Кто такие волхвы с Востока?

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Матф. 2:1-12

Знакомая нам сцена, которую мы часто видим на рождественских открытках – волхвы пришли на поклонение к новорожденному Иисусу. Мы понимаем кто на этой сцене изображен: Мария, Иосиф, сам Иисус, пастухи. Мы знаем, что пастухи были в поле возле Вифлеема, когда появились ангелы и сообщили им о младенце и где Его найти. Но вот вопрос: кто такие волхвы с Востока, пришедшие поклониться младенцу? На языке оригинала Нового Завета слово «волхвы» звучит как «магион» от слова «магос». Улавливаете знакомое звучание? От этого слова в Русском происходит слово «маг». Раз об этих волхвах написано в Евангелии от Матфея, то это должно быть что-то важное для Господа, т.к. Он обеспечил что это описание попало в Священное Писание.

Давайте я сразу кое-какие мифы развенчаю.

Первым делом, волхвы с Востока не были царями, и их было там не три человека, а намного больше. Также, некоторые верят, что волхвы были представителями трех сынов Ноя: Шема, Хама и Яфета, и что их звали Мельхиор, Бальтазар и Каспар. Некоторые верят, что один из волхвов был из Индии, один из Египта и один из Греции. Некоторые верят, что кости этих волхвов были позже обнаружены Св. Еленой и перенесены в Церковь Св. Софии в Константинополь, а потом были перевезены в Милан и теперь их черепа можно там видеть, как реликвии. Но нет абсолютно никаких доказательств этому. Всё это – плоды религиозной фантазии.

Волхвов вряд ли могло быть всего трое. Это правда, что они принесли три типа даров – золото, ладан и смирну. Но их количество нам не известно. Традиция считать, что их трое идет из католической церкви.

Итак, кто эти волхвы и почему они появились?

Ответ на этот вопрос в тексте перед нами. Матф. 2:2 — они заявили Ироду, что пришли поклониться Царю Иудейскому. Это также признал и сам Ирод в стихе 8. Их желание описано опять в стихе 11. Итак, волхвы с Востока – те, кто поклоняются Христу. Они подтвердили своими словами, что родился Царь достоиный поклонения. Таким образом Матфей показывает нам природу родившегося Мессии. Из Матф. 1:1-17 мы уже узнали его генеалогию. Он – царских кровей. Он не просто сын Давида по своей линии, но еще и Сын Божий, как видно из стихов 18-25 1-ой главы. Он был рожден от девственницы. Его тело было создано в утробе Марии самим Богом через Духа Святого. Итак, он царский сын на земле и царский сын на небесах. И тут, к нему пришли на поклон необычные люди. Их ответственность в древнем мире была назначать царей. Они были Ближневосточными царетворцами.

Чтобы понять их роль в античном мире, нам надо сделать экскурс в историю. Для этого нам надо узнать, что из себя представляли эти «маги». И, к счастью, у нас имеется историческая информация. Слово «магион» от слова «магос», которое использовано в данном отрывке, также, имеет свой эквивалент в Еврейском языке Ветхого Завета. И эти люди появляются в В.З. несколько раз. На самом деле слово «маги» нельзя перевести как те, кто имеет дело с магией, т.к. оно является названием племени людей. Маги – просто название племени. Это племя было племенем священников, очень религиозных людей, приобретших большое влияние. Это племя существовало исключительно в древности. Некоторые даже относят его появление ко временам Авраама, когда он ещё был в Уре Халдейском. Племя Магов было кочевым. Не все историки считают, что племя было таким древним, но все соглашаются что оно было древним. Это племя упоминается во времена Вавилонского пленения, а также во времена Мидо-Персидского царства, которое последовало за Вавилонским царством. В обоих царствах Маги занимали очень важные позиции, имели власть и влияние. Они, также, продолжали свою деятельность и во время рождения Христа.

Что они знали про рождение Христа?

Чтобы ответить на этот вопрос нам надо вспомнить, что израильтяне были депортированы в Вавилон и были там в плену. Сначала произошло пленение северного царства — Израиля, и, потом, южного царства — Иуды. Южное царство было перевезено в Вавилон в три волны. В Вавилоне израильтяне находились 70 лет и потом смогли вернуться и снова построить Иерусалим и храм в нем. Но в течение 70 лет проживания в Вавилоне многие израильтяне женились и вышли замуж за местных. Многие остались дальше жить в Вавилоне и не вернулись в Ханаан. Один из оставшихся был Даниил. Он был не только премьер-министром Вавилонского царства. Он продолжал занимать ключевую позицию и в Мидо-Персидском царстве. Даниил был не единственным оставшимся в Вавилоне иудеем. Кроме него было множество других. Некоторые из ближневосточной знати тех времен имели в своем роду иудеев и частично еврейскую кровь. Благодаря рассеянию евреев в той части мира, они принесли туда с собой Ветхий Завет. И они принесли вместе со Священным Писанием пророчества. Мы знаем, что сам Даниил был пророком Божьим. Иезекииль тоже был пророком. Были и другие пророки, служившие во время пленения Израиля.

Маги были потомками Сима. Название их племени сохранилось в течение длительного времени. Только позднее оно приобрело другое значение. Но изначально оно являлось названием племени очень религиозных людей, у которых было особое высокопоставленное священство. Очевидно, они использовали оккультизм, занимались астрономией и астрологией. Огонь в их религии был одним из важнейших элементов поклонения. У них был алтарь, на котором горело «вечное пламя», которое, как они говорили, было ниспослано им с неба. На другом алтаре они сжигали жертвенных животных, используя пламя с первого алтаря. После сжигания жертвенных животных, они поедались поклоняющимися и священниками-Магами. Таким образом у них была система жертвоприношения. Священство у них передавалось по наследству. Они носили с собой специальные палочки для гадания, посредством которых узнавали божью волю. Они верили в наличие нечистых животных, как и верили иудеи. Они верили в суд каждого человека после смерти. Они также не прикасались к мертвым телам, как и евреи. В Вавилонском царстве мы читаем о них как о волхвах. Мы видим их при дворе царя Навуходоносора.

В книге Иеремии, гл. 39 мы также видим их. Там мы встречаемся с человеком по имени Нергал-Шарецер, который назван «начальником магов».

В книге пророка Даниила мы видим Магов в гл. 2 и в гл. 4. Даниил 5:11 говорит нам, что Даниил был сделан главой «тайноведцев» — Магов. Мы видим, что Маги занимались толкованием снов. У Даниила это получалось делать с высокой точностью, т.к. Бог дал ему такую способность. Поэтому, Даниил, будучи связанным с Магами, донес до них истины иудаизма Ветхого Завета. Он сообщил им по поводу того, что в мир должен прийти Мессия. Мессианские пророчества Даниила и других пророков, которых знал Даниил были донесены до этих царетворцев. Они их усвоили и им верили. Поэтому, они пришли поклониться новорожденному Царю. Без сомнения, они радовались факту, о котором им поведал Даниил, о том, что в мир придёт Великий Царь, великий еврейский Монарх, который принесёт божественное царство праведности. Поэтому, Маги хотели быть частью этого события.

Даниил оказал большое влияние на Магов. Из Писания мы знаем, что он даже оказался в затруднительном положении, когда некоторые очень влиятельные придворные донесли на него царю, что он не поклоняется ему, а поклоняется своему Богу. До этого эти придворные повлияли на издание царского указа о том, что те, кто не будет поклоняться царю должны быть брошены в яму со львами. Мы помним историю, что когда Даниил был брошен в яму со львами, то он выжил. Но те, кто всё организовал были не Маги, а региональные правители (сатрапы). Даниил же был главным над Магами, что означает его высокий статус и уважение даже со стороны его врагов.

По ходу времени в тех местах, где находилось Мидо-Персидское царство появилась религия Зороастризм. Считается, что пророк Питама Заратустра, который был основателем этой религии жил на Востоке Ирана ориентировочно между 7-ым и первой половиной 6-ого века до н.э. Заратустра установил в общем-то государственную религию. Она была доисламской религией Ближнего Востока. И она стала государственной религией Персии. Маги её приняли, т.к. это давало им возможность сохранить своё политическое влияние и власть. При этом, реальная религия Магов была гибридом. Их верования смешались с верованиями евреев, поскольку они от них узнали пророчества. Поэтому, под этим влиянием и под влиянием зороастризма у них выработались эклектическая религия. Но среди Магов были те, кто поверил учению иудеев, приведенных в вавилонский плен и теперь находившиеся в рассеянии. Маги обладали такой властью, что никто в Персии на Ближнем Востоке не мог стать правящим монархом если он сначала не изучил их научные и религиозные дисциплины, которые в совокупности назывались законом Мидян и Персов. Об этом законе говорится в книге Есфирь в гл. 1, в книге Даниила в гл. 6. Этот закон являлся мудростью Магов. Скорее всего, Даниил изучил этот закон вместе с его друзьями во время вавилонского плена.

Маги, также, контролировали юриспруденцию в античные времена. Они были комбинацией сената и верховного суда. Среди них выбирались царские судьи, о которых говорится в гл. 1 книги Есфирь. Их роль была в том, чтобы быть противовесом для монархии так, чтобы конечная власть не принадлежала лишь одному деспоту и от этого были бы большие проблемы. Они были теми, кто назначал царей. Никто не мог быть поставлен на царство без их участия. Они были теми, кто контролировал царей насколько это было возможно. Закон Мидян и Персов, учение Магов включало в себя астрономию, математику, естествознание, сельское хозяйство, архитектуру и другие науки.

Нечто подобное было и в жизни Моисея, когда он рос в доме дочери фараона Египта. Как говорит нам Писание, он был наставлен в мудрости Египтян. У Египтян была своя собственная элита так же, как Маги были элитой Ближнего Востока.

И вот Даниил стал предводителем Магов – удивительное событие для иудея. Он правил при разных царях в течение 64 лет (!). Его правление было от Навуходоносора до Кира II Великого. В течение этого времени Даниил не только был верен своему Богу и молился Ему, но и был верен в том, что донёс знания о истинном Боге и пророчества о будущем приходе Мессии и Спасителя в этот мир.

Странно, но факт, что синкретическая религия Магов имела схожие верования с теми, что имелись у иудеев. Каждая из этих религий исповедовала единобожие. Каждая верила в единого Бога и это было в мире, где процветало многобожье. Иудеи и Маги верили в ангелов, верили в демонов, верили в Спасителя. В обоих было наследственное священство, исполнявшее функции посредника между Богом и людьми посредством крови жертвоприношений. И то и другое священство имели большую общественную и политическую власть. Обе религии зависели от сверхъестественного откровения, которое получали священники. Маги и священники получали это откровение посредством некоторой формы прорицания или гадания. Иудейские священники получали откровение посредством того, что Библия называет Урим и Тумим, которые возлагались на наперсник первосвященника. Обе религии заявляли, что обладают пророческим пониманием и пророческой властью. В каждой из этих религий было ожидание Мессии, который должен был прийти в конце времён и принести с собой апокалиптический суд, после которого должен установить Царство Праведности. Таким образом, мы видим схожесть в данных религиях. Поэтому, когда Маги узнали от Даниила и иудеев то, что учит Ветхий Завет в отношении пришествия Мессии, они увидели, как эти вещи перекликаются с тем, чему учила их религия.

Если мы продолжим рассмотрение рождения Христа, то есть другие факты, о которых мы должны знать. Я думаю, мы традиционно представляем себе волхвов с Востока как некоторых добрых старцев, одетых в длинные одежды, путешествующих на верблюдах. Но реальность такая, что волхвы или Маги были из Мидо-Персидской Империи, частью которой был Иран. Эта империя была заклятым врагом Римской Империи. Римская же Империя была массивным монолитом на Западе в то время, когда Мидо-Персидская Империя была массивным монолитом на Востоке.

Между этими империями были войны три раза: в 63 году до н.э., в 55 году до н.э., и в 40 году до н.э. И из-за их местоположения так получалось, что Израиль оказывался в середине конфликта. Интересно, что когда мы читаем книгу Деяний Апостолов, то мы встречаем там двух иудеев – Симона Волхва (гл. 8) и Элиму Волхва (гл. 13), которые, судя по всему, были последователями учения Магов. Это говорит нам о том, что Маги были там не только во времена Христа, но и в последующие годы.

Во времена Христа, Персидско-Парфянское царство на Востоке от Иудеи находится под влиянием Магов, выполнявших роль священства и правительственных чиновников. У них была абсолютная власть назначать царей. Они были царетворцами. Интересно, что ко времени рождения Христа в Парфянском царстве сменилось три царя. При этом, каждый из них был убит. Очевидно, Маги были в курсе того, что происходило, и, скорее всего, находились в поиске следующего достойного преемника царской власти. Учитывая, что они знали пророчества Даниила, и сроки, определённые для прихода Мессии (70 седьмин), возможно, они посчитали количество лет, прошедших от указа царя Артаксеркса до рождения Христа. Поэтому, они направились в Иерусалим.

Теперь, если вы думаете, что их было всего трое, то ошибаетесь. Они приехали со всем своим антуражем. Давайте вспомним, что речь идет о царетворцах громадной империи Ближнего Востока. Разумеется, их приезд был со всем их эскортом и восточной пышностью. Вместе с ними, скорее всего прибыло несколько тысяч воинов-всадников, восседавших на персидских скакунах. Кроме воинов с ними прибыли их слуги, рабы, повара, прочие люди. И вот вся эта группа прибыла в Иерусалим и стала интересоваться, где родился Царь Иудейский. Потом, они, конечно, приехали ко дворцу Ирода, бывшего в то время Царем Иудейским и спросили его (стих 2):

где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

(Мф. 2:2)

И далее мы читаем:

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

(Матф.2:3)

Я думаю, когда волхвы прибыли со всем своим антуражем, Ирод не просто встревожился, а запаниковал. Он был в шоке. Он получил свой титул от римского кесаря Августа путем больших усилий. Его власть распространялась над маленьким клочком земли, находящемся между громадными империями – Римской на Западе и Парфянской на Востоке, имевшими громадные армии и большую военную силу. При чём, эти империи не были в мире друг с другом и периодически между ними возникали кровопролитные конфликты. Во время рождения Христа, Ирод был близок к своей смерти. Ему уже было за 70 лет. После рождения Христа Ирод прожил всего около года.

Римский кесарь Август, который присвоил Ироду титул Царя Иудейского, тоже был в возрасте. Геополитическая ситуация в Риме была такой, что он был уязвим для новой атаки с Востока. Более того, ко времени прибытия Магов в Иерусалим, войско Ирода было где-то ещё, но не в столице Иудеи, что делало Ирода как царя весьма уязвимым. Получилось так, что Ирод был царем без армии на тот момент времени. Это ещё больше ему добавляло тревоги, т.к. он понимал, что мог стать жертвой в ходе четвертой войны между Востоком и Западом.

Но тут мы видим, что волхвы ему говорят (стих 2):

где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

(Мф. 2:2)

Мы видим здесь и сверхъестественные проявления. Соответственно, логично предположить вопрос Магов: «Может ли это быть рождение того Монарха, которого мы все ждали и о котором нам говорил Даниил, того самого еврейского Мессии? И с его приходом, можем ли мы его короновать как Царя и забрать Израиль обратно у Римской империи, а потом и пойти наступлением на неё саму чтобы истребить римлян?»

И вот в Иерусалим въезжает большой антураж, возглавляемый Магами с тем, чтобы определить нового Царя. Можно представить как эта большая группа людей заезжает в город, наполняя его узкие улицы. Среди них едут сами Маги в длинных одеждах и конической формы шляпах, которые являются символом их власти. Всё это приводит Ирода в шоковое состояние. Они ищут нового Царя. Вопрос здесь в суверенитете, а суверенитет может означать начало войны. Разумеется, это может означать потерю Иродам его царского титула. Ирод ощущал себя сидящим на пороховой бочке. Он знал, что жители Иерусалима его не любили, т.к. он поддерживал ими ненавидимый Рим. Они хотели независимости и автономии. Он знал, что у иудеев есть желание его свергнуть и свергнуть гнёт Рима. Поэтому он паниковал. Греческое слово, обозначающее его состояние — ἐταράχθη (етарахте) также использовано в Мф. 14:26:

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

(Матф.14:26)

Понимаете, в каком состоянии находился Ирод, когда Маги появились в Иерусалиме?

Но посреди всего этого, мы видим, что Маги являются благородными, богобоязненными людьми. Они верят в то, что им указано в Ветхом Завете и то, что им рассказал Даниил, будучи их главным предводителем. И вот сцена готова – Вифлеем, Иосиф, Мария, Младенец Иисус, паникующий Ирод; группа высокопоставленных Магов. Таким образом Матфей продолжает повествование событий, последовавших за этим.

Кстати, еще одно популярное заблуждение: Маги прибыли к яслям Иисуса. А куда они прибыли? Стих 11 нам об этом говорит:

и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

(Матф.2:11)

Итак, они прибыли в дом. Это было уже после того, как Иосиф и Мария ушли из хлева и стали жить в каком-то доме. Почему Матфей об этом говорит в его Евангелии? Потому что он хочет нам показать, что Иисус не только является Царем по факту наличия у него царских кровей в роду (Мф.1:1-17), будучи потоком царя Давида, но, также, что Иисус является Царем с точки зрения язычников, которые признают Его право на Царство. Таким образом, Бог показывает нам царственность Господа Иисуса. Он не только имеет царственность будучи потомком Давида, но и Его царственность признается язычниками. Он есть Царь Израиля, но также Он есть Царь царей.

В гл. 1: Иисус заслуживает царских почестей, т.к. Он – сын Давида. Во гл. 2: Он принимает царские почести, но не от Его народа, а от язычников, пришедших издалека. Поэтому, волхвы представляют первый плод из языческих народов и напоминают нам снова, что Бог всегда имел их в своём сердце.

 Давайте посмотрим стих 1: когда же Иисус родился в Вифлееме. Мы видим, что семья уже живет в доме, а не в яслях и во дни Ирода прибыли с Востока волхвы. Вифлеем находится на расстоянии около 10 км на Юг от Иерусалима. В одно время он назывался Ефрафа. Потом – Вифлеем – «дом хлеба», т.к. там были плодородные земли, где выращивали пшеницу. Сам Вифлеем расположен на хребте из известняка. В самой высокой точке он возвышается на 800 м над уровнем моря. У хребта есть 2 вершины с каждого конца. Вифлеем, как бы, расположен в амфитеатре. У города долгая история. В нём Иаков похоронил Рахиль. Там жила Руфь, когда вышла замуж за Воаза. Из Вифлеема, Руфь могла видеть через Иорданскую долину свою родину – Моав. Но более всего, этот город был городом Давида. И Мессия должен был родиться в этом городе, сам будучи потомком Давида. Поэтому, Вифлеем – очень важное место.

Но Маги прибыли не в Вифлеем, а в Иерусалим, где встретились с Иродом. Давайте теперь немного лучше познакомимся с ним самим:

Ирод не был иудеем. Он был Идумеем. При римской оккупации Палестины, Ирод смог показать свою полезность, через что заслужил доверие оккупантов. Когда Рим завоевал Иудею, они назначили там своего прокуратора – Антипатра, который тоже был Идумеем. Антипатру позволили назначить его сына Ирода тетрархом Галилеи в 47 году до н.э. Три раза с Востока приходили войска, и последняя великая битва в Израиле произошла в 40 году до н.э. В это время Ирод бежал в Рим, где попросил поддержки у Римского Сената, по решению которого его назначили Царем Иудеи. Ему дали небольшую армию и вернули назад в Иудею. К 37 г до нашей эры он получил в правление свою землю. При этом, ему потребовалось около 3 лет, чтобы начать править в Иудее. Соответственно, он был царем-марионеткой Рима. И титул царя Иудеи он имел вплоть до своей смерти около 4 г н.э. Вот такая история.

Ирод боролся за свое крохотное, но значимое в определенном смысле, царство. И теперь он оказался в угрожающей ситуации с прибытием волхвов со всем их антуражем с Востока. Иерусалим наполнился слухами о рождении нового царя Иудейского. И это было очень серьезно. Ирод мог представить себе, как фанатики и зелоты начнут восстание против него и римской власти. Он понимает, что должен предпринять какие-то радикальные меры и в его развращенном, злом разуме, начинает зреть план. Но, Ирод переоценил угрозу своей власти. Мы видим из Евангелия от Матфея, что вопрос, который задавали жителям Иерусалима Маги не вызвал у них какого-либо эмоционального отклика. Мы не видим, чтобы поток людей потёк в Вифлеем, чтобы увидеть нового царя. Мы видим, что есть некое странное безразличие.

В это трудно поверить и это удивительно, что жителям Иерусалима было безразлично. Но, такое безразличие объясняется Писанием. Вспомните, что оно говорит:

Пришел к своим, но свои не приняли Его

(Иоан.1:11)

Но правда, что Он был в мире, но мир Его не познал. Когда в обычных обстоятельствах должен быть большой интерес к этому событию, мы его просто не видим в случае Христа.

Поэтому, не было восстания, не было массы протестующих людей с лозунгами «Долой Рим! Долой Ирода!». Я думаю, причиной было возможно то, что жители боялись Ирода. Они боялись того, что он может сделать:

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

(Матф.2:3)

Почему Иерусалим встревожился? Потому что они давно уже узнали, что нет границ безумию маньяка, которым был их царь.

Ирод был известен своей жесткостью. Но сначала давайте поговорим о его позитивных моментах.

Надо отметить, что Ирод был очень способным правителем. Будучи молодым правителем Галилеи он одержал победу над бандами партизан и обеспечил мир для жителей области. Ирод был очень эффективным в сборе налогов для Рима, за что Рим его любил. Он был способным руководителем и хорошим дипломатом. История говорит нам о том, что он мог обеспечить изменении исхода битвы с приближающегося поражения на победу. Он был единственным правителем Палестины, который когда-либо смог добиться мира и порядка. В трудные времена, он даже возвращал жителям часть их налогов, чтобы помочь им. В 25 году до н.э. был ужасный голод. Ирод переплавил золотые щиты со своего дворца, чтобы использовать продать их и раздать деньги нищим. Он был умным, хитрым и способным правителем. Он делал то, что давало им определенны заслуги перед народом. Он был прекрасным строителем. Он построил театр в Иерусалиме. Также, построил амфитеатр и ипподром. Он построил прекрасный дворец для самого себя и даже в 19 г до н.э. начал реконструкцию храма, но умер до того, как она была завершена. Разумеется, храм был полностью разрушен в 70 г н.э. когда войска римского полководца Тита Веспасиана захватили Иерусалим. Ирод построил город Кесарию – красивый портовый город. Он улучшил и украсил такие города как Бейрут, Антиох, Дамаск, Тир, Сидон и Родос. Даже, сделал какой-то вклад в строительство в Афинах. Он построил непреступную крепость Масада. У него была прекрасная программа социальной помощи нуждающимся. Он даже привозил одежду людям, когда был её дефицит. Поэтому, он, будучи умным политиком, делал многое, чтобы повысить свою ценность в глазах народа для сохранения власти.

Но он также был жестоким, диавольским маньяком. Он всех подозревал и был чрезмерно ревнивым. Ему казалось, что все вокруг него представляют для него угрозу. Поэтому, всю жизнь он замышлял убийства. К примеру, ему не нравилась династия Хасмонеев, к которым принадлежали Маккавеи, которые боролись за независимость иудеев от Греции. Когда пришли Римляне, Ирод думал, что Маккавеи окажут ему сопротивление, поэтому он их всех поубивал.  У Ирода было 10 жен или 12 детей. Наиболее значимую его жену звали Мариамна. У неё был брат. Брата звали Аристобул, который был первосвященником в то время. Ирод боялся Аристобула, что он решил его убить, брата его жены! В один жаркий день Ирод предложил ему отдых в Иерихоне. Там был можно сказать курорт с прекрасными пальмами, рекой и теплым солнцем. Поэтому, Ирод в жаркий день пригласил его искупаться в реке Иордан. И во время купания предложил ему понырять. Во время ныряния, он подстроил так, что другие люди Ирода, которые тоже были с ними прыгнули в воду, и претворяясь играющими с Аристобулом, его стали удерживать под водой пока тот не захлебнулся и не утонул. И никто не знал правды. Ирод организовал пышные похороны и принял в них участие, рыдая всё время о умершем. Ирод даже убил свою собственную жену, Мариамну. Также, он казнил её мать, Александрию. У него было 2 сыновей, которые ему не нравились, и он убил их обоих, т.к. боялся, что они претендуют на его трон. За 5 дней до своей смерти, Ирод приказал убить своего третьего сына.

У Ирода была одержимость властью, крайняя подозрительность и ненормальное стремление к мести. Будучи жестоким, кровожадным тираном, он заслужил страх жителей Иудеи. И вот, перед своей смертью, Ирод решил, что, когда он умрёт никто не будет оплакивать его смерть. Поэтому, он приказал арестовать наиболее знатных людей в Иерусалиме и предъявив им подложные обвинения, поместить в тюрьму. Потом он отдал приказ, что, когда сам умрёт его слуги должны были казнить всех этих арестованных для того, чтобы наполнить весь город плачем в день своей смерти. 

Теперь вы должны лучше представлять реакцию Ирода на появление Магов в Иерусалиме, ищущих нового Царя Иудейского.

Итак, Маги искали того, кто рожденного царя. Они видели Его звезду на Востоке и пришли поклониться Ему.

Что за звезда такая была на Востоке? Возможно, вы представляете какое-то особое астрономическое явление. Некоторые думают, что это был Юпитер как «царская» планета. Некоторые считают, что это была комбинация Юпитера и Сатурна, которые образовали подобие «рыбы» на небосклоне. Некоторые думают, что эта была какая-то видимая комета. Некоторые считают, что этот был какой-то метеор. Но всё это не имеет смысла. Имеет смысл вот что: давайте откроем Евангелие от Луки и прочитаем:

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

(Лук.2:9)

В этом месте мы видим ситуацию, когда пастухи находились на поле и к ним пришли ангелы и возвестили о рождении Христа. И там говорится, что «слава Господня их осияла». То есть, проявилась так называемая «шехина» от еврейского ‏שְׁכִינָה‏‎ (шхина). Шехина – видимое проявление Божьего присутствия, Его славы. И эта слава воссияла вокруг них. Главное еврейское слово, часто употребляемое в Ветхом Завете – כוכב (кохав) означает свечение, шехину. Оно используется для обозначения звезд, ангелов, людей и даже самого Бога, в разных местах Ветхого Завета. В книге Чисел говорится:

Восходит звезда (кохав) от Иакова и восстает жезл от Израиля…

(Чис.24:17)

Христос назван кохав. Это также описывается в в Мф. 24. Во втором пришествии Христа будет явление Божьей славы. Всё потемнеет, и слава Господня явится на небесах. Его кохав, сияющее явление славы. Он явится в сиянии славы – шехины.

Я думаю, именно об этом и идет здесь речь. Его звезда – кохав, астер (от которого происходит слово «астероид»). Это — Его собственное сияние. Его звезда, а не какая-то ещё другая. Звезда, которая сопровождала рождение Христа есть та же шехина, которая будет сопровождать Его Второе Пришествие.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

(Матф.2:7)

На Греческом звезда в этом стихе – φαινομένου (файноменоу) от слова φαίνω (файно). В Мф. 24:27 это слово использовано для обозначения молнии. Значение слова – то, что приносит свет. То, что сияет как молния. Поэтому, мы можем предположить, что волхвы с Востока, имея всё пророческое знание, которое им было передано Даниилом в своё время в отношении времени прихода Мессии в мир, были готовы к пришествию. Такое же сияние будет и во время Его Второго Пришествия.

Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

(Матф.2:9)

На самом деле, настоящие звезды не могут так перемещаться. Эта звезда была шехиной Божьей, которая наблюдалась в Ветхом Завете во время исхода из Египта, когда она наблюдалась как облако славы Божьей в течение дня и столб огненный ночью, которые вели израильтян за собой.

Поэтому, думаю, верным будет здесь понимать, что облако славы Божьей опять проявилось и оно вело за собой Магов. Оно и привело их к месту, где родился Младенец. И там оно остановилось. И когда они увидели звезду, то очень возрадовались. Это – свидетельство их настоящего интереса в отношении Бога Даниила и Бога Израиля, Царя, которого Бог Даниила и Бог Израиля послал в этот мир.

Я думаю, звезда есть знак Сына Человеческого. Помните, что в Евангелии от Матфея написано:

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

(Матф.24:30)

Слава, которая сопровождала Его рождение, будет сопровождать Его Второе Пришествие в этот мир.

Итак, Маги пришли поклониться Иисусу. Язычники, руководствуясь знаниями, полученными от еврейского пророка, следуя писаниям Ветхого Завета, будучи направляемы сверхъестественным явлением Божьей славы с радостью пришли поклониться Царю.

В то время, как евреи, имея Пятикнижие и Пророков проявили безразличие, враждебность к настоящему Царю. С Востока пришли волхвы с живым интересом к Царю, пришли Ему поклониться. Далее вся история приняла драматический поворот, о котором мы с вами уже знаем.

В заключение скажу, что у всех нас есть только 2 возможных реакции на приход Христа. Одна реакция это та, что наблюдалась у Его народа в то время: Он пришёл к своим и свои Его не приняли. Другая – реакция, которая наблюдалась у язычников, пришедших издалека, чтобы Ему поклониться. Они радовались великой радостью тому, что в мир пришел Мессия. Есть только 2 возможных реакции и никакой другой между ними. Вы либо Его принимаете с радостью как волхвы, пришедшие издалека, либо отвергаете, как Его народ израильтяне. Он пришёл к своим, но свои не приняли Его. Но тем, кто принял Его, Он дал власть стать детьми Божьими. Его свои оказались среди проклятых и осужденных. Но эти Ближневосточные царетворцы оказались среди блаженных избранных, так как приняли Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.