Бог — Спаситель всех людей. В каком смысле?

Некоторое время назад я общался с моим другом на тему предопределения Божьего. В ходе нашего общения, я постарался поделиться с ним позицией Священного Писания в отношении предопределения людей ко спасению, но заметил определенное её непонимание. Затруднение вызвало моё утверждение, что если Писание учит, что Бог избирает кого Он спасёт, то это означает, что некоторые из людей являются неизбранными. Соответственно, возникает мысль, что избрать одних и не избрать других для спасения является некой несправедливостью, которая не соответствует характеру Бога как абсолютно справедливого во всём без исключения. Соответственно, мой друг сделал вывод, что Бог даёт человеку возможность покаяться, уверовать и спастись, но человек сам выбирает по своей свободной воле спастись ему или нет.

Такая реакция и такой ход мыслей – не новое явление. Возражение, следующее за такой реакцией имеет эмоциональный характер: «Как Бог может избрать только некоторых, а не всех? Это – несправедливо в отношении тех, кто не избран. Более того, это делает избранных некими роботами без свободной воли, забирает у нас нашу ответственность и возлагает её на Бога». На самом деле, такая реакция является типичной. Павел с ней имеет дело в Рим. 9:19, когда пишет «ты скажешь мне: за что же ещё обвиняет?»

Но несмотря на возникающие эмоции, Библия ещё содержит ряд мест, которые требуют объяснения.

Давайте предположим, что Павел не противоречит ни себе, ни Иоанну (Иоан. 1:13), ни словам Иисуса (Мф. 13:10-12, Иоан. 6:44). Тогда, что имеет в виду Павел, когда заявляет следующее?

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

(1Тим.2:3,4)

Другими словами, если Бог желает, чтобы все люди спаслись, то почему они все не спасаются?

Чтобы ответить на этот вопрос я задам другой: как вы думаете, всегда ли Бог получает то, что Он желает?

К примеру, Бог желает, чтобы вы не сплетничали (Рим. 1:29, Тит. 2:3), не разжигались похотью (1 Ин. 2:16, Кол. 3:5), не были лихоимцами (1 Кор. 6:10), не были нетерпеливыми, сохраняли самообладание (2 Пет. 1:5-6, Гал. 5:23), были довольны своим финансовым положением (1 Тим. 6:6-11), но это не всегда происходит так, как Он желает, не так ли?

Поэтому, следует заметить, что у Бога есть желание/воля, которую Он выражает и есть желание/воля, которую Он осуществляет или предопределяет. Первая воля – та, что Он выразил и открыл, но она не всегда осуществляется. Вторая – Его план, который Он обязательно осуществит. Именно об предопределенной воле Павел говорит в 1 Тим. 2:4, когда описывает желание сердца Божьего в отношении людей: Он желает, чтобы они спаслись через слышание истины. Но, очевидно, при этом, не все люди слышат истину, или даже если слышат, то не принимают её, соответственно, не спасаются. И это происходит не просто так, а по Его предопределению.

Этот момент пытаются люди объяснить 2 способами:

Способ первый. Предположить, что Бог не получает того, что желает, т.к. Он не может нарушить свободную человеческую волю. Но такое заявление не объясняет почему так много людей в мире никогда не слышат истину и не получают шанс уверовать в Него (Мф. 13:10-13). Такой же взгляд противоречит другим местам Писания. К примеру, Рим. 9:10-24.

Способ второй. У Бога есть более чем одно желание, и некоторые желания выше, чем другие. У нас бывают подобные моменты в нашей жизни тоже. К примеру, я желаю, чтобы моя семья периодически отдыхала и развлекалась, но, в то же время, я желаю, чтобы её члены были в безопасности. Мое желание безопасности для их жизни выше, чем моё желание их отдыха и развлечения. Если их развлечения являются опасными для их жизни или здоровья, то я буду действовать так, чтобы предотвратить угрозу их безопасности. На самом деле, у нас у всех есть желания, которые мы преодолеваем в угоду другим, более важным желаниям.

Таким же образом и Бог желает, чтобы все люди знали истину и спаслись. Но Его более высокое желание в том, чтобы продемонстрировать все аспекты Его славы, включая Его святость, справедливость, правосудие, праведный гнев на беззаконие и грех, милость. В этом суть того, о чём пишет Павел в Рим. 9:20-23, где указывает, что Бог «щадит сосуды, готовые к погибели».

При этом, нет ошибки сказать, что Бог желает, чтобы все были спасены.  Конечно, ответ такой не особо утешительный, но зато соответствующий Писанию.

Теперь, если мы посмотрим с вами следующий стих:

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

(1Тим.4:10)

У нас может возникнуть ещё один вопрос: каким образом искупление Христа может быть ограничено только теми, которые были избраны Богом для его получения, при этом, Бог назван «Спасителем всех людей»?

Ответ на этот вопрос «таится» в конце данного стиха – «а наипаче верных». Слово «наипаче» на Греческом μάλιστα (малиста) означает «в особенности» и указывает на подмножество чего-то большего. Это можно видеть в 1 Тим. 5:8 и в 1 Тим. 5:17 где оно также используется.

Каким же образом тогда Бог является Спасителем всех верующих?

Он спасает нас от наших грехов, от Его гнева, от Его осуждения, которое мы заслуживаем, от вечного ада. В этом – особенность спасения верующих. Эта особая благодать была для нас получена посредством искупительной смерти Иисуса Христа. По самой сути, Он спасает нас от Самого Себя в плане от действия Его святости в отношении нас как грешников по натуре.

От чего же тогда Бог спасает верующих? Он избавляет их от немедленных последствий их неверия и бунта против Бога. Каждая наша «льгота», облегчение, удовольствие, безопасность, обеспечение для жизни являются незаслуженными нами благословениями с Его стороны, проявлением Его благости, благодати, милости и любви к верующими и неверующим людям в одинаковой мере.

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

(Матф.5:45)

Неверующие заслуживают немедленную смерть и вечный ад с точки зрения святости Божьей. Но Бог является Спасителем или Избавителем человечества в том, что если бы Он без промедления воздал неверующим то, что они заслуживают, то в этом мире никогда не было бы верующих!

Никто не рождается верующим человеком. Поэтому, причина, по которой кто-либо становится верующим и спасается в особенном смысле от вечного осуждения в том, что Бог сдерживает и откладывает суд над ними по времени с тем, чтобы дать им шанс покаяться и спастись.

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

(2Пет.3:7)

Божья общая благодать, долготерпение, великая благость по отношению к человечеству является инструментом, посредством которого Он приводит к спасению тех, кто уверует.

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

(Рим.2:4)

Таким образом, Бог является Спасителем всего человечества в плане Его снисходительности, долготерпения, ежедневной общей благодати для всех. В то же время, Он является Спасителем в особенном смысле нас верующих, т.к. Он послал Своего Единородного Сына умереть на кресте и принять на себя всё осуждение, которое мы заслужили по праву (Иоан. 3:16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.