Учение о возрождении

Автор: | 30/06/2018

Библия описывает естественное состояние каждого человека как жизнь во грехе, вражду с Богом и движение к вечному осуждению. Естественное состояние человека характеризуются следующими чертами:

  • Глупость
  • Непослушание
  • Обман
  • Бунт
  • Беззаконие
  • Духовная слепота
  • Порабощение похоти
  • Зависть
  • Духовная глухота
  • Жестокосердие
  • Неправедность
  • Ненависть к другим и к Богу
  • Невежественность
  • Пустота
  • Злоба
  • Проклятие
  • Кровожадность
  • Разрушительность
  • Несчастье
  • Беспорядочность
  • Отсутствие страха Божьего
  • Отсутствие желания искать Его или знать Его

Каждый человек по природе идолопоклонник, богохульник, несправедливый, черствый, распутный, нечистый, жадный сын Сатаны и сын гнева. Вот такие свойства. Все это можно описать одним словом – смерть.То есть, отсутствие существования в духовном смысле, отсутствие жизни Божьей. В таком состоянии мы находимся по своей природе. В нем мы не способны ничего сделать для Бога, что было бы для Него угодно и приемлемо. Писание говорит, что мы мертвы во своем беззаконии и грехе. Поэтому, для того, чтобы мы ожили требуется действие Божье. Ничто в нас самих не может эту жизнь породить. Как грешники мы абсолютно неспособны взаимодействовать с Богом в нашем невозрожденном состоянии.

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

(Рим.8:7,8)

Спасение не может прийти от самого человека, быть им инициировано. Божье действие нашего спасения начинается с нашего возрождения, через то, что Он дает нам жизнь.

Поэтому, учение о возрождении об этом и говорит. Оно есть наделение нас, мертвых грешников, духовной жизнью. Оно является сугубо действием Божьим по Его воле, в Его благодати и Его силой. Это – божественный дар жизни, который пробуждает нас, производит понимание и с ним приходит покаяние и вера, и жизнь, которая нам дается становится вечной. Этот начальный акт нашего возрождения происходит без нашего участия.

Н.З. показывает 3 аналогии возрождения и новой жизни:

1) Создание

2) Воскресение

3) Рождение

Создание

В нескольких местах о нем речь. К примеру, Гал. 6:15 — новое творение. В 2 Кор. 5:17 – новое творение. Аналогия такая, что показыват, что каждый, кто рождается от Бога не участвует в этом рождении. Тот, кто не существует не может ничего сделать чтобы начать существовать. Бог из ничего создал эту вселенную и он из ничего создает в нас духовную жизнь.

Воскресение

Библия говорит, что Бог не только создает нас, но и воскрешает.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

(Иоан.5:25)

То есть мертвые вдруг начинают слышать и жить. Это – воскресение.

Еф. 2:1 говорит, что Он нас, мертвых по преступлениям и грехам нашим … оживотворил.

Рождение

2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,

(1Пет.1:2,3)

То есть мы рождаемся для живой надежды.

Все эти 3 аналогии показывают невозможность для того, в отношении которого действует эта сила Божья что-либо сделать для своего спасения. То есть, Бог создает нас из небытия. Мы воскресаем из состояния смерти. Мы рождаемся в жизнь, которой прежде у нас никогда не было. И эта жизнь может только прийти от Того, кто ее дает.  До того, как вы сможете отреагировать на Евангелие, до того как вы можете покаяться, до того как вы сможете веровать, до того как сможете исповедовать, вы сначала должны получить жизнь от Бога. И она приходит от Него по Его воле через благодать.

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

(Иак.1:18)

В этом месте мы видим мысль про создание, воскресение, рождение.

Что же есть такое возрождение?

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

(Иак.1:17)

Бог, как творец света физического, сам будучи совершенным и неизменным, производит в нас жизнь.  Он дает свет духовный и нашим сердцам. Он провозглашает этот свет и он появляется, свет и жизнь, которые позволяют нам понять, покаяться и поверить.

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

(2Кор.4:6)

избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

(Кол.1:13)

и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

(Кол.2:13)

Он нас создает. Он нас воскрешает. Он нас рождает. Благодать – Его сила, которой никто не может противостоять. Мы к ней ничего не можем добавить. Возрождение – чисто работа Божья.

Посмотрим послание Титу:

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

(Тит.3:3)

Теперь что нас изменило? Мы что-то с вами сделали? Нет. Ничего не могли сделать.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

(Тит.3:4-8)

Ключевые слова: Он спас нас (стих 5). Если бы Он по Его благости нам не дал жизнь не на основании наших дел, а на основании Его милости, если бы Он нас не омыл и не обновил Духом Святым, если бы Он не излил на нас обильно через Иисуса благословение спасания, включая и оправдание, то мы бы остались как в стихе 3 выше. И это все сделано не без веры (стих 8). Это все произошло через веру, которая тоже есть дело Божье в нас.

Итак, Бог создает из ничего свет, из тьмы без ее помощи, жизнь из смерти без помощи мертвых. Писание везде четко нам говорит, что Бог – единственный источник возрождения нашего, которое, потом, производит в нас веру вместе с покаянием и становится вечной жизнью.Каждое место в Библии в отношении возрождения показывает моноргистическую одностороннюю работу Бога.

Теперь посмотрим иллюстрацию этого в Иоанна гл 3. Это – особое место о возрождении, где Иисус учит о том как оно происходит.

Очень высокопоставленный фарисей, Никодим, приходит к Нему ночью. Он это делает так, чтобы никто не видел из его окружения, т.к. они могут посчитать его нелояльным фарисейству. Мы знаем, что фарисеев объединяла неприязнь к Иисусу. Но у Никодима боль в сердце. Он понимает, что с ним что-то идет не так. Он говорит Иисусу:

Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

(Иоан.3:2)

Для Никодима, как и для других, было очевидно, что никто не мог бы делать то, что делал Иисус, если бы с ним не был Бог. Не было человеческого объяснения чудесам, которые Он совершал. Но не это беспокоит Никодима. Он пришел к Иисусу, потому что он понимал, что сам не является частью Царства Божьего.  Несмотря на то, что Никодим был фарисеем, одним из главных учителей в Израиле, он понимал, что не является частью Царства Божьего. И т.к. он верил, что Иисус от Бога и Бог был с Ним, то он пришел к Нему с вопросом: «Что мне сделать, чтобы попасть в Царство Божье?».  Но вопрос он этот не задал, т.к.  Иисус прочитал его мысли и ответил на этот вопрос Сам.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

(Иоан.3:3)

Какое это имеет отношение к стиху 2? Никакого. Иисус не говорит Никодиму: «Ой, спасибо. Ты точно заметил, Никодим» и т.п. Иисус сразу переходить к сути вопроса. «Никто не увидит Царства Божья если не родится свыше».

Никодим следовал всем религиозным традициям, был законником, делал все эти самоправедные дела, но не знал как попасть в Царство Божье. Он не знал как быть спасенным. И он не знал ничего про рождение свыше. И что мы видим:

Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

(Иоан.3:10)

Т.е. как так, ты самый знаменитый учитель в Израиле и не знаешь базовых вещей о спасении? Получается, вот продвинутый учитель Израилев не может никого привести в Царство, не может привести во спасение, потому что сам его не имеет. Он, как и все остальные фарисеи, слепой вожак слепых. Он невежествен. Но это было непозволительное и непростительное невежество. И слова Иисуса к нему на самом деле дают ответ как попасть в Царство Божье.

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

(Иоан.3:5)

И

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

(Иоан.3:7)

Далее

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

(Иоан.3:6)

То есть, Иисус говорит Никодиму, что он должен быть рожден посредством действия Духа Святого. Но что очень интересно заметить: Иисус не говорит Никодиму как это сделать. И Никодим спрашивает:

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

(Иоан.3:4)

Никодим четко понимает аналогию. Он не дурак. Он подразумевает своим ответом Иисусу следующее:

«Иисус, Ты мне говоришь, что я должен родиться вторично и я ничего для этого сделать не могу. Рождение это то, что происходит с вами без вашей воли. Я не могу вернуться в утробу матери.» Никодим здесь не буквально это подразумевает. Он говорит: «Я понимаю аналогию. Ты мне говоришь, ючто я должен родиться свыше силой Духа. И если это рождение свыше и через Духа, то я не могу его осуществить.» Можно добавить, что нет формулы, по которой можно было бы осуществить это рождение. Вы не рождаете сами себя. Вы не создаете сами себя. Вы не воскрешаете сами себя из мертвых.

Но Иисус продолжает:

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

(Иоан.3:7)

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

(Иоан.3:5)

Вот теперь мы приближаемся к сути проблемы. «Никодим, ты должен родиться от воды и Духа». О чем здесь Иисус говорит? Что Он имеет в виду?

Никодим был учителем в Израиле. Иисус поверить не мог, что Никодим не знает одно из величественных мест Писания – Иезекииля гл. 36. Помните, что Иисус говорит с учителем Израиля, который много изучал Писание:

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.

26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

(Иез.36:25-27)

Вот, в В.З. описывается рождение свыше. Бог обращается к Израилю и говорит, что уберет у них каменное, холодное, неживое сердце и даст им сердце живое. Ключевые слова – «возьму из плоти вашей» и «вложу внутрь вас». Это – обещание Нового Завета для Израиля. Его суверенного действия возрождения. Оно приходит от Бога свыше. Бог тут говорит, что Он воскресит Израиля из мертвых и сделает живым.

Никодим понимал, что ему чего-то не хватает. Ему не хватало жизни. Ему не хватало нового сердца. У него не было Духа Святого. Ему нужно было возрождение. Теперь опять посмотрим Иоанна гл 3:

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

(Иоан.3:6)

ТО есть, Иисус говорит, что обычный человек производит обычное. Обычный никогда не может выйти за рамки своей человеческой обычности. В этом наша проблема. Мы находимся в состоянии смерти когда мы обычные люди. И наша смерть производит только беззаконие и грех. Поэтому, у нас холодное, мертвое, каменное сердце. У нас нет силы создать жизнь. И Бог нам говорит: «Я создам жизнь. Я войду в человека и уберу мертвость, дам вам жизнь и новое сердце, новый Дух. Помещу мой Святой Дух в вас. И вы будете Меня почитать, Мне поклоняться, Меня слушаться.»

Иисус говорит Никодиму: «не удивляйся. Ты должен родиться свыше». Мы кому-нибудь так когда-либо свидетельствовали? Говорили, «ваша проблема в том, что вы – мертвец. И вам нужно новое рождение».  И если вас при этом спрашивают: « И как это мне сделать?» То вы отвечаете: «Вы не можете этот сделать сами».

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

(Иоан.3:8)

Здесь слово «дух» лучше перевести как «ветер». В принципе, в Греческом и в Еврейском это одно и то же слово.

Мы все можем это представить себе: кто контролирует ветер?Никто. Ветер дует там где захочет.

«так бывает со всяким, рожденным от Духа»

Иисус говорит Никодиму: «ты не можешь это контролировать. Дух дает жизнь». Но Иисус не говорит Никодиму как это получить. Он просто ему заявляет, что Никодим мертвый, что ему нужна жизнь. Ему нужно возрождение, воскресение. Ему нужно быть новым творением. Ему нужна вода и Дух. Вода омовения и очищения и Дух, о котором упоминалось в Иезек. 36. И, кстати, Никодим, все это должно произойти с тобой до того, как ты войдешь в Царство Божье. И все это вне твоего контроля.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

(Иоан.3:9)

А Иисус отвечает ему: «Как же ты будучи учителем Израиля такую основную вещь не понимаешь?». Иисус не списывает ему его невежество. И что, это конец их разговора? Нет. Что делать? Ответ в стихе 14:

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

(Иоан.3:14)

Итак что нам делать, когда мы свидетельствуем другим о том, что им нужно рождение свыше? Мы должны вознести Иисуса перед ними. Нужно рассказать о Нем. Рассказать им Евангелие и превознести Христа. Не нужно пытаться манипулировать их сердцем. Это не наша работа. Стих 15 говоорит:

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:15)

Все, что мы можем сделать – вознести перед неверующими Иисуса и призвать человека веровать. И если человек примет и начнет вероварь то будет так:

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Иоан.1:12,13)

Причина, по которой они уверовали в том, что они были рождены свыше. Они получили жизнь от Бога и это было когда они услышали истину.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:16)

Это – все, что мы можем сделать – призвать грешника чтобы он услышал Евангелие и уверовал в него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

(Иоан.3:18)

Поэтому, все, что мы можем сделать – вознести Сына Божьего перед грешниками, рассказать им о кресте и призвать их веровать. Это – наша ответственность. Остальное делает сам Дух Святой.

Суть возрождения – новая жизнь. Источник возрождения – Бог и только Он сам. И Он дает ее кому пожелает. Т.к. мы не знаем, кому Бог желает дать жизнь, мы продолжаем проповедовать Евангелие всем.

Теперь вопрос: как происходит возрождение? Посредством чего?

Тут есть критичный момент:

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

(Иак.1:18)

Бог есть источник возрождения. Он родил нас чем? Словом истины. Жизнь не произошла в вакууме. Она пришла через слышание истины, через слово истины. Что нам делать, когда мы сталкиваемся с очередным «мертвым Никодимом» и говорим ему: «Друг, у тебя есть проблема – ты мертвый. У тебя холодное, каменное, мертвое сердце. Тебе нужно родиться свыше. И это – действие Духа Святого, на что ты абсолютно не влияешь». Потом что нам еще сказать? Потом вы рассказываете ему о славе Иисуса Христа и призываете его довериться Ему и поверить Ему. И в этом, вы делитесь с ним Словом Истины. Что есть это «Слово Истины»? Посмотрим Ефесянам:

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

(Еф.1:13)

Павел говори, что слово истины есть Евангелие спасения.  Спасение приходит через Евангелие.

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,

(Кол.1:5)

Тут – то же самое. Мы не можем дать духовную жизнь человеку, но мы можем дать Евангелие и Дух Святой может дать жизнь тем, кому желает, когда мы делимся с ними истиной. Вот такое удивительное дело: Бог делает Его дело, когда мы с ответственностью провозглашаем Его истину – Евангелие.

Посмотрим что говорит Петр:

как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.

(1Пет.1:23)

И что это за Слово?

но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

(1Петр.1:25)

Бог посредством Его Святого Духа возрождает и дает жизнь избранным Им когда они слышат Евангелие. Мы не знаем кто это. Если посмотреть на Иоанна 3:8, то мы видим, что ветер приходит и уходит и дует там, где можно сказать пожелает. Также и Дух Святой. Мы не знаем где Он произведет действие, поэтому, проповедуем Евангелие всем, призываем грешников уверовать. Истина – критический элемент для спасения. Посмотрим Римлянам гл. 10:

1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

(Рим.10:1,2)

Что мы здесь видим: невежество Израиля. Павел желает и молится, чтобы они спаслись. У них есть ревность по Богу, но не по рассуждению. Они не знают. На самом деле, стих 3 говорит, что они невежественны. Они не могут спастись потому что невежественны. Они невежественны в отношении праведности Божьей. Они невежественны в отношении своей греховности, поэтому пытаются свою самоправедность установить. Они невежественны (стих 4) по поводу того, что Христос – исполнение закона, который снимает наказание со всех, кто в Него верит. Поэтому, они не понимают праведность Божью. Они не понимают Его святой характер. Они не понимают насколько они грешные. Они не понимают дело Христово и не понимают, что спасение для тех, кто верует. Они, также, не понимают, что для их спасения они должны исповедовать устами Иисуса Господом и веровать сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых. Они не понимают, что праведность идет не от дел, а от веры. Они не понимают, что нет разницы евреи или греки, все, кто призовет имя Господне спасется.

Можно подвести здесь черту, что несмотря на то, что собирается сделать Дух Святой, оно не может быть сделано, т.к. жизнь не может прийти до тех пор, пока они не понимают истину. Поэтому стих 13 в этой главе говорит, что всякий, кто призовет имя Господне спасется. И стих 14 говорит:

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

(Рим.10:14)

Нельзя призывать того, в кого не веруешь. Как можно веровать в того, о ком не слышал? Как им веровать если они не знают во что именно нужно верить? И как им услышать то, что является истиной без кого? Без проповедника. И как им проповедовать если они не посланы Богом? Видите, все зиждется на том пойдем ли мы или нет проповедовать истину. Поэтому, Исайя говорит:

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»

(Ис.52:7)

Суть в следующем: Дух Святой будет делать свою работу, но Он это не делает без Евангелия и проповедь или провозглашения Евангелия – наше дело. Нас Бог послал. Запомните, никто не уверует без того, чтобы не услышать истину. И мы с вами живем во время, когда люди не интересуются истиной. Они не заинтересованы в чистом Евангелии. Если вы будете проповедовать какое-то «модифицированное» Евангелие, то от вас не будет толку для Царства Божьего. Вы будете в таком случае бесполезны.

К сожалению, сегодня в церкви наблюдается такая ситуация – нет интереса к точности и четкости по поводу истины. Церковь просто хочет говорить, используя «духовные слова», не имеющие смысла. Проблема в том, что у церкви искаженное богословие и искаженное понимание Божьего откровения.

Итак, каким образом происходит возрождение человека? Через Слово Истины. Что нам делать, когда мы сталкиваемся с Никодимами в этом мире? Мы должны сказать им, что им требуется родиться свыше и на это они не влияют, поэтому что это – действие Духа. Но мы должны вознести перед ними Иисуса и призвать их веровать, дать им услышать Слово Истины (Слово Божье), которое есть Евангелие спасения. И те, кто будут его слушать, уверуют и получат спасение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *