Значение слова «покаяние» в последнее время не ясно многим. Но мысль о том, что настоящее покаяние не производит изменения в жизни человека чужда Священному Писанию. Что же Писание говорит нам о покаянии? Какое существует отношение между покаянием и спасением?
1) Покаяние является необходимым элементом для спасения. Человек не может по настоящему уверовать если не покается и не может по настоящему покаяться если не уверует. Покаяние и вера – две стороны монеты, хотя они не являются синонимами. Деян. 11:18 и 2 Пет. 3:9 учат нас, что покаяние необходимо для спасения.
Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
(Деян.11:18)
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
(2Пет.3:9)
Отношение между покаянием и спасительно верой Писание показывает в:
с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
(2Тим.2:25)
2) На Греческом языке Нового Завета покаяние – «метаноя». Оно означает «переменить мысли». Значение этого слова подразумевает ненависть ко греху и раскаяние в нем. Библейское представление о покаянии включает в себя намного больше, чем просто изменение мыслей в отношении греха. Тот, кто кается не продолжает дальше жить во грехе. Покаяние – поворот от греха. Если покаяние настоящее, то оно всегда сопровождается изменением в поведении:
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Лук.3:8)
Хотя печаль о грехе не является еще самим покаянием, оно его сопровождает:
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
(2Кор.7:10)
Настоящее покаяние есть обращение к Богу с просьбой о прощении и освобождении от ношы греха, страха суда и ужаса ада. Настоящее покаяние мы видим в проявлении отношения кающегося грешника:
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Лук.18:13)
Настоящее покаяние не есть лишь корректировка поведения. Настоящее покаяние есть перемена в сердце, перемена целей. Оно неизбежно ведет к изменению поведения.
3) Покаяние не добавляет ничего к спасению по вере. То есть, спасение это не есть «покаяние + вера». Оно есть «раскаивающаяся вера».
Как и вера, покаяние имеет последствия:
- интеллектуальные
- эмоциональные
- волевые
Интеллектуальное последствие покаяния – изменение точки зрения, признание греха как того, что приводит к личной вине, осквернению и беспомощности.
Эмоциональное последствие покаяния – изменение чувств, которое проявляется как печаль в отношении своего греха, совершенного против Святого Бога.
Волевое последствие покаяния – внутреннее отвращение от греха, склонность искать прощения и очищения от греха.
Все эти три элемента отдельно один от другого не дают результата. Покаяние – отклик всей личности, а не только её части.
Представление о том, что спасение возможно без настоящего, искреннего покаяния, которое включает в себя нанависть ко греху появилось только сравнительно недавно.
К примеру, некоторые служители и теологи учат, что:
«Хотя искреннее покаяние может предшествовать спасению, оно не обязательно. И из-за того, что оно не является необходимым для спасения, то оно и не является условием для получения спасения» (Зейн Ходжес). Такой взгляд говорит о спасение только как о неком судебном акте, т.е. заявлении Бога о том, что все требования закона выполнены от имени верующего грешника посредством праведности Иисуса Христа. Получается, что такое одностороннее действие не приводит грешника в правильные взаимоотношения с Богом. То есть, оно предлагает только упрощенную формулу: «Если вопрос лишь просто в том, что мне мне делать чтобы спастись, то ответ – веровать в Господа Иисуса Христа (Деян. 16:31). Если же вопрос шире – как мне быть, чтобы у меня была гармония в отношениях с Богом, то ответ – покаяние перед Богом и верав нашего Господа Иисуса Христа (Деян. 20:21)»
Но мы сначала должны задать такой вопрос: как или почему кто-либо, кто не раскаивается перед Богом вообще будет задавать вопрос «Что мне делать чтобы спастись?». От чего такому человеку вообще спасаться? В каком смысле вообще спасение отдельный вопрос от того, чтобы жить в гармонии с Богом? Возможно ли получить вечное спасение не понимая серьезности своего греха и отчуждения от Бога?
Поэтому, только лишь изменение мыслей в отношении греха, а не поворот на 180 градусов от греха и изменении цели жизни человека. В таком случае, такое «покаяние» есть просто некое интеллектуальное упражнение и не более того. Заметьте, что ненастоящее покаяние отрицает эмоциональный и волевой моменты.
Примеры покаяния в Библии
Если мы посмотрим с вами на то, является ли печаль о грехе покаянием, то увидим что это не так. Яркий пример для нас – Иуда Искариот:
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
(Матф.27:3)
Слово «раскаявшись» в оригинале – метамелефис (μεταμεληθεὶς ) происходит от глагола метамеломаи (μεταμέλομαι) — раскаиваться, сожалеть. Этот глагол состоит из двух частей и лучше всего переводится как испытать изменение в отношении того, что вас заботит после того как вы пережили изменение в эмоциях. Обычно этот глагол переводят как сожаление, т.е. эмоциональное переживание угрызений совести после какого-то действия.
То есть, Иуда испытал сожаление и угрызение совести, но не он не покаялся. Покаяние не есть лишь решение улучшить что-то в своем поведении. Мы все такие обещания себе даем, особенно на новый год и потом их нарушаем. Покаяние однозначно не является эпитимьей, т.е. некоторым наказанием, которое мы себе устанавливаем, чтобы искупить свой грех.
Но, с другой стороны, покаяние не является лишь и чисто интеллектуальным действием. Иуда, действительно, изменил свои мысли после того как предал Иисуса, но он не отвратился от своего греха и не попросил у Господа прощения и не положился на Его милость.
Покаяние не есть лишь изменение в разуме, оно – изменение в сердце.
В контексте рождения свыше, покаяние означает поворот от греха ко Спасителю. Оно есть внутренний отклик, а не лишь внешнее действие. Но его плод будет виден в изменении поведения настоящего верующего (Лк. 3:8).
Если говорить о том, что покаяние и вера – две стороны одной монеты, то надо отметить, что эта монета называется «обращение». Покаяние отвращает человека от греха ко Христу, а вера принимает Его как единственную надежду на спасение. Вот это и означает обращение.
Вера и покаяние, несмотря на то, что имеют различие, тем не менее не происходят отдельно друг от друга. Настоящее покаяние всегда является обратной стороной веры. Настоящая вера обязательно сопровождает настоящее покаяние.
Данный отрывок Ветхого Завета является призывом к обращению и показывает веру в нескольких моментах:
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя.
6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
12 Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
(Ис. 55:1-13)
Заметьте, здесь же в этом отрывке говорится и о покаянии (стих 7).
Как мы можем видеть, вопрос покаяния является моральным, а не лишь интеллектуальным.
Покание призывает не только к перемене мыслей, но и к отвращению от люби ко греху и повороту к Спасителю Христу.
Одно из хороших определений того, что есть настоящее покаяние:
«Радикальное обращение, трансформация натуры, решительное отвращение от зла, решительный поворот к Богу в полном послушании. Обращение – это нечто раз и навсегда. Обратного пути нет и есть только движение вперед по пути теперь выбранному. Оно влияет на всего человека, на то, что является центральным в его жизни и потом, логичным образом, проявляется в его поведении во всякое время и во всяких ситуациях, в его мыслях, словах и поступках. Оно есть безусловный поворот к Богу, безусловный поворот от всего, что противно Богу, не только от того, что есть откровенное зло, но и от того, что делает полное обращение к Богу невозможным. Настоящее покаяние призывает к полной капитуляции перед Богом и полному подчинению воле Божьей. Оно затрагивает все хождение человека, приводя его под божественного господство Христа. Оно несет с собой новые личные взаимоотношения с Богом. Оно пробуждает радостное послушание для жизни согласно Божьей воле».