Свидетельства богодухновенности Нового Завета

В начале февраля мне довелось беседовать с одним из братьев по поводу богодухновенности Нового Завета. В ходе обсуждения вопроса я услышал некоторые мнения, которые побудили меня написать данную статью. Конкретно мы обсуждали Второе послание апостола Павла Тимофею, где написано:

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

(2Тим.3:16,17)

Суть спора была в следующем: по мнению моего брата это место нельзя применить к Новому Завету, так как Павел писал к Тимофею, у которого на то время в наличии были только Писания Ветхого Завета. Соответственно, нельзя заявлять, что весь Новый Завет богодухновен в том числе, потому что в нём самом нет такого свидетельства.

Действительно ли это так? Давайте разберемся. Но прежде, чем это сделаем скажу, что вопрос богодухновенности Нового Завета поднимается разными людьми уже на протяжении многих веков. При этом критики пытаются уличить Христианских апологетов в некорректном толковании данного отрывка. Мотивируют они это 2 Тим 3:15, где Павел пишет:

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Так как Писания, о которых здесь упоминает Павел, очевидно, являются частью Ветхого Завета, так как в то время, когда Тимофей был еще в детстве не было Писаний Нового Завета, то это означает, что тут речь идёт сугубо о Ветхом Завете. Соответственно, следуя этой логике, если Новый Завет не заявляет о своей богодухновенности, то и мы не должны это делать.

Термин «Писание(-я)» использован в Синодальном переводе Библии 56 раз. И большинство из них, действительно, имеют указывают на Ветхий Завет. Тем не менее, как минимум в 2 случаях речь идёт о Писаниях Ветхого Завета и Писаниях, которые в последующем станут частью Нового Завета. К примеру, Павел цитирует Евангелие от Луки, 10-ую главу:

Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

(1Тим.5:18)

Первая часть данного стиха является цитатой Второзакония 25:14, а вторая часть стиха – цитатой Лук. 10:7. Получается, Павел считает Евангелие от Луки частью Священного Писания.

Апостол Пётр пишет:

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

(2Пет.3:15,16)

Здесь мы видим, что Пётр ставит послания Павла вровень с другими Писаниями.

Но кроме этих мест есть и другие, показывающие богодухновенность Писаний Нового Завета.

 

  1. Свидетельства авторов Писаний Нового Завета

Апостол Павел пишет:

“Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.”

(1 Кор 14:37)

Апостол Иоанн пишет:

“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.”

(Отк 1:1-2)

Апостол Пётр пишет:

“Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. «

(1 Пет. 1:12)

Иуда свидетельствует об апостолах:

“17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.»

(Иуд.1:17,18)

То есть, из этих мест мы четко видим, что авторы Нового Завета заявляют о том, что они пишут Слово Божье, которое получают посредством откровения от Бога.

 

  1. Свидетельства ранней церкви

Кроме свидетельства авторов Писания, есть также свидетельство ранней церкви о его богодухновенности.

Последней книгой Нового Завета была Апокалипсис, или, как мы лучше её знаем сегодня — книга Откровения. Она была написана апостолом Иоанном в 94-96 н.э. Таким образом, эпоха церкви первого века подошла к концу и написание Нового Завета было завершено. Многие из книг Нового Завета были известны как энциклики, то есть предназначались для чтения более чем одной аудиторией. Вскоре все 27 книг стали энцикликами, поскольку различные рукописи на папирусе, содержащие книги Нового Завета, были разосланы и скопированы, по мере того как они распространялись из церкви в церковь в этот период. Важно отметить, что они сразу же были признаны авторитетными, потому что, помимо слов Христа, апостолы принимались как авторитетные Его представители, получившие для этого особое от Него назначение. У церкви второго века не было никаких оснований сомневаться в том, что апостолы были представителями Христа после Его вознесения и Дня Пятидесятницы. Соответственно, их сочинения, учитывая их собственные свидетельства отныне рассматривались и принимались как авторитетные.  Этот факт еще более убедительно свидетельствует о том, что в трудах апостолов содержались повеления, которые нужно было прочитать на церковных собраниях и они были повелениями Божьими. В связи с тем, что ранняя церковь выстраивала свои богослужения по типу того, что было в еврейских синагогах, где чтение Священного Писания было самой главной частью, это требование апостолов о том, чтобы их сочинения читались вместе с ними имело особую значимость. По факту они заявляли, что их сочинения были равнозначны по важности остальным книгам Священного Писания! Обратите внимание на следующие отрывки:

“Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.”

(Кол. 4:16)

“Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям..”

(1Фес.5:27)

“Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.”

(Отк. 1:3)

1 Фессалоникийцам 5:27 надо посмотреть подробнее. Греческое слово Ἐνορκίζω (эноркизо), переведенное на Русский как «заклинаю» означает «давать клятву». Это очень сильное выражение и свидетельствует о намерении Павла. Павел дал повеление церкви в Фессалониках, чтобы зачитали им его письмо на главном богослужении. Разумеется, если бы Бог повелел вам написать Писание, вы бы обладали такой же властью. Тот факт, что во всех этих стихах прямо говорится о том, что нужно прочитать послания апостола на церковных собраниях, сродни тому, как они соотносятся с Писаниями Ветхого Завета. Следовательно, эти отрывки подтверждают то, что это – Слово Божье.

К середине II века авторитет апостолов был приравнен авторитету авторов Ветхого Завета. Апостольские писания читались на церковных службах наряду с книгами Ветхого Завета. К концу второго столетия отношение к посланиям Нового Завета как к части Священного Писания чётко прослеживается в апологетических трудах Иринея Леонского. Он был учеником Поликарпа, который был учеником апостола Иоанна. Ириней писал в защиту веры от еретических учений в своем сборнике книг под названием «Против всех ересей». В своем обращении он цитирует 21 из 27 книг Нового Завета, как авторитетные, с целью опровержения доктринальных ошибок и ересей. Его цитаты Нового Завета намного перевешивают использование им книг Ветхого Завета. На тот момент времени 27 книг Нового Завета неформально соединены вместе в том, что является каноном Писания.

Что особенно важно отметить, что отцы церкви и верующие второго столетия нашей эры принимали и подчинялись авторитету апостолов как тех, кто писал Священные Писания.

 

  1. Свидетельство процесса канонизации

Канонизация Писания не происходила до начала четвертого века. С 200 по 300 гг. н.э. все в церкви знали об основополагающем содержании Нового Завета и продолжали считать его авторитетным (хотя точные пределы его еще не были определены). Прежде чем обсуждать фактическое оформление канона, необходимо указать, что означает это слово.

«Канон» происходит от того же основного греческого слова (другими словами, оно транслитерируется с Греческого на Русский). Его этимология происходит от слова «тростник» или «палка». И поскольку ими пользовались для измерения, слово приобрело метафорическое значение «стандарт».

В правильном смысле канон фактически появился, когда появились первоначальные манускрипты Писаний Нового Завета, хотя церкви понадобилось много лет, чтобы это осознать. Другими словами, авторитет скрыт в самих книгах, а не в тех, кто их канонизировал. Это – важнейший момент.

Хотя исторически гораздо больше можно сказать об событиях, которые привели к официальному признанию канона Нового Завета, кратко скажу о главном.

Диоклетиан был римским императором в начале четвертого века. Он был порочным человеком, который приказал сжечь все религиозные книги, пытаясь заставить всех поклоняться ему как богу. Риск сокрытия копии Писания карался личной смертью. Одним из тех, кто пережил это испытание был Евсевий Кесарийский (270-340 г. н.э.). Он был уважаемым церковным руководителем, историком и много времени и внимания уделял канону. Будущее Писаний было поставлено на карту. В своей книге «История Церкви» он много говорит о предмете канона.

В 313 году Константин завоевал Римскую империю и объявил Христианство государственной религией. Вскоре после этого он поручил Евсевию сделать ему 50 экземпляров Нового Завета. Евсевий последовал этому, что привело к фактическому «сшиванию» книг Нового Завета. До этого времени Новый Завет существовал в различных кодексах, и критерии для определения того, какие книги действительно будут в каноне, а какие нет, не были закреплены.

Афанасий затем завершил работу Евсевия. Тогда содержание Нового Завета было кодифицировано и ратифицировано церковным собором в Лаодикии в 365 году нашей эры. Там было определено: «Псалмы, написанные частными лицами, не должны читаться в церкви, а также книги, не включенные в канон, но только канонические [книги] Нового и Ветхого Заветов».

После этого собора отцы церкви со всего мира подтвердили ранее определенный канон. На соборе в Гиппоне (Карфагене) в 393 году н.э. был объявлен канон Библии. Далее, в том же городе был еще один собор в 397 году н.э, где опять было принято постановление о каноне: «[Указано], чтобы в церкви не читалось ничего, кроме канонических Писаний, под именем Божественного Писания … Нового Завета, четырех Евангелий, Деяний, тринадцати посланий апостола Павла, Послания его к Евреям, посланий Петра (2), Иоанна (3), Иакова, Иуды, Апокалипсиса … ».

Общее согласие с этим решением было подтверждено практикой всех церквей с этого момента в последующие времена.

Таким образом Новый Завет был канонизирован. Авторитетные произведения были признаны таковыми, собраны и переплетены. Церковь единодушно согласилась признать их Словом Божьим, какими они всегда были с момента их появления.

 

Теперь, что значит быть «богодухновенным»?

На Греческом языке оригинала Нового Завета слово «богодухновенный» — θεόπνευστος (Тионюстос), использованное во 2 Тим. 3:16, означает «быть выдохнутым Богом». То есть, источником этого Слова является не человек, а сам Бог. Еще важный момент: наречие «Всё», использованное в начале данного стиха на Греческом πᾶσα (паса) подчеркивает, что каждая часть речи, все словоформы, использованные в Библии, являются богодухновенными.

Как Бог передавал Его откровение через авторов Писаний?

Иногда Он диктовал через них:

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

(Иер.1:9)

Но чаще всего Он использовал личность Своего пророка или апостола. Как ясно видно из самого Писания, божественная истина чаще всего протекала через умы, души, сердца и эмоции избранных Богом людей. При этом Бог руководил точной записью Своей богодухновенной истины. Сверхъестественным образом Он выразил Свое Божественное Слово в человеческих словах так, что даже дитя, под водительством Святого Духа может понять его в достаточной степени чтобы спастись.

 

Заключение

Как мы можем видеть, есть достаточно много свидетельств богодухновенности Писаний Нового Завета. Это – свидетельства авторов данных Писаний, свидетельство ранней церкви, свидетельства самого процесса формирования канона. Поэтому, мы можем смело игнорировать любые голоса критиков богодухновенности книг Нового Завета (а вместе с ними – самого Диавола), зная что с нашей стороны это действие не слепой веры или религиозного фанатизма, а абсолютно логичное и правильное решение, имеющее под собой прочное основание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.