На днях у меня состоялась переписка с одним из братьев, в ходе которой он поднял вопрос возможности потери спасения возрожденными Христианами. Суть его позиции в том, что Христианин может потерять спасение через сознательный выбор после того как это спасение произошло в его жизни. Соответственно, я решил немного подробнее рассмотреть данный вопрос:
Прежде всего, надо заметить, что спасение человека связано с искуплением. Возможность потери спасения делает искупительную жертву Христа потенциальной, а не действенной. То есть, если решение быть спасенным или нет зависит от самого человека, а не от Бога, то значит искупление Христа (т.е., буквально — замещение грешника в его смерти за грех как справедливом перед Богом наказании, которое требует Его святость и праведность) является потенциальным. И тут возникает вопрос — за кого умер Христос? За всех грешников или за тех, кого Бог определил ко спасению? То есть, смерть Христа является искупительной для всех грешников, которые когда либо жили, живут и будут жить, или же только для некоторых?
Ответ на этот вопрос — главное. Если мы ответим на него так, что Иисус умер только за избранных, то это будет означать, что искупление ограничено именно самим Богом по Его намерению. И это значит, что искупление на самом деле спасает избранных. Т.е. искупление гарантирует спасение тех, за кого оно осуществлено. Если же ответить на этот вопрос так, что Иисус умер за всех людей, но не все спасаются, то искупление тогда ограничено решением самих людей. В таком случае получается, что спасение это лишь возможность. Т. е. искупление делает спасение всех людей возможным, но оно не обеспечивает, что все придут к спасительной вере во Христа.
Тут возникает вопрос: кто же ограничивает действие искупления, мы или Бог? Писание говорит о том, что вера — дар Божий, т. е. её источник — сам Бог. Таким образом, вера спасительная не есть что-то, что мы сами в себе вырабатываем или не вырабатываем и после этого уже пользуемся искуплением. Об этом достаточно четко написано в Еф. 2:8-10 и нет необходимости заблуждаться:
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
(Еф.2:8-10)
В Еф. 1:3-10 говорится, что Бог сам избирает ко спасению конкретных людей и им дарит спасительную веру:
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
(Еф.1:3-10)
Искупление, которое ограничено только самим Богом более соответствует учению об предопределении, чем искупление, ограниченное нашим решением.
Другая проблема с искуплением, которое осуществлено было для всех людей без ограничения, в том, что оно не покрывает каждый грех. Неверие является грехом (Евр. 3:19). Соответственно, если Христос умер за каждый грех, то Он также искупил и неверие. Если Христос умер чтобы искупить только грехи избранных, то тогда неверие точно им покрывается и избранные рано или поздно обязательно придут к вере. То есть, никто из них не будет наказан за неверие. Но если Христос умер за все грехи всех людей и неверие является причиной того, что люди попадают в ад, то тогда либо Христос на самом деле не искупил неверие, либо Бог несправедливо наказывает грех неверия, за который Иисус умер, когда отправляет неверующего в ад. Т. е., получается Бог изливает свой гнев тогда как Его гнев был удовлетворен смертью Христа.
Весь вопрос на кого распространяется искупление имеет отношение к справедливости Божьей. Если Бог справедлив, то Он не может изливать гнев после того как было совершено Христом совершенное примирение с Богом. Если же Иисус спасает Его людей от греха, как об этом заявляет Мф. 1:18-21, то тогда нет несправедливости в излиянии Божьего гнева против грешников, а не против избранных:
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф.1:18-21)
Есть мнение, что если спасение не возможно потерять настоящему Христианину, то это приведет к жизни во грехе и беззаконии, т.к. у него не будет страха перед Богом. Настоящие Христиане мотивируются не деструктивным страхом перед Богом как разрушительной силой, а любовью к Нему и уважением, основанным на понимании того, кто Он есть, что Он делает для церкви и как поступает с грешниками. Этот страх имеет другую природу, в основе которой находится почитание и уважение, поклонение Богу, а не боязнь наказания. Если у Вас страх перед Богом основан только на том, что Он может Вас послать в ад или подвергнуть проклятию и разрушить Вашу жизнь, то Вы возможно вообще не являетесь человеком, который среди избранных Христом ко спасению. Возможно, все Ваше знание о Боге, привело Вас только к откровению о Его гневе в адрес грешников, но не к спасительной вере, которая целиком и полностью полагается на Христа в вопросе спасения от будущего суда. Это — чрезвычайно важные и серьезные вещи, о которых каждый человек должен задуматься.
Все стихи которые Вы привели мне знакомы, но они ничего не говорят о том от чего человек искуплен. Человек искуплен от проклятий закона, а не от греха или грехов.
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»), (Гал 3:10, 13)
Суетная жизнь о которой говорится в Послании Петра (1Пет.1:18) это и есть исполнение закона, и жизнь по закону, с его благословениями и проклятиями.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; (Мф 11:28)
Все труждающиеся и обременённые , это те кто под законом, а не те кто утрудился на работе , или обременён какой либо работой будучи грузчиком, токарем, или разносчиком пиццы.
Ни о каком искуплении от греха или грехов в Библии не говорится. Почему грех продолжает запинать человека если человек » искуплен» от него?
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, (Евр 12:1)
Читая Библию я нигде не встречал места где бы говорилось об искуплении греха, от греха, или грехов, говорится об освобождении от греха, и прощении грехов. Возникает вопрос, искупление и освобождение это одно и тоже?
Искупление — оплата. Искупление греха значит оплата за этот грех.
зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
(1Пет.1:18)
Слово «искуплены» на Греческом λυτρόω (лутроо) подразумевает освобождение через оплату выкупа.
Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(Тит.2:14)
В данном стихе слово «избавить» — то же самое λυτρόω (лутроо), что и в 1 Пет. 1:18. Соответственно, можно сделать вывод, что «искупить» и «избавить» (освободить от чего-то) логически связаны с собой. Разумеется, если мы искуплены Богом, то значит мы освобождены от тирании греха:
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
(Рим.6:12-14)
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
(Рим.6:18)
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:22,23)