Что значит быть рожденным от воды и Духа?

Писание однозначно заявляет, что человек не может ничего сделать для того, чтобы заработать спасение и войти в Царство Божье. Только сам Бог может нас спасти и ввести в Его Царство. Эта истина является ярким контрастом учению любой религии, изобретенной человеком. И именно с этой истины Иисус начинает разговор с фарисеем и религиозным учителем по имени Никодим в Евангелии от Иоанна:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

(Иоан.3:5)

Этот стих часто приводит изучающих Священное Писание в замешательство. Некоторые полагают, что когда Иисус говорил о «воде», то Он имел в виду крещение (водное погружение), а некоторые считают эти слова Христа как утверждение о необходимости водного крещения как обязательного условия для рождения свыше. Но крещение Иоанна Крестителя, о котором Никодим знал, не могло быть средством получения рождения свыше, так как оно означало уже раскаявшееся сердце, что само по себе является плодом рождения свыше. Христианское крещение (также символ, а не средство спасения) еще даже не было учреждено в то время. Так что идея крещения совершенно чужда этому отрывку.

Некоторые комментаторы предполагают, что «вода» является ссылкой на околоплодные воды, выход которых сигнализирует о начале физического рождения, и поэтому они считают, что Иисус здесь описывает два разных рождения — физическое рождение («вода») и духовное рождение («Дух»). Однако если посмотреть более внимательно, ты мы увидим, что пятый стих просто повторяет третий стих, но используя другие слова. Обратите внимание: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Иоанна 3:3); и «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5). Быть «рожденным свыше» — то же самое, что быть «рожденным от воды и Духа». Параллелизм является преднамеренным, и фраза «рожденный от воды и Духа» является просто пояснением Иисуса феномена второго рождения. Чтобы понять выражение «от воды и Духа», мы должны разобраться с тем, как Никодим бы понял это.

В Ветхом Завете есть два известных отрывка, в которых слова «вода» и «дух» использованы вместе друг с другом значимым образом. Одним из них является Исаия 44:3, который использует поэтический параллелизм для приравнивания двух этих терминов, символизируя Дух Святой посредством воды:

ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.

(Ис. 44:3)

Святой Дух часто изображается в Ветхом Завете как излитый подобно воде (Притчи 1:23; Иоиль 2: 28–29; Захария 12:10). Таким образом, для еврейского учителя, погруженного в язык Ветхого Завета, идея быть «рожденным от воды и Духа» ассоциируется с идеей излияния Божьего Духа. Именно это и имел в виду Иисус.

Но ключевой текст Ветхого Завета в отношении излияния Духа, который имел в виду Иисус, и тот, который почти наверняка пришёл на память Никодиму, — Иезекииль 36: 25–27. Там Господь подтверждает обещание нового завета Израилю и говорит:

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.

26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

(Иез. 36:25-27)

Этот отрывок говорит о возрождении, о духовном пробуждении мертвой души. И это — та самая истина, которую Иисус поставил на вид Никодиму. Он показал этому фарисею истину, что ему нужно совершенно новое сердце и новая жизнь, а не «косметический макияж» или какой другой ритуал, добавленный к и без того деспотичной системе фарисейских духовных дисциплин. Ему требуется кардинальное духовное обновление, настолько обширное и драматичное, что его можно только сравнить со вторым рождением. Использование отрывка из книги Иезекииля, гл. 36 в качестве контекста, сопоставление Иисусом воды и Духа имеет смысл. Он намеренно указывает Никодиму на знакомую ему истину об этом ключевом обетовании — о новом завете.

Параллельное выражение, использованное уже в Новом Завете в отношении воды и Духа — «баня возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5).

Христос подчеркнул, что духовное возрождение — полностью действие Божье, а не результат человеческих усилий. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Иисус указал на истину, которая, если поразмыслить, является очевидной. Плоть порождает плоть. Все живые существа размножаются «по роду своему» (Бытие 1:24). Следовательно, по самой природе вещей, духовная жизнь не может быть плодом человеческих достижений, фактом, который противоречит любой человеческой религии, включая систему убеждений фарисеев.

По всей вероятности, Никодим, хорошо знакомый с пророчеством Иезекииля, точно понял, что имел в виду Иисус.

 

2 Одна мысль на “Что значит быть рожденным от воды и Духа?

  1. Олег Сироткин

    Хочу прояснить по поводу водного крещения , Деяние 2:38-41 ясно утверждает , что Покаяться и Креститься для прощение грехов и получения Святого Духа есть обещание Бога всем… и условия присоединения к другим ученикам Христа .

    1. mchirkov Автор сообщения

      Олег, приветствую!
      Что Вы хотите этим сказать? Что водное крещение является условием получения Духа Святого?
      С уважением,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.