Ярлык фарисейства

Вас когда-нибудь называли «фарисеем»? Если называли, то эта статья должна помочь вам разобраться действительно ли данный ярлык имеет отношение к Вам или же нет. В современной церкви его часто используют против тех, кто защищает ортодоксальные практики и учение церкви — то, что существовало в церкви долгое время и имеет свою историю. Также, этот ярлык часто вешают на тех, кто выступает против лжеучения, ложных практик в церкви. Если вы трепетно относитесь к Слову Божьему, историческому вероучению церкви, исповеданию, практике, то есть большой шанс, что Вас тоже назовут фарисеем. 

Беспокоились ли фарисеи о своей доктринальной чистоте?

Зачастую фарисеями считают Христиан, которые беспокоятся о доктринальной чистоте — отсутствии лжеучения, корректному толкованию тех или иных вопросов веры. Таким образом, ярлык фарисейства применяется для того, чтобы дискредитировать тех, кто выступает за эту чистоту и предотвратить любые дальнейшие вопросы по поводу лжеучения. Такая тактика прекрасно работает. Те, кто сталкивался с использованием ярлыка фарисейства видели, что Христиане скорее будут молча терпеть лжеучение, чем будут поднимать свой голос против него и рисковать тем, что их назовут фарисеями.
Но проблема в том, что Иисус никогда не обвинял фарисеев в доктринальной чистоте. Он обвинял их в том, что они — лжеучителя, которые оставили истину слова Божьего ради людской традиции (Мф. 16:11–12; 15:1–9; Марк 7:6–13).
Иисус называл Христиан, которые требовали доктринальную чистоту “учениками,” а не “фарисеями.”
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Иоан. 8:31,32)
На самом деле, те Христиане, которые требуют доктринальную чистоту следуют примеру Иисуса, Павла и других Апостолов (Мф. 7:15; Мф. 24:10–11; Марка 9:42; 2 Кор. 15:5; 1 Фес. 5:21; 1 Тим. 4:16; 6:3–4; Титу 1:7–9; 2:1, 7–8; 1 Иоан. 4:1; 2 Петра 3:17).

Сопротивлялись ли фарисеи переменам?

Фарисеями также часто называют тех Христиан, которые отказываются оставить историческую практику церкви ради новомодных тенденций и инноваций. И это тоже прекрасно работает. Чтобы избежать получение ярлыка фарисея многие терпят бесконечные прихоти и инновации в поклонении, музыке и проповеди. Но Иисус никогда не обвинял фарисеев в том, что они сопротивлялись переменам. Напротив, Он обвинял их за их нововведения, их методы вместо Слова Божьего.
Те, кто вешают ярлыки фарисейства на других цитируют данный отрывок Писания для оправдания своих новшеств:
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
(Лук.5:36-39)
Призывал ли Иисус к тотальным переменами или же предупреждал против них? Новая заплата порвет одежду. Новое вино прорвет мехи. Контекст этой притчи — обсуждение поста. Вместо того, чтобы призывать к оставлению этой древней практики, Иисус учил, что древние практики должны пониматься и использоваться в свете Него самого и Его искупительного труда.
Иисус не осуждал фарисеев за то, что они продолжали соблюдать древнюю практику, или за то, что они сопротивлялись переменам. Напротив, он завершил эту притчу следующими словами: “И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.’”

Проявляли ли фарисеи равнодушие к заблудшим и неспасенным?

Христиане, которые требуют доктринальной чистоты и сопротивляются компромиссным изменениям, часто слышат обвинения в том, что они являются фарисеями и не любят заблудших/неспасенных. Это, вероятно, наиболее распространённое использование ярлыка фарисейства сегодня. Те, кто любит его вешать, знают, что Христиане будут мириться с чем угодно ради евангелизации, чтобы только не называться фарисеями.
Но Иисус никогда не обвинял фарисеев в том, что они не заботятся о заблудших/неспасенных. Напротив, он сказал:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
(Матф.23:15)
У Иисуса не было проблем с миссионерским рвением фарисеев — они были достаточно ревностны; У Иисуса была проблема с губительным для души человека посланием фарисеев. Павел был того же мнения:
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
(Рим.10:2,3)
И Павел говорил из своего опыта. Как бывший фарисей, его миссионерское рвение сделало из него гонителя первых Христиан (Деян. 9:1–2; Филип. 3:6).
Ошибка фарисеев заключалась не в отсутствии миссионерского рвения, а в том что они несли лжеучение, которое приводило к гибели в вечности тех, кто его принимал и разделял. Вместо спасения они распространяли проклятие.
Более того, вопреки всему, что подразумевается фарисейством, тот факт, что кто-то заботится о доктринальной чистоте и противится теологическим инновациям, не означает, что он не заботится о неспасенных людях. Напротив, отступление от истинного Слова в учении и практике не помогает, но мешает проповедованию Евангелия, что препятствует выполнению главной миссии церкви. Лжеучение не спасает грешников. Чистота в учении и практике делает возможным проповедь Евангелия. Чистота в учении и практике делает проповедь Евангелия обязательной.
Ирония заключается в том, что те, кого сегодня чаще всего называют фарисеями в церкви, больше всего беспокоятся о неспасенных и поэтому проповедуют им настоящее, чистое Евангелие.
Сила ярлыка фарисейства основывается на ошибочной идее, что те, кто не желает идти на компромисс в учении и практике, являются современными аналогами фарисеев. Эта идея на самом деле не имеет под собой основания.

Почему тогда Иисус осудил фарисеев?

Итак, если Иисус никогда не осуждал фарисеев за их ультраконсервативность и доктринальную чистоту без любви к заблудшим/неспасенным, то за что Он их тогда осуждал?
Он осуждал фарисеев за их отступничество. Они оставили ветхозаветную веру и поэтому отвергли самого Иисуса (Матф. 8: 11–12; 21: 42–46; 22: 41–46; Лук. 7: 29–30; 13: 28–30; Ин. 5: 39, 43–47; Деян. 4: 10–12; Рим. 9: 1–11: 36; 1 Пет. 2: 7–8).
Фарисеи учили, что спасение — это результат милости Бога плюс послушания человека. Они превратили веру Авраама, Исаака и Иакова в систему того что должно и что нельзя делать. В этом смысле фарисеи были изобретателями того, что мы сегодня называем «правилами жизни».
Иисус осудил фарисеев за смягчение требований Закона. Поскольку они учили, что человеческие дела способствуют спасению, фарисеи сделали Закон более «удобным для пользователей». Они «разбавили» требование Закона совершенного послушания человеческими правилами, которые было можно соблюдать (Матф. 5: 17–48).
«Разбавленный» закон означал «разбавленное» Евангелие. Иисус осудил фарисеев за то, что они оставили Слово Божьего ради слова человеческого. В этом смысле фарисеи были либералами своего времени.
Иисус осудил фарисеев за их лицемерие и самоправедность. Это лицемерие и самоправедность чаще всего были предметом Его осуждения. Но это был просто симптом ложной веры фарисеев в их послушании:
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:9-14)
Фарисеи верили в собственное послушание и моральный прогресс. В этом смысле они были первыми проповедниками идей «победоносной жизни».
Осуждение Иисусом фарисеев не имело ничего общего с доктринальной чистотой, сопротивлением переменам или отсутствием миссионерского рвения. Оно было связано с ложной надеждой послушания, посредством которого они стремились достигнуть вечной жизни.

Настоящие фарисеи — кто они?

Кто является настоящими фарисеями сегодня? Вы, я и каждый грешник, — но не так, как считают те, кто вешает ярлыки фарисейства.
Все мы более склонны доверять нашему собственному послушанию, чем доверять совершенному послушанию Иисуса Христа. Все мы смягчаем совершенные требования Закона, чтобы мы могли сказать, что их выполнили. Поэтому все мы склонны к лицемерию и самоправедности. Все мы — фарисеи естественного происхождения.
Если кто-то захочет назвать меня фарисеем именно по этой причине, то я буду этому рад и буду в этом каяться. Но я не приемлю ярлык фарисея за любовь к истине и защиту доктринальной чистоты. Я не приемлю ярлык фарисея за сопротивление опасным нововведениям и компромиссным изменениям в церкви. Я не приемлю ярлык фарисейства за то, что я требую чтобы проповедовалось неискаженное и правильное Евангелие тем, кто неспасен.
Ярлык фарисея — это обман. Те, кто его использует в отношении выступающих за доктринальную чистоту в церкви, игнорируют настоящие ошибки настоящих фарисеев. Они ошибочно применяют ярлык к тем, кто противостоит лжеучению, компромиссным переменам и разбавленному Евангелию.

Одна мысль на “Ярлык фарисейства

  1. Vladimir

    Фарисеем меня никто не рискнул назвать. Ход не дошел, наверное. А если бы назвали, то я бы постарался ответить примерно так же….
    Но теперь ответ есть не примерный, а точный и со всеми выкладками, с которыми я готов согласиться. Особенно с тем,
    1) что: «…все мы склонны к лицемерию и самоправедности. Все мы — фарисеи естественного происхождения.» тут 100% — В Римлянах об этом точно так и сказано. Так что спасибо Михаил!
    2) Доктринальная чистота тоже важна, особенно в проповеди неспасенным. (..»не все становитесь учителями»…)
    3) А вот про то, что фарисеи были…»первыми проповедниками идей «победоносной жизни». Даже не думал. Теперь буду. Ясно, что отцеживая комара бедолаги потерялись и пропустили суть.
    А жаль.
    Каждого персонально. (нашли возмездие в себе самих, наверное…)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.