение от первородного греха. Потом, в ходе жизни, когда человек грешил, то он исповедовался перед священником, тот ему отпускал грехи. Отпущение грехов сопровождалось исполнением епитимьи – добровольным самонаказанием, чтобы показать внешнее выражение покаяния.

Индульгенции не отменяют необходимости исповедоваться во грехах, в них каяться. Они имеют конкретную цель – снять с человека требование исполнения епитимьи, посредством которой человек снова был восстанавливается в «состояние благодати». Логика здесь не в том, что вы покупаете это. Все затрачиваемые на индульгенцию средства считаются подаянием или милостыней. Подаяние милостыни – доброе дело. Но что происходило в средневековье: верующие приходили, исповедовались во грехах и им священники назначали выполнить эпитимью в том или ином виде и количестве. При этом, верующий мог сказать: «у меня нет времени это сделать» или «у меня нет возможности это сделать». Такое может быть по ряду причин. Вот в таком случае церковь предлагала индульгенцию. То есть, приобретая индульгенцию, верующий, таким образом, финансировал добрые дела церкви, платил за то, чтобы другие жили жизнью молитвы (это было священство). То есть, вопрос приобретения и продажи индульгенции не был таким же как в обычных коммерческих отношениях, когда мы что-то покупаем или продаем. Но, при этом, конечно, система индульгенций подвергалась злоупотреблениям. Не было каких-то препятствий, предотвращавших эти злоупотребления. Также, для мирян было не понятно где кончалось приобретение индульгенций для того, чтобы освободить душу из чистилища и начиналось приобретение спасения.

То есть, получалось, что приобретение индульгенций было не для того, чтобы попасть на небеса, а для того, чтобы обеспечить свое постоянство пребывания в церкви, дабы не отпасть полностью. Но, опять же, всё это было подвержено злоупотреблениям.

И вот, Альбрехт и Лев X нашли себе человека для продажи индульгенций. Им был Иоганн Тецел. Он и сыграл роль «козла отпущения», некоего злодея. Но стоит подчеркнуть, что в то время было много распродаж индульгенций в разных частях Римской империи и было множество случаев злоупотреблений. Но из-за того, что против этого человека выступил Мартин Лютер, его и стали ассоциировать с злоупотреблением в продаже индульгенций.

При всем при этом, Тецел был очень эффективным «менеджером по продажам». Обычно он путешествовал вместе с антуражем. И когда вся его группа подъезжала к городу или деревне, они пускали впереди себя посланников, возвещавщих по всему городу об их скором прибытии. Они же развешивали листовки о том, что будет продажа индульгенций и призывали жителей подготовиться. После этого в город или дервеню въезжал Тецел с большим крестом, являвшимся знаком, что людям надо собираться для слушания его проповеди. И если местная церковь Тецелу не давала разрешение проповедовать у себя в здании, то он проповедовал на открытых площадях. Тецел хорошо умел делать 2 вещи:

  • Пугать людей чистилищем;
  • Сочинять афоризмы

Поэтому, он читал проповеди, во время которых наводил страх на простых людей, рассказывая им об ужасных мучениях их родственников, находящихся сейчас в чистилище и потом предлагал купить индульгенции, используя, при этом поговорки. Один из таких афоризмов звучал так:

Sobald das Geld im Kasten klingt, die Seele in den Himmel springt

Переводится на Русский так: Монета в кружке лишь зазвенит, — вон из чистилища душа летит.

Позднее, Мартин Лютер об этом упоминул в своих 95 тезисах, т.к. считал это подлежащем осуждению. Также, нужно упомянуть, что в те времена было такое учение, что когда вы покупаете индульгенцию, то делаете это не только для себя, но и для своих умерших родственников. Поэтому, нужно понимать, что предложение о приобретении индульгенций было весьма заманчивым.

В музеях можно видеть среди экспонатов сундуки для сбора денег от покупки индульгенций. И эти сундуки наполнялись деньгами, полученными таким образом – через вымогательство.

Нужно отметить, что кроме Лютера, практика продажи индульгенций не нравилась и многим другим людям. Но все винили Тецела непонимая, что на самом деле происходит. Они считали, что правила нарушает Тецел. К примеру, в Виттенберге, родном месте Лютера, Фредерик Мудрый, герцог Саксонии, будучи влиятельным и высокопоставленным лицом в Римской империи, запретил Тецелу заниматься продажей индульгенций на его землях. Поэтому, Лютер не был единственным, кто возмутился против этих злоупотреблений.

История Лютера, давшего начало реформации 16-ого века, показала, что он изначально не собирался быть реформатором. Так получилось, по стечению обстоятельств, что его протест против злоупотреблений при продаже индульгенций привел к реакции официальной церкви и всем последующим событиям, которые, в свою очередь, привели к началу реформации.

Что же произошло? 31 октября 1517 года, в ночь, Лютер прибил на дверь Замковой церкви в Витенберге свои 95 тезисов. С этого времени начала происходить череда событий, приведших к началу реформации. Посмотрим на них кратко:

В течение нескольких недель 95 тезисов Лютера переведены с латыни на немецкий. Их напечатали и разослали по всей территории Германии. Именно это и спровоцировало ответ католической церкви, посчитавшей, что ей брошен вызов. Интересно, что перевод на немецкий этих тезисов, их распечатывание не было тем, что хотел сделать сам Лютер. Но произошло то, что произошло и из-за этого у него возникли серьезные проблемы. Лютер даже написал письмо, объясняющее суть своих намерений и отправил его архиепископу Майнцскому.  Сам же Альбрехт переслал это письмо папе римскому, в результате чего Лютер оказался в ловушке. Католическая церковь начала оказывать на него давление. Это было сделано через его монашеский орден. Также, они это делали посредством личных встреч кардинала с Лютером. Всё это было удивительным для Лютера, т.к. он не ожидал, что католическая церковь так будет сопротивляться прекращению злоупотреблений с индульгенциями.

В 1519 году в Лейпциге состоялся Лейципгский диспут, в котором Лютер был вынужден защищать свою позицию перед его обвинителем от католической церкви, ее теологом – Иоганном Экк. Экк сделал хитрую вещь – он развернул диспут с Лютером от вопроса по индульгенциям, что поставил перед ним вопрос может ли папа Римский ошибаться / заблуждаться. Лютер подтвердил свою позицию, что папа римский может ошибаться – «Если мне придется выбирать между Библией и папой римским, то я выбираю Библию». Подтвердив свою позицию, Лютер продемонстрировал схожесть своих убеждений с убеждениями Яна Гуса, который тоже заявлял, что папа римский может заблуждаться и, в конце-концов, был признан еретиком и казнен через сожжение на костре.  Слова Лютера: «Ja, Ich bin Hussеite» (Да, я Гуссит – последователь Яна Гуса) были последней каплей, переполнившей чашу терпения католической церкви. Таким образом, в их глазах он подписал себе приговор.

В октябре 1519 года пришла папская булла (постановление с печатью), цель которой была в том, чтобы заставить Лютера ответить на вопросы и, в конце-концов, отречься. Лютер же, насколько нам известно, сжег эту буллу публично на городской площади.

В январе 1520 года приша еще одна официальная булла об отлучении Лютера от церкви. Теперь он был объявлен еретиком. После этого, Лютера подвергают суду. Но делает это не церковь, а государство. Отлучение Лютера – последний вердикт церкви, после которого его передают властям и те, посредством суда, должны были его осудить. Таким образом в 1520 году Лютера вызывают на Вормский рейхстаг, заседание верховного совета Германии, созванное императором Карлом V в городе Вормс. На нем присутствуют курфюрсты — совет имперских князей и совет имперских городов. Вормский рейхстаг – очень высокопоставленный орган. Он управлял большей частью Европы, за исключением Франции и Англии. И Лютер был вызван на это заседание, где его призвали и потребовали от него отречься, на что Лютер ответил своими знаменитыми словами:

«Я не могу отречься и не отрекусь, ибо идти против совести и не правильно и опасно. Поэтому, я не могу поступить по другому, да поможет мне Бог. Аминь.»

Так как у Лютера была особое охранное свидетельство, посредством которого он был вызван в Вормс, он, понимая, что его осудили, в спешке покидает город и направляется в Виттенберг, где по дороге его похищает группа неизвестных вооруженных людей, которые, как выяснилось позже, действуют по указанию Фридриха Саксонского (Мудрого). Таким образом Лютер оказывается в их руках и они, действуя без злого умысла, отвозят его в безопасное место, о котором не знал даже сам Фридрих – в один из его замков в Вартбурге.  Именно там Лютер проходит процесс, в результате которого он оставляет католицизм. Находясь в Вартбурском замке он пишет свои самые важные работы  о Евангелии и о контексте реформации. Более того, там он начинает переводить Новый Завет с Греческого языка на Немецкий. Это было началом работы по переводу всей Библии на немецкий язык, явившимся ключевым действием для реформации.

После Вартбурга Лютер, в конце-концов, возвращается в Виттенберг, где и начинает работу по реформации церкви.

Таким образом, реформация началась с того, что Лютер получил озарение и понял настоящее Евангелие. Лютер увидел фундаментальную разницу в отношении того, как происходит спасение людей в сравнении с тем, что утверждала католическая церковь.

Так началась Реформация. Она оставила в том числе и для нас с вами наследние. Давайте вместе посмотрим в чем оно.

5 столпов Реформации

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

(Рим.1:16,17)

31 октября 1517 года стал особенным днем, о котором будут вспоминать пока изучают историю церкви и пока будет проповедоваться Евангелие. Как мы с вами только что узнали, в этот день Лютер прибил на дверь церкви замка г. Виттенберг свои 95 тезисов, являвшимися жалобами на злоупотребления в католической церкви. Эти 95 тезисов были приглашением к публичному диалогу (дебатам) по теме Евангелия Иисуса Христа. Но прежде, чем Лютер понял что произошло, эти 95 тезисов были сняты его учениками, и размножены посредством типографской печати, и распространены по всей Германии и, затем, и по всей Европе. Результатом этого стала Протестантская Реформация. Она была протестом против теологических злоупотреблений  Римской католической церкви, исказившей настоящее Евангелие Иисуса Христа. Реформация, на самом деле, была революцей. Она навсегда изменила Западный мир и через него – весь остальной. Протестантская Реформация имела неизгладимое воздействие на все аспекты мира – на общественном уровне, в политике, на экономическом уровне, в образовании. Но более всего, эффект Реформации был заметен на религиозном уровне – произошло изменение в плане проповеди Слова Божьего и произошло восстановление истины Евангелия Иисуса Христа. После 1000 лет тьмы, окутавшей церковь, за редкими исключениями, вдруг, истина Слова Божьего вышла на первый план в общественном обсуждении. Библия, вдруг, стала вопросом дня. Христианское учение стало, вдруг, фокусной точкой для великих умов в Европе. И темные века уступили место всепроникающему свету Слова Божьего. Post tenebras lux – после тьмы свет. Церковь изменилась, общество пробудилось. В результате Реформации настоящее Евангелие Иисуса Христа было восстановлено. Жизнь церкви была реформирована и она снова забила ключом. Слово Божье было переведно на понятный язык многих народов. Появились христианские школы, началась проповедь настоящего Евангелия. Современное миссионерское служение было запущено в действие. Библию стали изучать как не изучали ранее в истории. Были написаны прекрасные комментарии. Были открыты семинарии. В церкви появилось конгрегационное пение. Бесчисленные по количеству толпы людей вошли в Царство Божье. И все это было результатом Протестантской Реформации. И всё это произошло потому, что Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери церкви в г. Виттенберг в Германии.

Что же было на самом деле в серце Реформации? Какие проблемы привели к этой революции?

Центральной темой Реформации было Пять Положений Реформации, ставших основополагающей чертой всего Реформаторского Движения. На Латыни, слово «Положение» — Sola, переводится как нечто единственное. То есть, можно сказать, что это — пять единственных и самых важных моментов, определивших суть Реформации. Именно они вернули церковь назад к настоящему Евангелию. И пока Бог будет продолжать строить церковь, эти Пять Положений будут являться основанием, на котором Его церковь будет строиться.

Эти положения имеют свои названия на Латыни:

Sola Fide – Только Верою

Sola Scriptura – Только Писание

Solus Christus – Только Христос

Sola Gratia – Только Благодатью

Soli Deo Gloria – Только Богу Слава

Вот эти 5 Solae и определили Протестанстскую Реформацию. Сегодня мы подробнее рассмотрим каждое из этих положений. Посмотрим в контексте жизни Мартина Лютера, посредством которого Бог дал начало Протестантской Реформации.

1) Sola Fide. Только Верою.

Этот принцип или положение является ключевым в плане Евангелия Иисуса Христа. В нем основая суть Евангелия. В нем сердце Евангелия. Это – ключевое библейское учение, что спасение приходит ко грешнику исключительно посредством веры. Или как написано в послании Римлянам – оправдание только по вере. Другими словами можно вопрос поставить так: что мне нужно сделать чтобы спастись? Нет более важного вопроса, на который церковь должна дать корректный ответ. Для Лютера именно этот вопрос был источником борьбы в его ранние годы. В июле 1505 года он чуть не погиб от удара молнии. Он попал в грозу и рядом с ним произошел мощный грозовой разряд – молния ударила в землю. Лютер настолько испугался этого являения, что громко взмолился к Святой Анне со словами помочь ему выжить и пообещал ей, что станет монахом. Бог сохранил ему жизнь. И прямо на следующей неделе после этого события Лютер пошел в монастырь дабы исполнить свое обещание и начать зарабатывать себе вечное спасение посредством добрых дел. Молодой Лютер молился, постился, наказывал свою плоть, спал без одеяла, спал даже на улице когда шел снег, лишил себя всех удобств, и чувствовал, что чем больше он наносил удары своему телу, чем больше он смирял его, наказывая себя, тем большую похвалу он заслуживал у Бога. Тем не менее, через все это, его чувство вины из-за греха только усиливалось. Он не чувствовал, что становился ближе к Богу. Наоборот, он чувствовал как удаляется от Бога дальше и дальше при всех своих усилиях заслужить Его благоволение. Лютер позже говорил, что если бы монах мог попасть на небеса посредством своего монашества, то он бы, точно, попал. Лютер собирался исполнением закона достичь совершенства и благоволения Божьего, но чем больше это делал тем больше понимал насколько недостижимо было это совершенство. Он только чувствовал Божий гнев, но никогда не ощущал Божьей любви. В ноябре 1510 года Лютер направился в поломничество в Рим, чем думал обрести спасение. Он собирался поклониться мощам, посетить мессу, множество раз повторить молитву Господню, посетить святые места, купить индульгенции. И когда он это все выполнил, в его душе так и не появился мир со Святым Богом на небесах. В следующий год, 1511-ый, Лютер был переведен Августинским Орденом в Виттенберг. И там он продолжил поиск спасения. Он исповедовался во грехе иногда по 6 часов в день, стоя, при этом, на коленях. Но и после этого не чувствовал себя приблизившимся к Богу. Через 2 года после этого, в 1513 году Лютер стал преподавать Слово Божье, получив степень доктора богословия. В этом году он полностью от начала до конца преподал книгу Псалмов. В 1514 году – послание Римлянам. В 1516 году – послание Галатам. И чем больше он изучал Писание, тем меньше было мира и покоя в его душе по мере того, как он своими усилиями пытался достичь совершенства перед Богом и заслужить его благоволение. И потом, у Лютера случилось особое переживание, о котором он позже писал:

«Я очень хотел понять послание апостола Павла к Римлянам. И ничего не мешало мне, кроме одного  — праведности Божьей, т.к. я понимал, что она означает справедливость, т.к. Бог – справедлив и праведен и он наказывает неправедных справедливо. У меня как раз была такая ситуация. Хотя я был безупречным в моем монашестве, я был перед Богом грешником с неспокойной совестью, и без уверенности, что мои заслуги помогут мне. Поэтому я не любил праведного и гневающегося Бога, но ненавидел Его и против него роптал. При этом, я продолжал держаться за послание апостола Павла и очень хотел понять, что он имел в виду в нем. День и ночь я рассуждал до тех пор, пока я не увидел связи между праведностью Божьей и  словами «праведный верой жив будет». Тогда я понял, что праведность Божья есть та, которой через благодать и по чистой милости Бог оправдывает нас по вере. И тогда я почувствовал себя рожденным снова и зашедшим через открытые врата в рай. Все Писание, вдруг, открылось мне в новом смысле. Раньше меня праведность Божья наполняла ненавистью, сейчас же она стала для меня невыразимо приятной и весьма любимой. Отрывок послания Павла стал для меня вратами в небеса.»

Лютер сказал, что «если у тебя есть вера, что Христос – твой спаситель, то она открывает тебе сердце и волю Божью, чтобы ты познал Его благодать и смотрел на Его отцовское сердце, в котором нет более гнева». Посредством изучения послания к Римлянам Лютер увидел, что праведность Божья есть не награда для тех, кто стремится к совершенству, а дар для виновных, получаемый через смерть Христа всем, кто приходит верой к Господу, смиряется, кается в своих грехах и верит в Господа Иисуса Христа. Лютер говорил, что эта праведность Божья для нас чужда, нам не присуща. Она вне грешника. И она должна прийти как дар от Бога грешнику. Она дается грешнику, который начинает веровать в Иисуса Христа. И через это простое открытие, истина единственного спасительного Евангелия Иисуса Христа была восстановлена в церкви и попала в самый центр общественных дебатов. Реформация была восстановлением Евангелия веры только во Христа. Она была отречением от любый добрых дел, как способа заслужить благоволение Божье. Она была отречением от всех людских усилий заслужить благоволение Божье своими делами. И она была объявлением, о том, что праведность перед Богом достигается только делами Христа и она дается нам бесплатным даром, принимаемым исключительно верою. Это – единственное истинное Евангелие в этом мире. Оно есть Евангелие Божье и нет другого, посредством которого бы грешники могли бы спастись кроме как через единственную веру в единственного Христа.

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

(Рим.3:21-22)

Апостол Павел абсолютно ясно говорит, что нет праведности Божей, которую бы мог получить грешник через соблюдение закона. Потому что мы все согрешили и лишены славый Божьей. (Рим. 3:23). Только через веру во Христа, не через ритуал или церемонии, мы получаем праведность Божью. Далее в той же главе Павел пишет:

потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

(Рим.3:30)

Обрезан ли человек, или необрезан не имеет значения в плане нашей позиции в отношении к Богу. Обрезание здесь есть представление религиозного ритуала или церемонии. Спасает только вера во Христа, только в Него. Это и была первая Sola Реформации. В течение тысячи лет эта истина, в большинстве своем, была сокрыта от церкви. Особенно, в католической церкви, Евангелие Христа было извращено, изменено. Несмотря на то, что в темные века всегда был остаток верующих спасенных людей, именно во времена Лютера Евангелие снова было восстановлено и стало в центре общественного внимания и обсуждения, что повлияло на всю церковь. Поэтому, Реформация, прежде всего, это Sola Fide – спасение только посредством веры, без каких-либо дел.

2) Solus Christus. Только Христос.

Этот постулат идет ещё дальше и заявляет, что только Христос должен быть центром нашей веры. Потому что только Христос, через Его смерть на кресте, обеспечил нам единственно достаточное искупление, чтобы покрыть наши грехи. После публикации своих 95 тезисов, Лютеру пришлось выступать на различных дебатах с разными церковными служителями. В апреле 1518 года был организован диспут в городе Хайдельберг. В октябре того же года, Лютер был в Аугсбурге, где встретился с кардиналом Томасом Кажетаном, одним из высокопоставленных представителей Рима, для проверки своего учения. Вопрос был в Евангелии Христа. В июле 1519 года Лютер был на дебатах  с Иоханном Экк в Лейпциге. В октябре 1520 года папа римский выпустил буллу против Лютера. Булла, как я указывал ранее, является постановлением, заверенным печатью. Эта булла требовала, чтобы Лютер отрекся или был готов к последствиям  — отлучению от Римской католической церкви. И посреди этой огненной бури, когда папа римский выпустил буллу, Лютер написал три важных книги, одна из которых называлась «Вавилонское пленение церкви». В этой книге он атаковал одную из главных вещей в католицизме – священство. Он атаковал сакраментальную систему, приводящую в подчинение священнику каждое действие в церкви. Именно эту священническую систему Лютер показывает как «вавилонский плен церкви» и сам Рим как «вавилонскую блудницу». Рим установил семь таинств, посредством которых Божья благодать, Божье благоволение, Божьи заслуги, были достижимы. И тот, кто хотел иметь Божье благоволение должен был участвовать в этих таинствах. Первое из них – младенческое крещение. Второе – конфирмация в подростковом возрасте. Третье – заключение брака уже будучи взрослым. Четвертое – предсмертные страдания. Далее – участие в мессе в течение своей жизни. Потом – епитимья, которую нужно получить от священника после исповедания своих грехов. И все эти таинства рассматривались как средства благодати. Средства, через которые спасительная благодать приходила от Бога к грешнику. Она приходила через младенческое крещение, через конфирмацию, заключение брака, предсмертные страдания, участие в мессе и исповедании греха священнику. Каждое из этих таинств сообщало благодать грешнику. Лютер же атаковал само зло священства. Он атаковал искажение Евангелия Христа существовавшее в служении священства. Лютер, изучив Библию, сказал «нет!». Вся спасительная благодать происходит прямиком от Христа вне зависимости от священства и вне зависимости от системы таинств, вне зависимости от всех ритуалов. Спасительная благодать приходит только прямиком от Христа. Лютер говорил: «только крест является нашим богословием». Поэтому, верующие должны обращаться прямиком ко Христу, но не к людям и не к священникам, и не к системе, не к церкви. Вино и хлеб не становятся настоящей субстанцией тела и крови Христовой. И после этих заявлений вся римская система покатилась под откос. Священство, месса, католическая церковь как единственно обладающая спасительной благодатью, стали испаряться как утренняя роса, когда Лютер начал проповедовать крест Христов, также как и другие реформаторы. Они учили, что спасительная благодать приходит к каждому верующему прямиком и сразу от самого Христа, а не через каких-либо посредников, включая священников или самого папу римского. Они учили, что каждый грешник должен обращаться прямиком ко Христу и исповедовать свои грехи и верить в Господа Иисуса Христа, т.к. только Христос является посредником между людьми и Богом. В конце своей жизни Лютер сказал: «Я учил вас Христу в чистоте, простоте и без искажения.» Далее он сказал, что каждый, кто верует во Иисуса Христа является священником Богу, имеющим прямой доступ к престолу Божьему на небесах. Нет необходимости обращаться к Деве Марии, чтобы она ходатайствовала перед Богом. Нет необходимости обращаться к папе римскому или священнику, но каждый верующий в Иисуса Христа стал священником в царствии Божьем с прямым доступом к престолу благодати.

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

(1Пет.2:9)

Нет другого священства, кроме как священства каждого, кто является частью Тела Христа.

и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

(Откр.1:6)

Это говорит нам о том, что каждый рожденный свыше верующий является священником Богу и не имеет нужды в каком-либо другом священнике, чтобы он приводил его к Богу, т.к. он сам является сыном и дочерью в семье Божьей и имеет прямой доступ к Всевышнему. Всякие помехи этому должны нами рассматриваться как нарушение чистоты Евангелия Иисуса Христа. Лютер говорил: «В этом тайна, богатая Божественной благодатью для грешников, посредством которой, чудный обмен произошел – наши грехи уже стали не нашими, но Христа, и праведность Христа стала не только Его, но и нашей.» Он говорит об обмене, произошедшем на кресте, на котором весь мой грех был возложен на Иисуса и Его совершенная праведность теперь возложена на меня и вменена мне. Он получил мое худшее, я получил Его лучшее. В этом – чудесная замена на кресте. Лютер далее говорит, что Христос опустошил себя в плане праведности, чтобы нас в неё облечь и наполнить нас ею. И Он взял наше зло на себя, чтобы нас освободить. В этом – суть настоящего Евангелия Иисуса Христа, что спасение приходит только по вере только во Христа. Только по вере, вне всякого крещения, каких-либо человеческих усилий, какого либо членства в церкви, только во Христе, без всяких священников, пап римских, каких-либо религиозных лидеров, но только по вере только во Христа. Именно в этом – настоящее Евангелие Иисуса Христа.

Есть и третья Sola Реформации:

3) Sola Scriptura. Только Слово Божье.

Только Слово Божье стало авторитетом в церкви Божьей. Во дни Лютера власть или авторитет в средневековой церкви находилась исключительно в руках папы римского. Только он, согласно постановлению церкви, имел власть толковать Писание. Только папа римский имел власть трактовать церковную традицию. Только папа римский имел власть толковать послания отцов церкви, решения соборов церкви. Только папа Римский имел ключи от Царста Божьего и мог позволить в него войти или же не позволить в него войти. Церковь заявляла, что только папа римский имел право формулировать новые доктрины (учение) и только папа римский имел право выдавать индульгенции и отпускать или прощать грехи за определенную цену. Однако, Лютер атаковал эту ересь в лоб. Он заявил, что в церкви единственную власть имеет Священное Писание. Лютер учил, что финальный авторитет и власть должна принадлежать записанному Слову Божьему. В июле 1519 года на Лейпцигском Диспуте Лютер сказал Иоханну Экк, который был послан Римской католической церковью чтобы противостоять Лютеру в ходе дебатов и утвердить позицию церкви. В этом диспуте, Иоханн Экк атаковал Лютера в том, что он не поддерживат власть папы римского. В ответ Лютер сказал: «Простолюдине, вооруженному Писанием больше доверия, чем папе римскому или церковному синоду без Писания. Что касается постановлений церкви, то заявляю, что ни папа римский, ни церковь не может устанавливать предмет веры. Он должен быть взят из Писания. Ради Священного Писания мы должны отвергнуть папу римского и синоды». Можете представить как на это отреагировал папа римский? В октябре 1520 г папа римский выпустил буллу, осуждающую Лютера и его работы и требующую чтобы он отрёкся в течение 60 дней. Лютер же вызывающе отказался сжигать свои работы и вместо этого публично сжег папскую буллу. Лютер заявил, что эта булла осуждает самого Христа. Пусть же будет осужден сам папа римский, а Слову Божьему пусть будет честь. В апреле 1521 года Лютер был вызван в г. Вормс на заседание Рейхстага — ассамблеи немецкого народа, и там перед императором священной Римской империи, Карлом V и перед всей ассамблеей немецких князей, представителей церкви, Лютер был подвергнут допросу, и от него официально потребовали отречься от всех его работ. Архиепископ Трирский Рихард фон Грайфенклау цу Воллардс спросил Лютера: «Мартин, как ты мог предположить, что ты один понимаешь значение Писания? Ты ставишь свое мнение выше многих знаменитых людей и говоришь, что ты знаешь больше чем они? Ты не имеешь никакого права ставить  под сомнение святую веру, установленную Христом, провозглашенную по всему миру Апостолами, запечатанную красной кровью мучеников, подтвержденную священными синодами, определенную церковью, в которую верили все наши отцы и которую передали нам как наследие и которую сейчам нам запрещает папа римский и император обсуждать до бесконечности». В конце, архиепископ сказал Лютеру следующее: «На Рейхстаге г. Вормс я спрашиваю тебя, Лютер, отвечай правдиво, отказываешься ли ты от своих книг или не делаешь это, и от всех заблуждений, написанных в них?» И Лютер, понимая, что его жизнь зависит от того, как он ответит, сказал: «Так как Ваше Величество желает получить простой ответ, то я отвечу: если меня не убедит Писание или простой здравый смысл, я не принимаю власть папы римского или синодов, так как они противоречили друг другу. Совесть моя связана Словом Божьим. Я не могу отречься и не отрекусь, так как идти против совести не правильно и небезопасно. Вот, я перед вами стою, и не могу сделать иного. Да поможет мне Бог. Аминь».

Согласно слов Лютера, вера в церковь не должна основываться на папе римском, синодах, священстве, не на здравом смысле, логике или интуиции, на новом откровении. Вся власть в церкви находится на страницах записанного Слова Божьего и его здравого толкования. Именно в этом была суть реформации. Она была в том, чтобы церковь вернулась к единственной власти Священного Писания и ничьей больше. Это определило реформацию.

Есть также и четвертая Sola.

4) Sola Gratia. Только Благодать.

В этом был четвертый постулат реформации. И суть была в том, что спасительная благодать есть суверенная благодать от Бога. В 1524 году человек по имени Эразм Роттердамский опубликовал книгу, которая содержала нападки на Лютера. Через 7 лет после 95 тезисов Эразм, собирая информацию чтобы атаковать Лютера, выбрал из всех моментов  — свободу воли человека. Название книги – «Обсуждение свободы воли». Для большинства было сюрпризом, что из всех вопросов, по которым Эразм мог напасть на Лютера – таинства церкви, оправдание грешника, власть церкви, Писание,  он выбрал вопрос свободы воли. Эразм атаковал понимание Лютера воздействие греха на человеческую волю. Лютер ответил Эразму своей книгой, которая стала классикой – «О рабстве воли». В ней он написал в предисловии к цитате слова Эразма: «Ты один атаковал настоящее дело, важный вопрос». Он похвалил Эразма за то, что тот не стал тратить свое время на переферийные вопросы, но затронул самое животрепещущее. Лютер пишет: «Эразм, ты не беспокоил меня всеми этими посторонними вопросами о папстве, чистилище, индульгенциях и подобных мелочах (зачем бы тебе тратить моё время зря?), и вместо этого защищать власть Писания и власть Иисуса Христа. Как невозможно было бы кому-то защитить папство из Писания, или чистилище, или продажу прощения грехов через индульгенции. Спасибо, Эразм, что не стал тратить моё время! Но ты, вместо этого, выбрал вопрос, относящийся к тому, из-за чего разные люди ищут моей крови до сего дня.Ты и только ты, Эразм, увидел стержень, на котором всё висит и движется, и нацелился на живое место.За это я тебя сердечно благодарю. Потому что мне большее удовлетворение даёт когда я разбираюсь с настоящим вопросом.» Для Лютера это был ключевой вопрос. От этого вопроса зависело будет ли Христианство религией только благодати или же не только благодати. Будет ли оно отчасти от человека и отчасти от Бога, должен ли Бог дать благодать, а человек дать веру, так чтобы человек теперь стал своим собственным спасителем отчасти, чтобы человек спасал себя также как спасает его Бог через то, что человек должен дать свою веру и Бог – благодать. И по словам Лютера, на этом вопросе всё зиждется и вращается как на дверной петли. И вопрос в том, что Бог не только даёт грешнику прощение грехов через благодать, но Бог, также, дает и дар спасительной веры и дар благодати, и что человек ничего не даёт своему спасению, и что Бог даёт и Альфу и Омегу Его спасения, и что Бог есть исключительно Спаситель потерянных грешников, дающий всё необходимое для спасения – и благодать и веру. Когда Лютер и реформаторы говорили о Sola Gratia (только благодатью), они это вынесли из Писания. Так как они все были людьми Слова Божьего, они подчинили свои жизни власти Писания и верили, что когда Священное Писание говорит что-либо, это говорит сам Бог. И в своем Слове, Бог говорит предельно ясно, что спасительная вера есть дар Божий, который Он дает избранным Им людям в нужное время. Всё происходит от благодати, даже наша вера.

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

(Еф.2:8)

Что значит «сие не от вас» и что есть «Божий дар»? Это не только благодать праведности Божьей и благодать прощения во Христе, но «Божий дар» также и сама вера, которая должна быть дана грешнику, чтобы он поверил во Христа. Лютер поддержал не «загрязненную» благодать, а «чистую» благодать. Не ту, что является результатом дел, так чтобы никто не хвалился.

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,

(1Кор.1:30)

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

(Иоан.15:16)

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

(1Иоан.4:10)

потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него

(Фил.1:29)

Лютер и реформаторы чётко и точно понимали, что даже вера, которой верует грешник во Христа Иисуса есть вера, которую Бог дает и которой он спасается. Поэтому, в этом плане, и Альфа и Омега всего, что требуется для спасения обеспечивается полностью благодатью Божьей и мы ничего не добавляем для нашего спасения, кроме того, что взываем к Нему посредством веры, которую Он один нам дает. И мы целиком зависим от Него.

Реформаторы 16-ого века — Лютер, Кальвин, Цвингли, Бусер, Биза и другие все верили и учили принципу Sola Gratia. И для них, благодать Божья всегда являлась благодатью суверенной.

Пятая и финальная Sola:

5) Soli Deo gloria (только Богу одному слава)

Лютер с особым рвением стремился прославлять Бога в каждой сфере жизни. Он стремился чтобы любое учение, любая доктрина приносила славу Богу. И Лютер понимал следующее: любое отступление от принципов «Только Писание», «Только Благодатью», «Только верой», «Только Христом» приведет к обкрадыванию Бога в плане Его славы. Нет более серьезного обвинения против человеческой души, чем если вы будете обвинены в обкрадывании Бога в плане Его славы. Это обвинение, которое страшно само по себе, если Бог скажет нам, что мы Его обкрадывали в плане славы. Единственный способ не обкрадывать Бога в плане Его славы в том, чтобы все эти предыдущие 4 Solas были чётко внедрены в жизнь церкви, стали её неотъемлемой частью. Другими словами, Бог получает славу через Sola Scriptura, когда церковь устанавливает Писание как единственный источник власти в ней. И смотреть на папу римского, на священников, на синоды вместо Писания это обкрадывать Бога в Его славе. Бог прославляется только когда церковь смотрит только на Его Слово и только Христос устанавливает славу Божью:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

(Рим.5:6)

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:16)

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,

(1Тим.2:5-6)

Бог прославляется через труд, который совершил Его Сын Иисус Христос на кресте. Иисус сказал:

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

(Иоан.12:32)

Всё, что люди добавляют к эксклюзивности смерти Иисуса Христа и все, кто заявляет о том, что смерть Христа не была финальной, достаточной для того, чтобы искупить от греха, атакуют славу Божью. И если церковь заявляет, что смерть Христа является недостаточной для искупления и примирения с Богом и что сейчас Иисус на небесах продолжает проливать свою кровь и что во время католической мессы вино становится кровью Христа, и хлеб становится телом Христа в буквальном смысле, то она обкрадывает Бога в Его славе, Бога, который отдал Своег Сына как единственную достаточную Жертву за грешников. Его Сын возгласил на кресте «Совершилось!». Добавлять что-либо к смерти Христа есть прямая атака на славу Божью. Ибо Бог обеспечил агнца на заклание.

Реформаторы понимали, что только вера принесёт славу Божью. И все, что может быть добавлено к единственной вере будет осквернением славы Божьей. И если человек добавит свою религиозность, свои жалкие дела к тому, чтобы получить одобрение Божье, то это будет пренебрежением Божьей славы. И то же  самое можно сказать про благодать. Лютер и реформаторы понимали, что если церковь будет учить что у людей свободная воля, что она не порабощена грехом, что воля человеческая не мертвая в отношении Бога, хотя человек во грехах и преступлениях, и что человек имеет свободу действовать самостоятельно без сверхъестественной благодати от нашего Господа на небесах, то это будет осквернением славы Божьей. Они относились к этому очень серьезно в отличие от многих наших современников. Реформаторы были те, кто проповедовал не свободу воли человека, а свободу воли Всемогущего Бога. И они проповедовали, что все люди, без исключения, являются рабами греха до того момента времени, пока Бог, по Его воле, не даст им спасительную веру и покаяние и через чудо рождения свыше и не сделает возрожденными для упования живого (1 Пет. 1:3).

Soli Deo gloria держится на первых четырех Solas. Бог прославляется только при правильном понимании, что только Писание есть единственная власть в церкви, что только Христос – единственный Спаситель церкви, что только вера – исключительное средство, посредством которого Божья благодать приходит к грешникам, и что только благодать – бесплатный для нас дар Божий, который Бог нам дает не по нашим заслугам и Он милует того, кого хочет помиловать и сострадает тому, кому хочет сострадать, и Он ожесточает того, кого хочет ожесточить.

В этом – суть реформации, в этих пяти Solas.  Именно во времена Реформации церковь вернулась к Слову Божьему как единственной власти и Евангелие стало проповедоваться как не проповедовалось 1000 лет.

От автора:

Молюсь, чтобы Господь дал церкви «Радость» возможность знать и проповедовать настоящее, неискаженное Евангелие Иисуса Христа. Да будем мы той, церковью, которая поддерживат эти пять драгоценных истин, посредством которых Господь уже потряс этот мир. И если Господу будет угодно использовать нас для распространения настоящего Евангелия Иисуса Христа по всему миру, да будем мы к этому готовы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.