Книга Деяний – норматив или повествование?
Среди моих друзей есть те, кто верит, что книга Деяний апостолов является нормативом не только для ранней церкви, но и для современной церкви наших дней. То есть, всё, что описано в этой книге Священного Писания должно происходить в жизни Христиан в наше время. Если оно было частью опыта Христиан 1-ого века нашей эры, то оно должно также быть частью опыта Христиан 21-ого века. Вроде, вполне логичное заключение, не так ли? Однако, если ему следовать, то мы обнаружим некоторые серьезные проблемы.
Представим себе, что действительно всё в книге Деяний представляет для нас норматив, т.е. некую норму, стандарт или свод обязательных вещей для Христианской веры и жизни. Однако, как только мы принимаем такую точку зрения, мы сталкиваемся с рядом вопросов. К примеру:
- Деян. 1:16-26: В 1-ой главе мы видим, как Лука описывает ситуацию, когда вместо Иуды Искариота нужно было определить другого служителя. Для этой цели собравшиеся (а их было около 120 человек) выбрали 2 кандидата – Варсаву и Матфия. Потом помолились Богу и бросили о них жребий, в результате которого, 12-ым апостолом был выбран Матфий.
Возникает вопрос: если ученики Христа определяли служителя себе таким образом в этом случае, должны ли мы использовать эту практику как норму для выбора себе служителей в настоящее время?
- Деян. 2:2-3: Мы видим, что когда Дух Святой пришел в День Пятидесятницы, то это сопровождалось звуком сильного «несущегося ветра» и визуальным явлением разделяющихся языков пламени, которые «почили» на каждом из собравшихся учеников.
Возникают вопросы: следует ли ожидать проявления такого же феномена, который был в то время в том месте, в наше время, когда проповедуется Евангелие в новых местах? Следует ли это ожидать, когда приходит пробуждение в то или иное место в мире?
- Деян. 2:44-45: в этом месте мы читаем о том, что все Иерусалимские верующие были вместе и имели всё общее. Они продавали своё имение и всякую собственность с тем, чтобы потом разделить полученное среди тех, кто нуждался. Т.е., другими словами, у них, можно сказать, была некая «коммуна».
Возникает вопрос: означает ли это, что по примеру Иерусалимских верующих теперь и в наше время все верующие должны продать свою собственность и разделить полученные средства среди нуждающихся, живя, при этом, коммуной?
- Деян. 2:46-47: говорит нам о том, что верующие первой церкви единодушно каждый день пребывали в храме, а потом преломляли хлеб по домам, хваля Бога.
Возникает вопрос: означает ли это, что церковь в наши дни должна обязательно собираться каждый день, при этом, иметь одно общее служение или служения, и, обязательно собираться по домам в малых группах?
- Деян. 4:32: мы видим, что верующие делают своё имущество общим для остальных подобно тому, что мы видим и в Деян. 2:44-45.
Возникает вопрос: можем ли мы на основании Деян. 2:44-45 и Деян. 4:32 сделать вывод, что это должно быть обычным делом для верующих и в наше время?
- Деян. 6:1-6: мы видим ситуацию, когда в Иерусалимской церкви возникла проблема с раздачей пищи. Для этой цели Апостолы выбрали из среды учеников 7 человек, помолились с возложением рук за них чтобы поставить на это служение и решить проблему.
Возникает вопрос: должны ли теперь именно так назначаться служители как это было в случае с этими 7 братьями?
- Деян. 8:36-38: здесь мы видим пример, как Филипп проповедовал Евангелие эфиопскому евнуху. Как только тот уверовал, и они оказались рядом с водоемом, Филипп его крестил.
Возникает вопрос: должны ли мы теперь поступать так же – как только человек заявит, что он уверовал сразу его крестить?
- Деян. 9:36-43: Лука рассказывает нам о случае воскрешения умершей женщины (ученицы) в Иоппии – Тавифы, которая, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь». Мы видим, как Петр пришел в горницу, где лежало тело умершей, выгнал оттуда всех, приклонил колено и помолился, а потом сказал её телу «Тавифа, встань!». При этом, она ожила.
Возникают вопросы: должны ли мы теперь ходить на похороны и молиться за всех, кто умер или же нет? И нужно ли нам молиться только за тех, чья жизнь, как у Тавифы, «исполнена добрых дел и милостыни» или же нужно молиться за всех?
- Деян. 11:27-30: в этом отрывке мы видим, как была ситуация, в которой появилась информация о том, что приближается голод. Поэтому, Христиане Антиохии собрали «пособие» для верующих в Иудее и послали собранное через Павла и Варнаву.
Возникает вопрос: должны ли мы поступать таким же образом и в наше время каждый раз, когда мы слышим, что в том или ином месте мира ожидается голод?
- Деян. 13:14: мы видим здесь и в других местах книги Деяний, что Павел начинал проповедь Евангелия в каждом новом городе с синагоги если она там имелась.
Возникает вопрос: должны ли в наше время миссионеры поступать именно таким же образом?
- Деян. 14:21-23: Павел и Варнава проходили Листру, Иконию и Антиохию и служили там в церквях. Потом они рукополагали там пресвитеров в каждой церкви через пост и молитву.
Возникает вопрос: должны ли мы поступать в наше время также – назначать пресвитеров в церкви посредством поста и молитвы?
- Деян. 18:20-21: мы видим Павла в Ефесе. Он направляется в Иерусалим для того, чтобы провести там приближающийся еврейский праздник. После этого он обещал вернуться назад в Ефес.
Возникает вопрос: должны ли мы следовать примеру апостола Павла и тоже направляться в Иерусалим на важные еврейские праздники?
- Деян. 20:7: в Троаде ученики собирались для преломления хлеба, т.е. для общего служения, в первый день недели, т.е. в воскресный день.
Возникает вопрос: должна ли церковь обязательно каждый воскресный день собираться для общего служения или же день может быть другим?
- Деян. 27:9: Лука упоминает дни поста, а в Деян. 20:6 он говорит о днях опресночных, по прохождению которых он с Павлом отплыли из Филипп. В Деян. 20:7 Лука упоминает, что ученики собрались в первый день недели для преломления хлеба. Слово «недели» в Греческом в данном месте — σαββάτων (саббатон) говорит о том, что этот собрание не было обычным воскресным, а отмечало начало периода 7 недель, которые отсчитывались от Праздника Опресноков до Дня Пятидесятницы.
Возникает вопрос: является ли соблюдение Праздника Опресноков и Дня Пятидесятницы нормативом для современной церкви?
- Деян. 28:3-5: мы видим ситуацию на острове Мальта, когда Павел был укушен змей, но стряхнул её в огонь и не потерпел никакого вреда от её укуса к большому удивлению очевидцев.
Возникает вопрос: должны ли Христиане сегодня поступать также, т.е. если нас укусила змея, просто её убрать с себя или убить, при этом, не обращаться к врачам для медицинской помощи?
Вышеперечисленные вопросы не являются исчерпывающими. Есть и другие моменты, описанные в книге Деяний, которые вызывают вопросы в отношении того должны ли мы их принимать как норму для современной церкви или же нет. Ответы на вышеперечисленные вопросы не являются задачей данной статьи, поэтому, их я давать не буду. Вместо этого я постараюсь сфокусироваться на другом: каким образом нам решить возникшую перед нами дилемму – является ли книга Деяний нормативом или же нет?
Давайте постараемся разобраться. Для этой цели нужно определить некоторые важные принципы.
- Принцип отсутствия противоречия
Мы не можем заявлять, что обнаружили абсолют в Деяниях если он ведёт к противоречию с другими местами Писания с точки зрения доктрины или практики. К примеру, каким образом церкви нужно выбирать себе руководство? Для того, чтобы найти замену Иуды Искариоту Апостолы бросили жребий. Чтобы определить 7 служителей для раздаяния по нуждам Апостолы делегировали решение этого вопроса церкви и потом утвердили их решение. Павел и Варнава в конце первого миссионерского служения через пост и молитву назначали пресвитеров в церквях. Мы видим 3 разных подхода, и они взаимоисключающие. Невозможно бросать жребий, делегировать и назначать одновременно! Поэтому, ни один из способов, описанных в Деяниях, не должен возводиться в рамки абсолюта. И этот принцип не только относится к практике, но и к учению. Когда Петр закончил проповедовать толпе в День Пятидесятницы, то слушавшие его спросили: «Что нам делать?». Петр ответил им «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.» (Деян. 2:38). Вроде всё просто и ясно, не так ли? Сначала человек должен покаяться и креститься, и потом он получит Духа Святого. То есть, другими словами, покаяние и крещение идут перед получением Духа. До того, как возвести такое понимание в ранг догмы мудро будет прочитать дальше. Если откроем гл. 8, то увидим историю обращения Самарян. Да, наша гипотеза в их случае подтверждается: им проповедовал Филипп, когда они уверовали и крестились (Деян. 8:12). Потом пришли апостолы Пётр и Иоанн, и самаряне получили Духа Святого (Деян. 8:17). Но если мы сейчас остановимся и примем нашу гипотезу как истину или догму, мы совершим ошибку. Давайте посмотрим, что Деяния повествуют в гл. 10. В этой главе идет повествование об обращении Корнилия и его домочадцев. Заметьте, что на них Дух Святой сошёл во время проповеди Петра (Деян. 10:44). И как результат они начали говорить на языках и славить Бога. Только после этого Пётр велел им креститься.
В Деяниях гл. 19 мы видим группу учеников Иоанна Крестителя в Ефесе. Они тоже были крещены и получили Духа Святого и, похоже, это произошло одновременно (стихи 5-6). Получается, у них не было паузы между водным крещением и получением Духа Святого.
Но все эти 4 примера, описанные в Деяниях отличаются друг от друга. Поэтому, мы не должны принять слова Петра «Покайтесь и креститесь… и получите дар Духа Святого» как обязательный порядок процесса спасения каждого верующего. Опасно основывать какую-то доктрину на отдельных местах книги Деяний.
- Указание вместо описания
Когда какие-то действия предписываются или указываются, то намного более вероятно, что это – норматив, а не просто описание.
К примеру, Деяния описывают, что Павел, первым делом, когда прибывал в тот или иной город, шел в синагогу и проповедовал там Христа. Таким же образом, нам приводится описание что после Дня Пятидесятницы верующие продавали свое имение и раздавали нуждающимся. Нигде не предписывается так поступать.
Теперь сравните эти примеры с призывом Петра к толпе в Иерусалиме покаяться в Деян. 2:38:
- Он дает им указание в гл. 3: «Покайтесь, обратитесь к Богу чтобы загладились ваши грехи» (Деян. 3:19)
- В Самарии он обращается к Симону волхву: «Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;» (Деян. 8:22)
- В Афинах Павел обращается к толпе слушающих с таким же призывом: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,»
- Во время своей защиты перед царем Агриппой Павел говорит о своем служении язычникам и евреям: «но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.»
Поэтому, когда Петр обратился к толпе с призывом и указанием покаяться — это общеприменимая заповедь. Он не только говорил иудеям в Иерусалиме покаяться в своём грехе убийства Христа. Такое указание или повеление относится ко всем людям везде. Оно является нормативом. То же самое относится к повелению креститься. В Деяниях мы видим, что оно направлено и к иудеям, и к язычникам.
- Подтверждение в других частях Нового Завета
Заповедь или какая-то практика из книги Деяний имеет больший вес если находит свое подтверждение где-то ещё в Новом Завете. Это особенно относится к учению Иисуса Христа и посланиям Апостолов. Тут мы и обнаружим какие-то вневременные истины и нормативные заповеди.
Для этой цели посмотрим постановления Иерусалимского Собора, который описан в гл. 15 Деяний.
- Аморальность или блуд (Деян. 15:20 и 29). За исключением отрывка о Иерусалимском Соборе, книга Деяний нигде больше не описывает ничего о блуде или аморальности. Но это предостережение повторяется в других местах Нового Завета – в учении Иисуса (Мф. 5:32, Мф. 15:19, Мф. 19:9), в Посланиях (Рим. 1:29; 1 Кор. 6:13, 18; 1 Кор. 7:2; Гал. 5:19; Еф. 5:3; Кол. 3:3; 1 Фес. 4:3) и даже в книге Откровение (Отк. 2:21 и Отк. 9:21). Во всем Новом Завете и Иисус и апостолы четко высказываются против аморальности. Поэтому мы можем быть уверены, что эта часть постановления Иерусалимского Собора предназначена для всех верующих во все времена и во всех местах. Она – норматив.
- Удавленина и кровь. Тут дело становится сложнее. Мы больше не видим других мест в Новом Завете, которые бы говорили о том, что верующие должны воздерживаться от употребления крови или задушенных животных. Единственное место, где об этом говорится – здесь. Как нам быть в таком случае?
- Идоложертвенное. Последнее постановление Иерусалимского Собора: верующие из язычников должны воздерживаться от употребления идоложертвенной пищи. Этот вопрос в Новом Завете освещается и в других местах. Павел говорит о нём в 1 Кор. 8-10. Ему этот вопрос задавали верующие Коринфа. Интересно, что этот вопрос они ему задали намного позже после того, как состоялся Иерусалимский Собор (где-то 6-8 лет позже). И, Павел вместо того, чтобы сослаться на решение Собора, даже несмотря на то, что он был там и потом позднее постановление этого Собора донес до церкви в Антиохии, поступает по-другому: он использует «пасторский подход», уча Коринфян учитывать, что среди них могут быть братья с более слабой совестью. При этом, Павел указывает на 3 вещи: а) не есть в храме идола что может быть большим соблазном и проблемой для более слабых братьев, б) если покупают мясо на рынке, то не задавать вопросов откуда оно, г) если неверующий приглашает в гости на ужин, не задавать там вопросов – чего не знаешь, то тебе или другому не повредит. Но если в гостях тебе скажут, что мясо идоложертвенное, то лучше отказаться даже если это будет обижать пригласившего в гости, т.к. повредить совести более слабого брата намного хуже, чем обидеть таким образом хозяина.
Что мы видим? Павел даёт указания по вопросу вне решений Иерусалимского Собора. Почему он так делает? Потому что решения Иерусалимского Собора не были предназначены навсегда. Они были приняты как нечто временное чтобы успокоить верующих из иудеев, которые проиграли спор в отношении обрезания язычников. Письмо, в котором содержались решения Иерусалимского Собора было адресовано «Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников». Поэтому, эти решения были временными и ограниченными в применении. Но Евангелие пошло дальше. Постановления Иерусалимского Собора на относились к Коринфянам также как к верующим из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии. В них были и постоянные пункты такие как воздержание от блуда, но остальные пункты не были постановлениями на века.
На самом деле, этот принцип применим не только к постановлениям или заповедям, но и к практике, о которой упоминается в Деяниях. К примеру, если мы посмотрим на Деян. 2:42, то увидим следующее:
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
(Деян.2:42)
Вроде, отрывок этот не содержит каких-то указаний или нормативов для нас, не так ли? Лука описывает здесь чем занималась первая церковь. Тем не менее, многие проповедники в наше время учат о том, что именно в этом стихе мы видим основы поклонения церкви – учение, Вечеря Господня, общение и молитва. Правы ли они? Абсолютно правы. Причина – все эти 4 элемента описаны в Посланиях. То, о чём лишь кратко здесь упоминается имеет своё продолжение в других местах Нового Завета, особенно в 1 Коринфянам.
Далее, в Деян. 2:44-45 и в Деян. 4:32, 34, 35 мы читаем о том, что верующие продавали свои имения и раздавали нуждающимся. Похоже, это была достаточно стандартная практика в то время. Даже, там упоминается, что «и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Таким образом они обеспечивали нуждающихся. Вопрос: это относится к нам? Должны ли мы жить, имея общее имущество? Вроде, ответ очевиден, но не всё так просто. Нам надо посмотреть остаток книги Деяний и все остальные места в Новом Завете. И мы заметим, что такая ситуация, как была в Иерусалимской церкви нигде не повторяется. Некоторые даже говорят, что, похоже, это был ошибочный эксперимент и в более позднее время мы читаем, как церквям церкви Антиохии, Греции и Малой Асии собрали и отправили помощь в адрес Иерусалимской церкви. Но это не правильное заключение. Церковь Иерусалима оказалась в трудной ситуации более позднее время не из-за неправильного управления финансами и имуществом, а из-за голода и гонений. И Павел об этом четко пишет в 2 Кор. гл. 8 и 9, где он призывает коринфян жертвовать щедро и систематично. Но, при этом, он не призывает их продавать своё имущество.
Ефесянам Павел даёт указание:
Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
(Еф.4:28)
В 1 Тимофею Павел опять даёт повеления:
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
(1Тим.6:17,18)
Опять в этих местах мы не видим, чтобы Павел говорил о том, что они должны продавать свою собственность. Он не призывает верующих вернуться к практике Иерусалимской церкви, но говорит им быть щедрыми и проявлять желание делиться. Вот именно это является нормативом для современных Христиан. Это то, что к нам применимо и что к нам относится.
Другой пример из Деяний относится к домашним собраниям церкви. После Деян. 2:42 мы видим в Деян. 2:46, что верующие собирались по домам. Является ли это тоже для нас примером? Действительно ли мы должны, кроме общего служения, собираться в течение недели по домам? Если мы посмотрим на Писание, то мы не увидим такого же примера, как в этом отрывке Деяний где-то еще. Разумеется, только в Иерусалиме был храм и во многих ситуациях единственное место, где церковь могла собраться – по домам верующих. Является ли теперь сбор по домам чем-то обязательным, что мы можем заключить из книги Деяний? Нет, конечно. Поэтому, нужно быть осторожными в подходе к Деяниям. Прежде, чем мы заявим что то или иное постановление или практика являются нормативными, нам нужно сначала применить следующие 3 принципа герменевтики:
- Мы должны использовать принцип отсутствия противоречия. Противоречит ли учение или практика, которую мы обнаружили в Деяниях другим местам в этой книге?
- Нужно спросить самих себя имеем ли мы дело с предписанием или описанием. Предписание, скорее всего, будет нормативом, но не обязательно.
- Предписание или практика, которая указана в Деяниях подтверждается ли в других местах Нового Завета? Этот принцип является наиболее весомым из всех трёх.
Мы должны чётко понимать, что книга Деяний является историческим повествованием прежде всего. Поэтому, если мы видим в ней те или иные вещи, которые нам кажутся предписанием или учением, то нам нужно их сравнить с другими местами Писания (прежде всего, с учением Христа) и только потом делать выводы.
Теперь рассмотрим самый большой принцип.
Что больше всего остального должно направлять нас в определении нормативности тех или иных мест Деяний?
Чтобы ответить на этот вопрос я задам встречный: является ли книга Деяний историей или теологией?
Корректный ответ на этот вопрос будет таким – книга Деяний является и историей, и теологией. Лука, будучи её автором, использует историю как средство для передачи его богословия. Деяния – точная в историческом плане и глубокая в теологическом плане книга.
Соответственно, это приводит нас к еще одному вопросу: что именно Лука пытается нам передать в своей книге Деяний? Какую теологию он хочет до нас донести?
И тут мы видим 3 основных вещи:
- Крещение Духом Святым
- Великое Поручение
- Воскресение Христа
Об этом Лука говорит в самом начале книги (Деян. 1:1-6). Воскресший Иисус будет крестить Духом Святым Его Апостолов. Это сделает их способными быть Его свидетелями воскресения. Все эти 3 основных вещи взаимозависимы. Иисус крестит Его церковь Духом Святым так, чтобы она могла выполнить Великое Поручение, что, в свою очередь означает свидетельство о воскресении Иисуса Христа. Заметьте, что всё это делает воскресший Христос. И в этом главное послание, заключенное в книге Деяний. И, т.к. оно – главное, оно, также, основное и нормативное. Оно является особо важным для церкви сегодня. Великое Поручение ещё полностью не выполнено. Воскресение Христа всё ещё должно провозглашаться. И для всего этого Церкви нужна сила Духа Святого. Это – первично. Всё остальное – вторично. То, что первично – норматив. Что вторично – не обязательно является нормативом.
Крещение Духом Святым
Посмотрим подробнее на 3 основных момента, которые Лука доносит нам в Книге Деяний. Первым из них будет крещение Духом Святым. Нужно отметить, что Иисус был крещён Духом Святым, также и мы все, кто является детьми Божьими через веру в Христа, крещены Духом Святым. Павел говорит коринфянам:
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1Кор.12:13)
Иисус или коринфяне, или мы все крещены Духом Святым. Это крещение – для всех. Оно не является «вторым благословением» только для некоторых, но является «первым благословением» для всех. Оно происходит со всеми Христианами в начале Христианской жизни. Оно не происходит только с «элитой Христианства» позднее в их жизни. И это мы видим в Деяниях:
- В День Пятидесятницы в Иерусалиме евреи стали верующими во Христа и были крещены Духом Святым;
- В Деяниях гл. 8 мы видим некое продолжение Пятидесятницы в Самарии. Самаряне уверовали во Христа и были крещены Духом Святым;
- В Деяниях гл. 10 далее продолжается Пятидесятница, и теперь уже в доме Корнилия в Кесарии. Там мы видим, как язычники, уверовавшие в Иисуса, были крещены Духом Святым;
- В Деяниях гл. 19 мы опять видим продолжение Пятидесятницы. На сей раз крещение Духом Святым получили ученики Иоанна Крестителя, уверовавшие во Христа.
Но требуется особо отметить, что для каждой из вышеперечисленных 4 групп крещение Духом Святым было начальным опытом. Оно не пришло к ним намного позже в их жизни. Оно пришло, когда они уверовали в Иисуса Христа. До этого времени они были просто евреями, самарянами, язычниками и учениками Иоанна Крестителя. В каждом из случаев, крещение Духом Святым было неотъемлемой частью их духовного опыта обращения. Посредством крещения Духом Святым они стали частью Тела Христа. И это было нечто общее для всех них, а не отдельное для кого-то. Они были рождены в семью Божью. В каждом из описанных в Деяниях случаев это происходило своим драматическим путем:
- В Иерусалиме, был «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра». Явились «разделяющиеся языки как бы огненные и почили по одному на каждом из них» и они стали «говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян. 2:2-4);
- В отношении Самарии нет описания подобного феномена, но Писание говорит, что Симон—волхв видел, что «через возложение рук Апостольских подается Дух Святый» (Деян. 8:18). То есть, что-то визуальное происходило, но мы не знаем, что это было. Конечно, можно предположить, что самаряне, так же, как и ученики в День Пятидесятницы, начали говорить иными языками, но однозначно такого заключения из текста мы сделать не можем;
- Когда Дух Святой сошел на язычников в доме Корнилия в Кесарии, то пришедшие с Петром верующие из евреев «слышали их говорящих языками и величающих Бога.» (Деян. 10:46). Если Симон-волхв в Деян. 8 видел, то тут, в Деян. 10, спутники Петра и сам Пётр, слышали;
- В Ефесе в Деян. 19 повествуется о группе учеников Иоанна Крестителя. Когда Павел, обнаружил этих людей там, проповедовал им Иисуса Христа, после чего они крестились во имя Господа Христа «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.» (Деян.19:6);
У всех этих групп людей мы видим один опыт – крещение Святым Духом. Но, опять, мы не можем возвести в абсолют форму данного опыта. В Самарии крещение Духом Святым было видимым. В Кесарии и Ефесе, оно было видимым и слышимым. Соответственно, в книге Деяний мы видим, что это крещение проявляло себя по-разному. Факт, что крещение Духом произошло – первичный. Форма, посредством которой это было – вторична.
Теперь, если мы можем так заявить в отношении крещения Духом Святым, то можно ли то же самое сказать в отношении водного крещения? Т.к. водное крещение является физическим дополнением крещения Духом, то его можно считать первичным. Пётр, в День Пятидесятницы, обращаясь к Иерусалимлянам сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». (Деян. 2:38). После этого мы видим, как новооборащенные по всей книге Деяний принимали водное крещение. Водное крещение – внешний символ крещения Духом. Также как Дух Святой делает вас частью невидимого Тела Христа – духовной церкви, так и вода делает вас частью видимой церкви – её локального проявления. Т.е., другими словами, когда вы принимаете водное крещение, вы становитесь членом видимой церкви как физической организации, когда вы проходите крещение Духом Святым, вы становитесь частью духовного организма — Церкви Христовой. Т.к. водное крещение тесно связано с крещением Духом, то оно является первичным. Однако, то, как оно осуществляется (погружением или окроплением) является вторичным.
Великое поручение
В начале гл. 1 Деяний мы читаем:
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)
Здесь мы видим 3 географических территории: Иерусалим, Иудея и Самария, «край земли». Для выполнения целей Великого Поручения Иудея и Самария рассматриваются как одна территория. На самом деле, они были частью одной провинции Римской империи. Эти 3 территории дают нам общее представление о содержании книги Деяний. В первых её 7 главах идет повествование о Иерусалиме. В главах 8 и 9 повествование переходит на Иудею и Самарию. И далее – о других местах Римской империи.
Также, мы замечаем, что крещение Духом Святым и исполнение Великого Поручения идут неразрывно вместе. В каждой из вышеперечисленных географических территорий происходит своя Пятидесятница:
- Пятидесятница в Иерусалиме среди евреев описана в гл. 2;
- Пятидесятница в Самарии среди самарян описана в гл. 8;
- Пятидесятница среди язычников в Кесарии описана в гл. 10.
Книга Деяний с первых до последних глав показывает нам как Апостолы выполняют Великое Поручение Христа. И это – одна из основных тем книги. Но как они это делают – вторично. Мы видим, что разные участники повествования делают это по-разному, в разное время и в разных местах. Первые 7 глав книги они свидетельствуют в Иерусалиме. После того, как иудеи убивают Стефана, свидетельство распространяется за пределы Иерусалима, и мы видим, что оно идёт в Самарии. Далее, свидетельство идёт среди язычников, и мы читаем, что Пётр входит в дом Корнилия. При этом, у Петра такого изначального плана не было, но Дух Святой организовал всё так, чтобы Пётр попал к нему домой, несмотря на некую неохоту с его стороны.
Из Апостолов, похоже, стратегия евангелизации была только у Павла: он действовал, будучи посланным церковью, фокусировался в своём служении на городах, которые были центром торговли или же имели значительное население. Он использовал синагоги как первые места для евангелизации перед тем, как идти к язычникам. Но, опять же, мы не должны принимать это как некий норматив для нас. Мы читаем, что в Коринфе Павел занимался ремеслом – делал шатры вместе с Акилой и Пирскиллой, но как только Сила и Тимофей прибыли из Македонии с финансовой помощью от тамошних церквей, он это прекратил (Деян. 18:5, Фил.4:15). Почему же Павел не принял никакой финансовой помощи от Коринфской церкви, хотя принял её от других церквей? Ответ на этот вопрос мы не сможем найти в книге Деяний.
Воскресение
Разумеется, содержанием Великого Поручения было воскресение Иисуса Христа. Именно об этом свидетельствовали Апостолы. И они это делали со всей верностью. В евангелизационных и апологетических проповедях Павла и Петра воскресение Иисуса было центральной темой (Деян. 2:24-32; 3:15; 4:2, 10; 5:30; 10:40; 13:30-37; 17:3, 31; 24:15, 21; 26:8, 23). Теперь нам надо задать логический вопрос из сферы герменевтики – что это означает для церквей в наше время? Каким образом мы должны свидетельствовать о воскресении, т.к. никто из нас не был в том же положении как Апостолы? Как это должно влиять на проповедь сегодня? Должно ли воскресение иметь такое же центральное место, как и было в проповеди Павла и Петра?
Тут нужно определить важное различие: апостолы были свидетелями воскресения Христа в прямом смысле. Мы же сейчас полагаемся на их свидетельство. То есть, когда мы свидетельствуем о воскресении Христа, мы основываемся на их свидетельстве.
Для тех из нас, которые участвуют в служении проповеди, возникает значительный вопрос: должны ли мы сегодня следовать схеме и примеру, который мы видим в проповедях Петра и Павла? Или же мы можем проповедовать по-другому, и наша проповедь, тем не менее, будет библейской?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить 7 основных элементов, о которых проповедовали апостолы в Деяниях:
- Концепция Царства;
- Спасение только во Христе;
- Воскресение Христа;
- Исполнение того, что написано в Писании;
- Применение этого в жизни;
- Дух Святой;
- Реакция.
Насколько все эти 7 элементов должны присутствовать в современной проповеди? Каждая ли из наших проповедей должна содержать их все?
Думаю, ответ очевиден: хотя эти 7 элементов не связывают нас в нашей проповеди сегодня, она должна их затрагивать так или иначе и отражать в своём содержании.
Поэтому, внимание Апостолов к воскресению Иисуса должно присутствовать и в нашей проповеди. Особенно, если мы проповедуем для евангелизации.
Заключение
Итак, насколько нормативной является книга Деяний? Описывает ли она только те или иные вещи и события, или же она даёт нам предписания?
Часть того, о чём повествует Деяния является нормативом, часть – повествованием. Однако, использование только лишь терминов «норматив» или «описание» в отношении текста книги Деяний и рассмотрение её содержания только с этих точек зрения является узким и ограничивающим. Нам лучше ввести и использовать дополнительные термины такие как, «поучительное», «побуждающие к обдумыванию и осмыслению». Книга Деяний, не только содержит в себе заповеди для нас, но и примеры, которым стоит следовать. В ней есть интересные истории, примеры прекрасных решений, но, более всего она свидетельствует о Великом Боге, достойном всей славы и всей хвалы.