Некоторые заявляют, что языки, описанные в 1 Кор. гл. 14, отличаются от тех, что были явлены в День Пятидесятницы (Деян. гл. 2).
Очевидно, что языки, которыми говорили апостолы в День Пятидесятницы, были настоящими, так как находившиеся в Иерусалиме в тот день, слышали каждый своё наречие, в котором они родились (Деян. 2:9-11). Однако, есть такое мнение, что языки, о которых говорит апостол Павел в 1 Кор. отличаются от тех, что описываются в Деяниях, гл. 2. При этом, языки, о которых говорится в 1 Кор. — личные молитвенные. Они не обязательно должны иметь лингвистические формы как у реальных разговорных языков. В доказательство такого убеждения приводятся следующие доводы:
- 1 Кор. было написано позднее и относится к другой ситуации;
- Павел говорит об этом личном молитвенном языке в 1 Кор. 13:1 как о «языке ангельском», который является языком неизвестным для людей;
- Он называется «незнакомым языком» 1 Кор. 14:2 и 14:4;
- Павел «тайны говорит духом» посредством этого языка (1 Кор. 14:2);
- Этот язык является «воздыханиями неизреченными» Духа (Рим. 8:26);
- Этот неизвестный язык служит чтобы говорить не людям, а Богу (1 Кор. 14:2).
Давайте подробнее посмотрим все эти шесть аргументов и разберёмся с ними:
- 1 Коринфянам не было написано позднее книги Деяний апостолов. Это послание было написано в 56 году н. э. При этом книга Деяний была написана в 60 году н. э. Более того, последнее упоминание языков в гл. 19 книги Деяний делается в тот же период, в котором говорится о коринфской церкви (в гл. 18). Поэтому, нет оснований полагать, что языки в Коринфе были более поздним и, следовательно, отличным явлением;
- Фраза «языки ангельские» в 1 Кор. 13:1 скорее всего является фигурой речи или преувеличением, означающим красноречие. Это также доказыватеся тем, что каждый раз, когда Библия описывает случаи речи ангелов, она вся происходила на понятных людям языках (К примеру, Бытие гл. 19, Исход гл. 3, Иисус Навин гл. 5, книга Судей гл. 13). Подробнее об этом можно прочесть в данной статье на сайте – https://wp.me/p8NFrF-bd ;
- Греческое слово γλώσσῃ(«глоссе» от слова «глоссолалия»), использованное для обозначения иного языка в 1 Кор. 14:2, само по себе не содержит слово «иное» в данном тексте. Поэтому в Синодальном переводе слово «иное» выделено курсивным шрифтом, т. к. этого его нет в греческом оригинале;
- «Тайны» в Библии не являются чем-то невразумительным. Библейская тайна – нечто, что ранее было сокрыто и теперь явлено. Апостол Павел пишет, к примеру, о тайне, которая ему была открыта и о которой он уже написал ранее (Еф. 3:3). Так как он писал на Греческом – известном в то время языке для его читателей, ясно, что «тайна» здесь не есть нечто неизвестное, невразумительное или неизреченное;
- Когда Павел пишет в Рим. 8:26, то он там говорит не о языках. Дар языков нигде не упоминается в данном отрывке Писания или даже во всем послании к Римлянам, даже в его части, где говорится о духовных дарах (Рим. 12:6-8). Более того, «воздыхания», о которых говорит Павел в Рим. 8:26 «неизреченные», т. е. их нельзя произнести, выговорить. Личные же языки являются тем, что люди произносят, т. е. они «изреченные». Поэтому, они не могут быть и «изреченными», и «неизреченными» одновременно. Следовательно, Рим. 8:26 не говорит о иных языках. В данном стихе говорится о воздыханиях Духа Святого, которые Им самим выражаются, и верующий к этому не имеет отношения;
- Павел говорит, что человек, говорящий на ином языке обращается к Богу и только Бог может его понять. Другие же люди этот язык не поймут, если им его не перевести. Здесь речь не идет о том, что язык сам невразумительный или непереводимый. На самом деле Бог желает и требует, чтобы этот язык был переведён на понятный тем, кто находится в церкви, когда этот иной язык звучит в церкви (1 Кор. 14:10-19).
Кроме этих аргументов, показывающих, что в 1 Кор. 14 речь идет о настоящем языке, а не о каком-то «личном молитвенном наречии», есть еще и другие:
- Каждый раз, когда в книге Деяний идет упоминание об иных языках, они являются настоящими иностранными языками. К примеру, в Деян. 2:8 говорится, что апостолов слышали люди, прибывшие с разных стран, говорящими на их родном наречии. В Деян. 11:17 Пётр подтверждает, что Корнилий и его домочадцы, на которых сошёл Дух Святой по повествованию гл. 10, говорили на иностранных языках, как и апостолы в День Пятидесятницы – «Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа,». В последнем месте, где упоминаются языки в книге Деяний в гл. 19, также говорится о точно таком же опыте получения Духа Святого и говорения языками, как и в других случаях. Таким образом, дар языков по всей книге Деяний от гл. 2 (~ 33 год н. э.) до конца (~60 год н. э.) был даром говорения на настоящих иностранных языках. И, так как 1 Кор. было написано в тот же период (около 56 года н. э.), нет оснований полагать что в нем говорится о каком-то другом типе языка;
- Даже в том же контексте 1 Кор. 14 Павел сравнивает языки, о которых говорит, с настоящими, используемыми людьми в мире – «Сколько, например, различных слов (φωνῶν- фонон, — голосов, звуков, языков, диалектов) в мире, и ни одного из них нет без значения.» (1 Кор. 14:10). Очевидно, что дар языков, по убеждению Павла, подразумевает нечто имеющее смысл для других людей;
- Факт тот, что языки, о которых Павел говорит в 1 Кор. 14, можно было перевести (истолковать). Раз их можно было перевести, значит они были смысловыми, реальными. В противном случае уже было бы не истолкование (перевод), а придумывание значения сказанного. Поэтому, дар толкования (1 Кор. 12:30, 14:5, 14:13) поддерживает то, что языки были настоящими разговорными, которые можно было перевести так, чтобы присутствующие и слышавшие их получили пользу;
- Павел заявляет, что «языки суть знамение не для верующих, а для неверующих;» (1 Кор. 14:22). При этом он цитирует Ветхий Завет – Ис. 28:11-12, и говорит в 1 Кор.14:21: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему;». Но иные языки, о которых говорит Исайя, были настоящими языками, на которых говорили ассирийцы – те, кто пленил израильтян;
- «Личный молитвенный язык» не является чем-то уникальным. Каждый может «говорить» на тарабарщине – издавать бессмысленные звуки чем-то напоминающие язык. Более того, даже те, кто исповедует иную религию кроме Христианства, демонстрируют такое говорение. При этом они вообще являются неспасенными людьми, «говорящими языками». Нет ничего сверхъестественного в таком говорении. Но есть нечто сверхъестественное в том, когда человек получал способность говорить смысловые фразы и предложения на настоящем разговорном иностранном языке, который никогда до этого не изучал. Именно это было даром, описанном в Новом Завете. Всё же остальное типа «личных молитвенных языков» не должно считаться настоящим библейским даром.
При подготовке материала использована книга Нормана Л. Гайслера «Чудеса и знамения».